Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология науки и ЭП.






Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата. Это особая сфера научного знания – учение о методе.

Метод в единстве с предметом науки составляет научный подход к изучаемой реальности. (Психология сознания + интроспекция = субъективистский подход к изучению психических явлений, бихевиоризм + наблюдение = объективистский подход.)

Научный подход выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретных исследовательских методах. Исследовательский метод – это форма организации определенного способа познания (наблюдение, эксперимент, опрос и др.). Исследовательский метод конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе одного исследовательского метода может быть создано множество методик.

У психологии нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Одни методы используются только в рамках определенной научной школы, другие находят применение в разных школах.

В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов выделяют следующие уровни методологии: [14] уровни философской, общенаучной, конкретно-научной методологии и уровень методики и техники исследования. Философская методология характеризует общую мировоззренческую позицию как интерпретационную основу науки. Общенаучная методология определяет принципы построения научного знания. Конкретно-научная методология служит реализации принципов построения и функционирования конкретной науки. На уровне методики и техники исследования конкретизируются принципы построения и проведения научного исследования.

Основополагающим для методологии психологии является разграничение в ее рамках естественно-научного (номотетического) и гуманитарного (идиографического) подхода в объяснении и понимании человека. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из этих подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.

Номотетический подход – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.

Естественно-научная парадигма в психологии исповедует две принципиальные установки: 1) ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины); 2) ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Научное познание строится при помощи наблюдения и экспериментирования. Исследователь занимает позицию внешнего незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Центральное место отводится индуктивному методу: обобщению большого количества сходных наблюдений. Количество накопленного эмпирического материала определяет основательность вывода. Содержание знания имеет единое для всех значение.

Критерием истинности естественно-научного знания являются проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования. Естественно-научная парадигма ориентирована на выявление общих зависимостей и законов, типов, подведение единичных фактов под общую зависимость. При построении типологий, классификаций, законов широко используются математические методы обработки полученных данных. Другим критерием истинности естественно-научного познания служит использование его результатов на практике. Изучение психологии человека с позиции естественно-научного подхода не может претендовать на полноту знания о нем, так как в этом случае игнорируется его духовная сущность.

Идиографический подход – последователи этого подхода считают его единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю. Идиографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Широко применяется в исторических дисциплинах (так называемые, персоналии).

Гуманитарная парадигма ориентирована на индивидуальность, обращена к духовному миру человека, его личностным ценностям и смыслам. Единичное событие имеет свою самоценность. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных и эстетических норм. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого бытия. Гуманитарное знание – это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. В отличие от естествознания в гуманитарных науках могут существовать разные точки зрения на одну проблему. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво. Гуманитарное познание никогда не может быть окончательным и единственно верным.

Понимание, являющееся одним из способов гуманитарного познания, предполагает активное, пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его вживание в изучаемую реальность. Понимание – это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные и мировоззренческие установки, ценностные ориентации, отношение к познаваемому.

Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование принимает форму диалога двух субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. С этим связано ограничение в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.

Основные методологические принципы психологического исследования

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:
1. Принцип детерминизма. Его суть сводится к тому, что все психические явления предопределены взаимодействием организма с внешней средой. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. (Что бы ни происходило, это имеет свои причины). Без причинных связей исследования были бы невозможны.

2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие. Возможна независимость познания объекта от субъекта. Психологические методы позволяют объективно познавать реальность. Цель – максимально объективизировать сознание. Методы математической статистики позволяют сделать знания объективными.

3. Принцип единства физиологического и психического. Жесткого разрыва между физиологическим и психическим не существует. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно. С одной стороны психическое и физиологическое представляют собой некоторое единство, но это не тождество.
4. Принцип единства сознания и деятельности. Говорит о том, что нельзя отдельно изучать поведение, сознание и личность; все взаимно переплетено. Леонтьев: Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P, S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация. В русской психологии существует разделение: - Принцип единства личности и деятельности; - Принцип единства сознания и личности.

5. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Развитие – всеобщее свойство материи; мозг – тоже результат длительного эволюционного развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. Принцип подчеркивает, - любое наше функционирование бесконечно и зависит как от стимулов внешней среды, так и от воздействия социальных и исторических факторов.

6. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Принцип утверждает, что все психические явления следует рассматривать как включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие включают в себя нижние и опираются на них. Нельзя в человеке отдельно рассматривать внимание, темперамент и… вне зависимости от всего остального и друг от друга.

7. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента (принцип фальсификации - научное знание должно быть в принципе опровержимо).

8. Принцип верифицируемости. Выдвинут О. Контом, в начале ХХ века – фактическая подтверждаемость теории, подтверждение экспериментальной гипотезы (принцип верификации - научное утверждение должно быть проверено опытным путем).

9. Принцип репрезентативности объекта исследования с целью обеспечения возможности распространения экспериментальных результатов на большие группы людей;

10. Принцип валидности (от англ validity - настоящий, имеющий силу) - обоснованности степени соотнесения экспериментальных процедур как с базовыми теоретическими понятиями, предметом исследования, так и с экспериментальными данными, полученными другими исследователями, позволяет считать полученные экспериментальные результаты и выводы достоверными;

11. Принцип надежности (или, по Р.Готтсданкер, внутренней валидности) экспериментальных данных, предусматривающий организацию таких экспериментальных условий, обеспечивающих точность измерения психических явлений таким образом, чтобы впоследствии можно было обобщить и распространить их на других людей;

12. Принцип инвариантности результата экспериментального исследования психики, обусловливает относительно устойчивая связь между экспериментальным воздействием и определенным ответом (реакцией) объекта исследования, задает принципиальную воспроизводимость результатов исследования

13. Принцип изоморфизма, что обуславливает существование соотношения между внешней, предметно-практической и внутренней психической деятельностью, и позволяет наряду с объективным изучением внешних факторов получить объективну информацию о внутренних, субъективные факторы - свойства психики субъекта

14. Принцип единства теории, эксперимента и практики, утверждает необходимость обеспечения тесной связи между практикой, которая определяет проблемы психологии, методами исследования и теории, развивающееся на базе накопленных в экспериментальных прикладных исследованиях данных, которые являются для теории как источником информации, так и средством проверки ее истинности.

15. Принцип проектирования (активного моделирования, воспроизведения форм психики в особых условиях).

Наука как человеческая деятельность, прежде всего, характеризуется методом. В самом общем смысле метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

МЕТОД - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности; способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования (Дружинин В.Н.)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ – совокупность способов и приёмов изучения психологических проявлений личности человека (Кр.психологический словарь, 1985).

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

 

 

Выделяется пять уровней системы классификации психологических методов:

1.Уровень методики.

2.Уровень методического приёма.

3.Уровень метода (эксперимент, наблюдения и пр.).

4.Уровень организации исследования.

5.Уровень методологического подхода.

Классификация методов психологического исследования(по Ананьеву Б.Г.).

1) организационные (4-й, 5-й уровни) - сравнительный, лонгитюдный и комплексный;

2) эмпирические - обсервационные методы (набдюдения и самонаблюдения), эксперимент (лабораторныый, полевой, естественный и др), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод;

3) способы обработки данных - методы математико-статичеческого анализа данных и качественного описания;

4) интерпретационные – генетические (фило- и онтогенетический) и струкурные методы (классификация, типологилизация и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.