Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовая база предупреждения и предотвращения конфликтов среди несовершеннолетних






Сложная экономическая и политическая ситуация в стране, распад духовных и нравственных ценностей, крушение прежнего мировоззрения и отсутствие нового, неуверенность в завтрашнем дне привели к дезориентации людей различных социальных групп в окружающем мире и к внутренним конфликтам личности.

Это получило яркое выражение не только в среде взрослых людей, но затронуло и подрастающее поколение, детерминировало возникновение множества конфликтов в молодежной среде, исход которых часто связан с совершением правонарушения. Возрастающая социальная значимость проблемы защиты детства и преступности несовершеннолетних указывает на необходимость разработки социальной программы правовых, социально-экономических, образовательных и здравоохранительных мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и придания этой программе приоритетного статуса.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.
Правонарушения и негативные социальные отклонения в поведении несовершеннолетних необходимо рассматривать как преступление. Преступность и негативные социальные отклонения (пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних и т.п.) взаимосвязаны и имеют общие детерминанты. Именно поэтому многие ученые отмечают, что борьбу с преступлениями необходимо начать с предупреждения негативных отклонений и незначительных правонарушений.

Профилактика правонарушений в подростковой среде является «вечной» проблемой криминологии, педагогики, психологии и других общественных наук.

Правонарушение - это противозаконные поступки людей в обществе, акты социально вредного поведения. Вместе с тем правонарушения имеют не только социальную, но и юридическую характеристику, поскольку они представляют собою поступки людей, противоречащие действующим правовым нормам. С этой точки зрения, «о наличии правонарушения можно говорить лишь в рамках и с позиций закона, определяющего понятие и признаки гражданского, административного или иного правонарушения, а нередко и устанавливающего точный перечень противоправных действий».
Совокупность малозначительных правонарушений - явление, которое должно изучаться и учитываться статистикой, чтобы оно могло приниматься в расчет при планировании работы по профилактике преступности

Более того, такого рода негативное поведение должно стать специальным объектом ранней профилактики, а для этого оно должно быть изучено как самостоятельное явление, сопутствующее и способствующее преступности. Изучение этого явления нами предполагает прежде всего анализ мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних не будет способствовать успешной профилактике преступлений.

Социально-педагогическая профилактика - процесс государственно-общественный, основная направленность которого - устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений. В ней концентрируется деятельность целых институтов и отдельных людей. Она всегда так или иначе связана с окружающей жизнью, отражает ее требования.

Профилактика - это своего рода селекционная работа, которая должна устранять негативные процессы и явления, «вырывая сорняки на поле вырастания личности».

Социально-педагогическая профилактика правонарушений заключается в определении признаков того, как, на какой основе и в каких целях общество воздействует на определенные социальные процессы, социальных субъектов и их деятельность предупреждает рост преступности среди детей и подростков.

Большинство криминологов, педагогов и психологов главную роль отводят профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте формируется личность человека, его интересы, характер, наклонности и ценностные ориентации.
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) - это демографическая, социально-психологическая, общественная группа населения, характеризующаяся интенсивным социальным, психологическим, физиологическим развитием, обусловленным возрастом и характером общественных отношений при определяющей роли социально-педагогических факторов. Поэтому профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой, с одной стороны, важную составную часть общей системы по предупреждению преступности в целом, а с другой - предпосылку и неотъемлемую часть работы по воспитанию подрастающего поколения в современных условиях.

Профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой «организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель - не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека».

Профилактика преступлений и иных правонарушений занимает ведущее место в системе правовой профилактики. Это обусловлено, прежде всего тем, что она обеспечивает предупреждение особо опасных для общества деяний.

Правовая профилактика является именно тем видом социальной деятельности, который непосредственно призван предупредить и не допустить нарушения социального механизма правовой регуляции. Поэтому существенна роль принадлежит педагогической профилактике. Воспитание и образование в общеобразовательных учреждениях, знание несовершеннолетними основ законодательства, где основная задача - формирование у подрастающего человека практики общечеловеческих ценностей: любви, мира, ненасилия, истины, веротерпимости т.е. рационального подхода к происходящим изменениям в общественной жизни. Необходимо также научить молодое поколение ориентироваться в сложных жизненных условиях, прививать этические нормы, воспитывать патриотические чувства, к родному краю, Родине, культуре.

Опираясь на общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, пьянством и алкоголизмом, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины. Ликвидация преступности несовершеннолетних, ее причин — одна из программных задач Российского государства и на современном этапе.
Сегодня правонарушения несовершеннолетних рассматриваются как свидетельство недостатков в воспитательной, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определенной территории — как серьезный показатель недостатков проводимой здесь профилактической и воспитательной работы.
Поэтому решающее значение в предупреждении и искоренении правонарушений несовершеннолетних имеют мероприятия по коренному улучшению всей воспитательной работы, по повышению ответственности родителей и школ за воспитание подростков, усиление роли общественных и детских организаций, а также специальные, профилактические меры государственных и общественных организаций. Вопросы предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимают одно из достойных мест в российской педагогической и психологической науке.

