Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов психологического исследования (по Дружинину В.Н.).






Дружинин В.Н.(1999, 2000) выделяет в психологии три класса методов:

1) Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатами применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

2) Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – с предметом исследования). Результат применеия второй группы методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или простраственно-схематической.

3) Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Третья группа - интерпретационно-описательные методы - это совмещение результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия.

Дружинин относит к группе теоретических методов следующие:

1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и пр.

2) индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

3) моделирование - конкретизация метода анологий, умазаключения от частного к частному, когда качестве аналогов более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния.

 

Литература:

  1. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПБ., 2003.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  3. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
  4. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; Сост. Л.А. Карпенко. М., 1990.
  5. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2 / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1966.
  6. Психологический словарь-справочник руководителя / Под ред. А.А. Крылова и В.П. Сочивко. Л., 1982.
  7. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2 / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1966.
  8. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 2005.
  9. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.
  10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.
  11. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.
  12. Фехнер Г.Т. О формуле измерения ощущений // Проблемы и методы психофизики. М., 1974. С. 13-19.
  13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.
  14. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1982.
  15. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. М., 1995.
  16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.
  17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.
  18. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  19. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  20. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 2005.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.