Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические исследования экономического сознания и поведения различных социальных групп






В условиях качественного изменения социально-экономических отношений особую актуальность приобретают исследования экономического сознания и поведения отдельных социальных общностей. По состоянию экономического сознания можно судить об уровне зрелости социальных групп, о понимании собственных экономических интересов и потребностей, об их отношении к новациям в экономической сфере, о готовности участвовать в новых формах хозяйственной деятельности.

Изучение экономического сознания и поведения предполагает выявление отношения к направлениям и формам экономических преобразований, путям выхода из экономического кризиса, отношения к рынку, развитию предпринимательства, приватизации, ценообразованию, личному благосостоянию и др.

Существенное воздействие на экономическое сознание и поведение оказывает кризисное состояние общества. Неустойчивость, неопределенность, противоречивость объективных процессов является главным источником противоречивости сознания и поведения.

Существует определенная разорванность между восприятием идей экономических преобразований и оценкой явлений, связанных с их практической реализацией. Противоречивость сознания выражается в том, что респонденты, например, лояльно относятся к предпринимательству «вообще», но весьма прохладно к уже существующим его формам, развитие экономики во многом связывают с частной собственностью, но достаточно сдержанно оценивают возможность «жить за счет наемного труда и т.д.». Видимо, это связано с тем, что в экономическом сознании имеются разные слои. Под влиянием ситуации, воздействия средств массовой информации меняются верхние слои сознания, в то время как глубинные слои остаются старыми, воспроизводят особенности экономической культуры Предшествующих периодов исторического развития.

Своеобразная раздвоенность экономического сознания дополняется противоречием между ориентациями и реальным поведением. Это проявляется, в частности, в определенной инфантильности, нежелании, а зачастую и неумении реализовать на практике новые формы экономической деятельности, одобряемые и принимаемые на вербальном уровне.

Положительно оценивая новые формы хозяйственной деятельности, многие вместе с тем не ориентируются на развитие качеств, необходимых для их реализации. Такие качества, как готовность бороться с отрицательными явлениями, независимость, самостоятельность, творческий подход к делу, решительность, готовность к риску, предприимчивость заметно уступают в оценках и самооценках качествам «исполнителя».

Можно говорить о нарастании в 90-ые годы под влиянием кризиса пессимизма, неверия в успех коренных качественных изменений в экономической сфере. Наблюдается тенденция к повышению ценности спокойной, бесхлопотной жизни, отдыха в ущерб ценностям духовной жизни, развития, реализации своих способностей. Произошли, по сравнению с 60-ми и 70-ми годами, резкие изменения в оценке значения труда, его творческого характера. Если в 60-ые годы ориентация на общественную полезность труда занимала устойчивое место в первой тройке ценностей, то в 80-ые годы ее значимость резко падает, она перемещается на 8-е место, в 90-ые гг. - на 10-е в той же шкале ценностей.

Социологические исследования 90-х годов позволили увидеть динамику массового социально-экономического сознания в условиях становления рыночной экономики.

Если на ранних стадиях качественного обновления общества отношение к рынку носило неопределенный и непоследовательный характер, в частности, неточностью отличались представления о част-ной собственности (ее смешивали с личной), ее перспективах, то уже в 1990 г. были зафиксированы достаточно четкие и ясные представления о социально-экономических процессах. В 1991 г. (региональное исследование) 26% опрошенных харьковчан отметили, что рынок - единственно возможный путь развития [З]. По данным общеукраинского опроса общественного мнения в мае 1994 г., 29, 7% подчеркнули, что необходим полный переход к рынку, 21, 5% высказались за изменения в этом отношении, 31, 1% подчеркнули, что необходимо вернуться к старым отношениям [3, 7].

Все большее место в массовом сознании занимает поддержка развития предпринимательства. В мае 1994 г. 22, 4% опрошенных полностью одобряли его развитие, 21, 5% скорее одобряли, нежели не одобряли. Полностью или частично не одобряли более 30%. Показателем готовности населения принять рынок является одобрение перспективы работать у частника. Таких было по Украине в 1992 г. 47%, в 1994 г. - 37%. Большинство опрошенных в 1994 г. поддерживает передачу в собственность жилья (75%), земли (65%), мелких предприятий (54%). Отношение к приватизации и предпринимательству зависит от возраста. Положительное отношение к приватизации крупных предприятий, например, наблюдается только в группе до 26 лет, к предпринимательству до 50 лет.