Существующая в настоящее время законодательная база Российской Федерации является значительным подспорьем в решении данной проблемы, поскольку включает в себя помимо прочих и нормативно-правовые акты, касающиеся предупреждения и предотвращения конфликтов среди несовершеннолетних. Рассмотрим их подробнее. Итак, уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение преступления предусмотрена статьями 150, 151, 156, 153 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

1. Статья 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» раскрывает сроки лишения свободы, предусмотренные функционирующим законодательством, за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления:

- Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещания, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим 18-ти летнего возраста, - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет;

- То же его деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без таковой;

- Деяния, предусмотренные частями первой и второй, совершенные с применением насилия или угрозой его применения, - наказывается лишением свободы на срок от 2-х до 7-ми лет;

- Деяния, предусмотренные частями 1, 2 и 3, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается лишением свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет;

2. В свою очередь, Статья 151 Уголовного Кодекса Российской Федерации регламентирует уголовную ответственность следующего характера за «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий»:

- Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, - наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 до 2-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4-х лет;

- То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

- Деяние, предусмотренные частями 1 или 2-ой, совершенные неоднократно либо с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается лишением свободы на срок до 6 лет;

3. Далее уже в Статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» указывается ответственность, которую должно понести лицо, на которого возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего: «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или иным лицом, на которого возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере от 50-ти до 100 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет и без такового».

Помимо этого Кодекс об административных правонарушениях также содержит статьи, раскрывающие размер и специфику ответственности за совершение правонарушений несовершеннолетними. Они применяется в отношении правонарушений административного характера:

1. В соответствии с ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность» административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет;

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ);

3. В соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-ти летнего возраста;

4. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-го возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда и вреда средней тяжести здоровью (ст.111, 112 УК РФ), похищение человека (ст.126 УК РФ), изнасилование (ст.131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст.132 УК РФ), кражу (ст.158 УК РФ), грабеж (ст.161 УК РФ), разбой (ст.162 УК РФ), вымогательство (ст.163 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166 УК РФ), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.167 УК РФ), терроризм (ст.205 УК РФ), захват заложников (ст.206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и ч.3 ст.213 УК РФ), вандализм (ст.214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств (ст.226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст.229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ)- ч.2 ст.20 УК РФ;

5. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч.3 ст.20 УК РФ).

6. Административная ответственность за правонарушения, совершаемые несовершеннолетними ст.20.22 КоАП РФ «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» свидетельствует о том, что за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16-ти лет, а равно и распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общественного пользования, в других общественных местах, предусматривается наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 3 до 5 МРОТ;

7. При этом Статья 6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ» регламентирует, что:

- вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, - влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ;

- Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, лицами на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 МРОТ;

8. Также Статья 5.35. КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» указывает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 МРОТ.

Данные нормативно-правовые акты регламентируют работу органов правопорядка, социальных работников в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение. Однако, до вынесения соответствующего решения суда несовершеннолетний может продолжить свои противоправные деяния и продолжать участие в конфликтах в молодежной среде, если не будут приняты соответствующие меры для их профилактики. Данные меры содержатся в Статье 13 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где указаны специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отразим их в таблице 3:

Таблица 3.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 2. Социальные приюты для детей обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.
3. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенного для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
В специализированные учреждения круглосуточно принимаются несовершеннолетние:   1. Оставшиеся без попечения родителей или законных представителей. 2. Проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении.
3. Заблудившиеся или подкинутые.
4. Самовольно оставившие семью.
5. Самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей- сирот и детей, за исключением лиц самовольно ушедших из специальных учебно- воспитательных учреждении закрытого типа.
6. Не имеющие места жительства.
7. Не имеющие места пребывания.
8. Не имеющие средств к существованию.
9. Оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
Основания помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 1. Личное обращение несовершеннолетнего.
2. Заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам.
3. Направление органа управления социальной защитой.
4. Согласование с управлением социальной защитой населения ходатайство должностного лица органа или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5. Постановление: - лица, производящего дознание; - следователя; - прокурора; - судьи в случаях задержания, арест или осуждение родителей или законных представителей несовершеннолетнего.
6. Акт дежурного ОВД о помещении несовершеннолетнего в спецучереждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия акта направляется в орган управления социальной защитой населения.
В специализированные учреждения не могут быть помещены: 1. Лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
2. Лица с явными признаками обострения психического заболевания.
Несовершеннолетние обслуживаются в течении времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.
Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в специализированное учреждение, имеют право покинуть его на основании личного заявления.

 

Обобщая все выше обозначенное, стоит сказать, что в настоящее время конфликты в молодежной среде все чаще находят свое отражение в совершении несовершеннолетними противоправных деяний. Однако, действующее в Российской Федерации законодательство предусматривает определенный размер и тяжесть ответственности за совершения данных правонарушений, а также раскрывает особенности функционирования специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Данные меры способствуют лишь частичному предотвращению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а, значит, рассматриваться в качестве способа профилактики и разрешения конфликта в молодежной среде не могут. Соответственно, их разработку необходимо проводить в рамках отдельно взятого ОВД, это позволит сделать данный процесс более эффективным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.