Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страховые фонды как материальная основа страховой защиты. Формы организации фондов страховой защиты.






Если учитывать толкование " фонда" как ресурсы, запасы, накопления, то страховой фонд - это совокупность выделенных и зарезервированных запасов материальных благ, которые предназначены для осуществления страховой защиты (не только компенсации, но и преодоления последствий реализации страхового риска). Может выступать как в натуральной, так и в денежной форме.

Назначение страхового фонда не для потребления, не для накопления, а для возмещения убытков в результате наступления страхового случая. Согласно такому подходу, национальный доход, главным образом, является источником расширенного воспроизводства, а механизм страхования позволяет удерживать определенный уровень производственного развития. То есть страхование влияет на устойчивость экономики, на ее стабилизацию. Однако, по этой теории, стихийные бедствия и неблагоприятные случаи равносильны, физическому и моральному износу, поскольку вымывают национальные достояния. Поэтому на практике теоретические взгляды марксистов по поводу указанной концепции страхового фонда трансформировались в обоснование того, что расходы на формирование этого фонда осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. С такой теоретической позицией расходы на страхование имущества предприятий не входят в состав себестоимости продукции, а размер страхового платежа в планово-директивной экономике в советское время ограничивался 1 % от реализованной продукции, что не соответствовало уровню общественно-необходимых затрат для возмещения убытков и разрушений в результате наступления объективных страховых событий.

Исходя из научной и общественной практики разработаны организационные формы страхового фонда. В. Райхер обосновал тройственную систему страховых фондов антиризикового направления и в своей классической теории рассмотрел методы организации этих фондов. Относительно условий функционирования экономики в Украине, и можно выделить следующие формы страхового фонда:

- централизованный (резервный);

- самострахование;

- страховой фонд страховщика.

Централизованный (резервный) страховой фонд формируется централизованным методом на уровне государства, территориально-административной единицы, его назначение - возмещать ущерб и устранять последствия стихийного бедствия, крупных аварий, других страховых событий путем перераспределения общегосударственных ресурсов. Этот фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме;

Фонд самострахования формируется децентрализованным методом на уровне хозяйствующего субъекта: Его цель - преодолевать временные трудности и возмещать потери в процессе производства при наступлении страхового случая путем целевого использования собственных ресурсов. Формируется преимущественно в виде натуральных запасов субъекта, но может иметь и денежную форму.

Страховой фонд страховщика формируется децентрализованным методом за счет взносов страхователей. Его цель - организовывать страховую защиту согласно установленных правил и условий страхования путем выплаты страховых сумм страхователям в случае наступления страхового случая, а также реализовывать экономические интересы страховщика в получении прибыли. В современных условиях этот страховой фонд формируется только в денежной форме и снимает противоречивость отношений между страхователем и страховщиком, хотя и оставляет различия в приоритетах. Так, для страховщика страховой фонд - это прежде всего гарант выполнения обязательств страховщика по организации страховой защиты, а затем уже существует заинтересованность в его количественном росте. Для страховщика, наоборот, приоритетным является то, что страховой фонд прежде всего капитал, который может прирасти, то есть принести прибыль, а на втором плане - средство выполнения обязательств перед страхователями по поводу страховых выплат. Указанное противоречие решается применением одного из основных диалектических законов - единства и борьбы противоположностей. Все участники страховых отношений должны заботиться в равной степени о эффективное использование страхового фонда и по поводу его приумножения, и по поводу выполнения страховых обязательств.

Цель страхового фонда - восстановить ситуацию, стабилизировать ее, но не улучшать. Поэтому значение страхового фонда заключается еще и в том, что в нем реализуются определенные экономические отношения процесса производства, он является фактором стабилизации экономики, способствует экономическому прогрессу общества как источника инвестиций в экономику.

Основные принципы функционирования страхового фонда:

- комплексность (оптимальность, достаточность);

- разнообразие организационных форм;

- учет специфики отраслей экономики и субъектов собственности;

- государственное регулирование.

 

3. Самострахование, его источники и границы целевого применения.
Преимущество самострахования заключается в том, что оно помогает оперативно возмещать небольшие убытки. Кроме того, не нужно платить на сторону страховые премии, которые должны не только возместить убытки, причиненные страховым случаем, но и покрыть расходы по выплате комиссии посредникам, содержать офис и формировать прибыль страховщика.

Однако указанные преимущества децентрализованной формы накопления и использования резервных средств выявляются лишь в определенных пределах. Ведь в случае самострахования практически нет распределения последствий риска. Один большой (а нередко и средний) риск может привести к необходимости ликвидировать предприятие. Самострахование требует отвлечения значительных ресурсов в резервы. Кроме того, средства этих фондов не сосредотачиваются на отдельном счете в банке. Они находятся в хозяйственном обороте и на момент, когда возникнет реальная потребность использовать их по целевому назначению, могут находиться в неликвидной форме. Следовательно, этот канал формирования средств для страховой защиты объективно не может быть определяющим в структуре совокупного фонда страховой защиты.

Финансирование за счет централизованных фондов распространялось на покрытие потерь от рисков только предприятий государственного сектора. Кооперативные, общественные предприятия и население прибегали не только к самострахованию, а и организовывали защиту своих материальных интересов на случай риска за счет средств фондов, которые создавались благодаря страхованию. Так можно было накапливать средства не только на защиту имущества, а и на решение ряда социальных вопросов (страхование на случай постоянной или временной потери трудоспособности, страхование на дожитие, досвадебное страхование и т. п). Однако относительно низкий уровень доходов населения тормозил развитие указанных видов страхования.

Итак, поскольку в плановой централизованной экономике преобладала государственная форма собственности, то и специфические формы и методы ее защиты отодвинули страхование на второй план.

Заметим, что состав и структура фондов, предназначенных для страховой защиты, принципиально изменяются в период постепенного перехода к экономике рыночного типа. Ведь разгосударствление собственности требует соответствующих изменений и в ее страховой защите. Они должны направляться на принятие решений о страховой защите от малых рисков на уровне предприятия, расширение границ самофинансирования.

Теперь значительно меньше, чем в прошлые времена, используются централизованные денежные резервы государства на восстановление имущества, уничтоженного или поврежденного стихией или иным бедствием. Здесь сказываются изменения форм собственности.

На организации самострахования субъектов хозяйствования отрицательно сказалась жесткая налоговая политика. Подавляющая часть предприятий лишена поэтому возможности иметь в своем распоряжении необходимые денежные резервные фонды.

Итак, возможности обеспечения страховой защиты за счет перечисленных только что источников очень ограничены. Это означает что в дальнейшем больше нагрузка должна приходиться на фонды, создаваемые благодаря страхованию. Если к этому добавить задачи по переориентации программы социальной защиты граждан (здравоохранение, пенсионное обеспечение, частично образование) на страховые основы, как это сделано в странах с рыночной экономикой, то перспектива усиления роли страхования в системе страховой защиты становится очевидной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.