За определенным взлетом прорыночных настроений (1990-91 гг.), связанным с юношеским романтизмом и надеждами всех поколений, в 1992 г. приходит период, когда преобладают более трезвые рассуждения, уменьшается число молодых людей, которые собираются уйти в бизнес, меньше тех, кто хотел бы работать на частных предприятиях, тех, кто ратует за инвестиции иностранного капитала.

В России, например, с мая 1992 по июнь 1993 гг. процент прорыночно настроенных людей уменьшился на 6% [4]. Исследования 1994 г. в Украине говорят о том, что общество возвращается к характеристикам сознания, характерным для 1991 года.

В целом в экономическом сознании жителей и Украины, и России преобладает ориентация на переход к рынку. Половина опрошенных подчеркнула, что переход к рынку - правильный шаг для будущего, 1/3 устойчиво стоит на антирыночных позициях. Первое место среди «рыночников» занимают предприниматели, коммерсанты и т.п. Второе место студенты вузов, далее военнослужащие, руководители, специалисты, квалифицированные рабочие. Во второй группе - «антирыночников» колхозники, лица, занятые трудом низкой квалификации, пенсионеры. Видимо, на развитие рыночных ориентации оказывает существенное влияние образование и уверенность в своих профессиональных способностях. Антирыночные ориентации преобладают среди людей, имеющих неполное среднее образование, неработающих пенсионеров и лиц, занятых неквалифицированным трудом.

Для экономического сознания повсеместно характерна противоречивость, которая выражается в том, что признание необходимости перехода к рыночной экономике сочетается с требованиями усиления государственного контроля над ценами. Показательны в этом плане данные социологического исследования в Украине. Большинство пенсионеров и лиц пожилого возраста (71%) выступают за наведение порядка, за контроль над предпринимательством (51%), за нормативное распределение продуктов (23%) [7]. В возрастных группах до 40 лет связывали выход из кризиса с рыночной регуляцией экономики.

Можно наблюдать определенную динамику отношения к экономической системе. От неопределенности произошел переход к размежеванию, а затем к безразличию. В 1994 г. у большинства отношение к экономической системе носит прагматический характер. 53% заявили: «Мне безразлична система, важно чтобы она обеспечивала высокий уровень жизни». Более всего эта позиция характерна для старших возрастных групп. 9% высказались за капитализм, 14% - за социализм, 15% предпочитают для Украины свой собственный путь развития.

В массовом сознании идет борьба различных представлений о социальной справедливости. Идеи уравнительной справедливости имеют в нашей стране давние традиции. Они были характерны для патриархального общества и тоталитарного государства. Нельзя не видеть, что уравнительные настроения, установки тормозят переход к новым методам и формам хозяйственной и социальной жизни, связанным с конкурентностью, с развитием предприимчивости. По данным общеукраинского опроса 1994 г., 1/3 по-прежнему считает не-справедливым, если одни получают слишком много, другие слишком мало. Вместе с тем развивается и иное понимание - 47% уже отмечают, что без значительной разницы в оплате не может быть заинтересованности в работе, 19% затрудняются ответить.

Не преодолены и иждивенческие настроения. По-прежнему большинство убеждено, что не они сами, а государство должно решать их жизненные проблемы. Проблемы стимулирования трудовой деятельности всегда привлекали внимание социологов, в конце 70-х годов они зафиксировали сдвиг общей направленности интересов личности из сферы общественно-производственной в сферу семейно-бытовой и потребительской активности. Свидетельством растущего отчуждения труда явилось ослабление традиционных и материальных, и моральных стимулов. Значение стимула приобретает самостоятельность, инициативность деятельности, самоутверждение личности, межличностное общение, которые получают все больший вес в условиях многообразия видов деятельности товаров и услуг. Возрастает значение инновационной деятельности руководителя.

Большинство опрошенных в 90-е годы отмечают свое тяжелое материальное положение, социальную незащищенность. Об особенно тяжелом положении говорят представители старших возрастных групп и безработные. Поданным 1994 г., около половины взрослого населения Украины в той или иной степени не удовлетворены своим положением в обществе, треть затрудняется определить свое положение. Удовлетворенность проявляют только 16%. 3/5 населения не удовлетворены тем, что они получают от общества. При этом социальное отчуждение характерно для всех социальных групп. Отсюда повышенная тревожность, нарастание пессимистических настроений, конфликтных ситуаций.

Контрольные вопросы

Понятие экономической сферы, ее элементов.

Соотношение экономики с другими сферами.

Функции экономики как социального института.

Социальные механизмы функционирования экономики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.