Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объемное мышление






Продуктом линейного мышления в отношении того или иного предмета является совокупность отдельных аспектов, выделенных посредством аналитических процедур, установление пространст­венных, временных, причинно-следственных и иерархических от­ношений между ними и последующая реконструкция предмета с неизбежной потерей иных аспектов - невыявленных, скрытых, потенциальных или противоречащих процедуре реконструкции. Продукт же объемного мышления - предмет как таковой, предмет как тотальность с включением в него всех возможных аспектов, в том числе и противоречивых, и аспектов фона, и аспектов принципи­ально невидимого окружения.

Простейший пример - задача на классификацию, когда имплицитно присутствуют несколько критериев классификации.

Дан набор слов: «рыба», «перья», «шерсть», «бегать», " птица", «плавать», «животное», «летать» «чешуя». Нужно разделить слова на однородные классы. Возможны два типа классификации. Абст­рактно-логический выделяет следующие классы: {рыба, птица, животное}; {шерсть, перья, чешуя}; {бегать, плавать, летать}; Конкрет­но-образный - {рыба, плавать, чешуя}; {птица, летать, перья}; {жи­вотное, бегать, шерсть}.

Линейное мышление выбирает один из типов классификации. Двумерное - их совокупность. Результатом является не набор клас­сов, а единый двумерный упорядоченный объект:

 

Рыба Чешуя Плавать
Птица Перья Летать
Животное Шерсть Бегать

Объемное мышление преобразует двумерный объект в многомерный, включая многообразные слабые критерии, - классифика­ция по плотности, по грамматическим категориям и т.д.

В этом примере мы видим объемную мыслительную процедуру и объемный результат, который может быть понят только в состоянии объемной дКВ.

Однако это лишь самый простой пример. Объемное мышление - мышление экспансивное. Если какая-либо форма мышления претендует на статус объемного, она должна включать в себя и компоненты фонового мышления, и процедуры соотнесения фигуративного и фонового мышления с невидимым.

Начав с исходного пункта, оно движется одновременно по всем направлениям, наращивая все новые и новые измерения и стремительно расширяя объем рассматриваемого материала. Более слож­ные задачи быстро исчерпывают энергетические ресурсы психики, и процесс останавливается. Поэтому объемное мышление неизбежно включает в свой арсенал процедуры сворачивания достигнутого на каждом шаге результата в простые маломерные формы, доступ­ные для удержания в сознании. Продуктом объемного мышления являются тотальные модели, охватывающие одновременно множе­ство самых разных аспектов анализируемого предмета.

Примеров получения продуктов объемного мышления, доступ­ных широкому кругу потребителей, пока нет, поскольку еще не сформировалась среда людей, владеющих этим мышлением. До тех пор, пока подобные результаты будут оставаться достоянием от­дельных экспериментаторов, своего рода психотехническими экс­цессами, трансляция их в миры культуры и технологии будет невоз­можна. Лишь формирование специальных психонетических языков, позволяющих адекватно передать содержание полученных резуль­татов, позволит ввести объемное мышление в широкий культурный, научный и технологический контекст.

Разработка психотехнических приемов формирования основ объемного мышления могла бы показаться экзотической забавой, если бы не учащающееся появление работ на аналогичную тему в областях, достаточно удаленных от психотехнических разработок. Так, явным коррелятом психотехнического обеспечения объемного мышления является разработка концепции многомерной логики в работах К.И.Бахтиярова1. Двумерная (многомерная) логика являет­ся формализованной основой собственно психологического фено­мена двоемыслия (многомыслия). Естественно, возникает вопрос: как преобразовать логические реалии в психологические. Путь к этому намечает сам автор концепции, используя в качестве иллюст­рации перцептивные феномены, в частности, образ совмещенных за счет конвергенции глазных яблок изображений белого и черного квадрата, буквально воспроизводящих выражение «блеск парадок­сов» (рис.12 - см. цв. вклейку). Мы также используем прием нахож­дения аналога логическим фигурам в перцептивной сфере, а один из описанных выше приемов прямо связан с совмещением изображений за счет кон- или дивергенции глазных яблок.

Признаком надвигающейся эпохи объемного мышления явля­ются и современные оккультно-фантастические тексты, например работа В.Агеева и В.Лебедько, некоторые отрывки из которой приведем ниже. Авторы вводят иерархию восприятий и осознаний: Точечное восприятие: «одномоментно воспринимается как моносигнал, некоторая изолированная область пространства. Отсутствует непосредственная связь различных областей пространства».

Точечное осознание: «возможность намеренного сосредоточения» какой-либо части тела, эмоции, мысли, образе и т.д.

Этимсостояниям соответствует КВ.

Линейное (лучевое) восприятие и осознание (соответствует ло­кальной дКВ): установление лучевой связи нескольких пространст­венных объектов, связывание различных областей человеческого тела в линию (например, позвоночник), выделение линии, соединяющей два полярных эмоциональных состояния, с одновременным воспри­ятием всех оттенков перехода, одновременное переживание всех точек мысленного ряда, всех актов единого мыслительного действия и т.д.

Плоскостное восприятие и осознание: «плоскостная, послойная, «продольная» и «поперечная» связи внутри пространства, выделяю­щие некоторые области с общим качеством», выделение в теле ряда плоскостей, объединенных по какому-либо качеству, управление мо­дальностью как таковой, переживание целиком какой-либо модели Мира.

Объемное восприятие и осознание (аналогом является объемная дКВ и объемное мышление): «объемное восприятие комплекса пространственных объектов с организацией их целостного взаимодей­ствия», «объемное целостное восприятие Всего во Всем», «одномо­ментное сосредоточение внутри всего тела», «одномоментное пережи­вание всех возможных описаний Мира и выход за их пределы - вос­приятие Мира непосредственно, без описания его».

8 своей совокупности десятки публикаций, прямо или косвенно затрагивающие тему объемного мышления и, шире, объемного соз­нания, представляют собой настоящее техническое задание на раз­работку соответствующих технологий.

5. Объемное сознание

Основа объемного сознания - тотальное внимание. После опи­санных выше процедур внимание становится тотальным, включаю­щим в себя и обычное, и объемное, и видимое, и то, что ранее было не видимым. В этом состоянии оно утрачивает характеристики вни­мания как такового, превращаясь в то, что стоит за вниманием, -рефлексивную инстанцию более высокого порядка, позволяющую включить в состав наблюдаемого и сам процесс внимания.

Объемность сознания не зависит от того, какие в нем протека­ют процессы - линейные или объемные. Объемное сознание охва­тывает все пространство, в котором реализовано то или иное со­держание. Об объемном сознании мы можем говорить только в слу­чае одновременного наличия противоположных полюсов шкал, ха­рактеризующих сознание как таковое. Не пытаясь дать исчерпы­вающий перечень таких шкал, рассмотрим некоторые из них.

Объемность сознания может быть рассмотрена как реализация пространственной метафоры. Речь в данном случае идет не о полипроцессуальности сознания, когда в поле внимания одновременно находится несколько различных процессов. Полипроцессуальность - следствие применения дКВ-техники, не изменяющей одномерный характер сознания. Сознание становится объемным, когда в нем присутствуют не совместимые между собой описания одной и той же реальности. В пределах одномерного сознания одно из описаний неизбежно доминирует (как это бывает при обратимых отношениях «фигура - фон»). Объемное сознание возникает тогда, когда несо­вместимые описания присутствуют как равноистинные и вместе с тем принципиально не совместимые. Это совмещение несовмести­мого - развернутая идея двоемыслия - может быть либо редуциро­вано до обычных содержаний одномерного сознания путем превра­щения несовместимых описаний в отдельные аспекты одного объек­та, либо спровоцировать скачкообразный переход одномерного сознания в объемное. Тогда несовместимые принципы описания становятся не аспектами одного объекта, а различными измерения­ми многомерного сознания.

Совмещение несовместимого в рамках одного объемного соз­нания является психологической основой для формирования фено­мена метанультуры. Об этом проекте много говорят как о жела­тельном, необходимом и неизбежном, имея в виду построение обширной культурной системы, включающей в себя различные суще­ствующие и существовавшие культуры в качестве частных случаев. Однако до сих пор никто не сделал ни одного шага к разработке технологического обеспечения этого проекта. Это неудивительно поскольку стилистика, ценностные ядра, картины Мира, религиозные и метафизические задачи и соответствующие им формы орга­низации сознания различных культур оказываются зачастую несо­вместимыми. Попытка создания единого культурного поля, содер­жащего в себе формы и смыслы различного культурного происхож­дения, в лучшем (и крайне маловероятном) случае, привела бы к формированию еще одной культуры, рядоположной остальным, а, вероятнее всего, - к проекции всего богатого и противоречивого мира культурных форм на плоскость посткультурного постмодерни­стского мира, устраняющего глубинные смысловые измерения каж­дой из подвергшихся подобной процедуре культур. Объемное же сознание, преодолевшее ограничения индивидуальной психики, позволяет расположить в пределах одного сознания все многообра­зие культурных форм без потери смысловой глубины.

Другой реализацией пространственной метафоры является со­вмещение различных состояний сознания в одном психическом пространстве. Механизмы переработки психических содержаний, характеризующие различающиеся нормальные состояния сознания - бодрствование, быстрый и медленный сон, - не совместимы ни по своему действию, ни по своему результату. Тем более не совмести­мыми оказываются принципы функционирования нормальных и измененных состояний сознания. Объемное сознание предполагает возможность совмещения различных работ этих несовместимых механизмов с получением сложного многомерного продукта.

Началом работы в этом направлении становится разделение общего психического пространства на два и более подпространств на основе упомянутой выше техники одновременного восприятия альтернативных фигур и привязки к ним работы различных психи­ческих механизмов. Так, куб Неккера как плоская фигура может быть начальным образом, к которому применяется преобразование, характерное для сновидения, и одновременно тот же куб в качестве объемной фигуры может послужить началом цепочки преобразова­ний под воздействием механизмов бодрствующего сознания. Под­пространства единого психического пространства возникают либо результате использования техники непосредственного формирования альтернативных состояний, либо как воспроизведение воспо­минаний о них (рис.13 - см. цв. вклейку).

Но объемное сознание может быть рассмотрено и как расши­ренное во времени актуальное настоящее. Актуальное настоящее всегда обладает определенной длительностью, в течение которой существуют связные целостные процессуальные единицы, состав­ленные из разнесенных во времени элементарных восприятий. Объемное сознание расширяет актуальное настоящее на значитель­ные промежутки времени, превращая удаленные во времени собы­тия в одновременные.

Но наиболее интересный результат объемное сознание дает при размещении в нем шкалы дифференциации, по которой движет­ся во времени любая развивающаяся система. Эта система подчиня­ется вполне определенным законам: движению от исходной вы­сокоэнтропийной недифференцированной целостности ко все бо­лее дифференцированным состояниям и в итоге к старению и смер­ти. Для систем, обладающих сознанием или являющихся продуктом деятельности сознания, этот закон приобретает иной вид: разви­вающаяся система последовательно замещает знание реальности ее изображением, представляющим не только реальность как таковую, но и ее виртуальные варианты. При этом ранние стадии развития представляются насыщенными более глубокими смыслами, больши­ми возможностями и большей энергией, чем более поздние. С дру­гой стороны, поздние стадии дают нам гораздо большие объем и разнообразие знаний и технологий, значительно большую техниче­скую изощренность и жизненный опыт, нежели ранние стадии. От­сюда и противоречия между традиционалистским и прогрессистским подходами в оценке эволюции человеческих сообществ.

Объемное сознание позволяет вместить в одном сознании весь континуум состояний развивающейся системы - от начального не­дифференцированного состояния до конечного, выявляющего все потенции системы. В качестве такой развивающейся системы могут выступать различные культурные феномены, например естествен­ные языки, преодолевая тем самым деградационные аспекты разви­тия. Такой же системой может стать и психика субъекта, сформиро­вавшего объемное сознание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.