Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодежь как особая социальная группа






Глава 1. Теоретический подход к изучению конфликтов в молодежной среде

Молодежь как особая социальная группа

 

Молодежь является предметом изучения многих наук, однако, только в рамках конфликтологии рассматривается такая актуальная для данной социальной группы проблема, как конфликты в молодежной среде. При этом для того, чтобы выявить специфику данной категории конфликтов, необходимо обозначить особенности молодежи, как особой социальной группы.

Итак, в настоящее время существует достаточно много определений понятия «молодежь», каждое из которых отражает его наиболее существенные аспекты, тем не менее для формирования объективной научной позиции необходимо рассмотреть несколько:

1. Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения[1];

2. Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции[2];

3. Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей[3];

4. И.С. Кон, модифицируя первоначальное определение молодежи, сформулированное в 1968 г. В.Т. Лисовским, обозначает молодежь, как социально- демографическую группу, выделяемую «на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»[4].

В рамках данной работы мы будем придерживаться последнего определения. Молодость, как особый этап онтогенетического развития человека не имеет четких временных границ, поскольку они подвижны ввиду их прямой зависимости от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница молодости, как одного из этапов онтогенетического развития человека, определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). Однако, в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25 %. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению» молодежи, т.е. возрастанию доли 25-29 летних. Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.

Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время. Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

По данным научных исследований, более 50 % подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания)[5].

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту.

Численность молодежи на селе сократилась, т.к. молодые люди предпочитают работать не в сфере сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и в организациях. В последнее время многие активно ринулись в сферу торговли. В связи с этим существует опасность появления «потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде. Традиционно к группам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов.

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

Заметим, что молодежь, как особую социальную группу, рассматривают с самых разных позиций и взглядов. Исторически понятие молодежи возникло в рамках социологической проблематики, соответственно, в рамках данного исследования мы будем сохранять данную направленность. Так в социологическом плане выделяют две стороны влияния общества на социальное развитие молодёжи.

Социологи считают, что «с одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества…», что, в конечном счете, сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости и сформированности самой социальной структуры. «С другой стороны, социально-экономические и политические процессы, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах»[6]. Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодёжь характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон жизнедеятельности общества (идея исходит из представлений общества вообще как некого социального организма). Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия существования молодости как периода в жизненном цикле человека определяют особенности молодёжного сознания, набор соответствующих ценностей, которые служат своеобразной основой мотивационной составляющей поведения данной социально-демографической группы. «Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности».

Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности[7]. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств[8].

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, «улицы», коллектива, СМИ, самых разных молодёжных организаций, религии и пр. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в формировании личности молодого человека. Под влиянием перечисленных факторов формируются особенности социализации, например, российской молодежи (американской и др.)

Молодость часто несколько пафосно называют «периодом, сопряжённым с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я»... человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе, с другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения».

Возможно, наиболее верным (в силу своей максимальной приближенности к объективности) будет подход к изучению молодежи, как особой социальной группы, предполагающий сочетание основных тенденций социального и психологического подходов.

Далее поскольку предметом исследования в работе являются конфликты в молодежной среде, то имеет смысл обозначить наиболее тревожные тенденции в этом отношении. К ним относятся[9]:

1. отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;

2. ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;

3. увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;

4. ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;

5. неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;

6. усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований;

7. снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.

Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50 % из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40 % испытывали на себе рукоприкладство родителей. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50 % всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи[10].

Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 2006 г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами[11].

К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Молодежь, как особая социальная группа, имеет свою субкультуру, на которой необходимо остановится подробнее. Итак, по мнению Маленковой Л.И., молодежная субкультура возникла как оппозиция культуре взрослых, как правило, классической культуре, носителями которой, естественно, является школа, средства массовых коммуникаций (в основном), учреждения культуры и семьи, непосредственно занимающихся целенаправленным воспитанием молодежи.

Психологический механизм ухода молодого поколения (особенно подростков) достаточно хорошо изучен. В основе его лежит потребность в общении со сверстниками, обозначенный Л.С. Выготским в качестве ведущего вида деятельности данного возраста (интимно-личностное общение). В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я», появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости». Потребность подростка быть в неформальной группе объясняется потребностью:

а) в информации, особенно по проблемам, ответ на которые он не получает ни в школе, ни в семье;

б) в общении и эмоциональном контакте; чаще всего это дети, которые не имеют такого контакта и общения ни в школе (в позиции пренебрегаемого, изгоя среди сверстников и нелюбимого, постылого среди учителей), ни дома (причем не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта);

в) в реализации индивидуальных притязаний, например, на лидерство или конформное подчинение, на занятие и самореализацию в определенных видах деятельности. Эти потребности и лежат в основе современной без надзорности детей и подростков[12].

Очень часто мотивом ухода в неформальные объединения у молодежи является состояние тревожности, в котором ее представители постоянно пребывают и которое усугубляется по мере взросления. Детерминанта тревожности может находиться, как в учебном заведении, так и в домашнем окружении. В основном, тревога представителей молодежи связана с необходимостью придерживаться определенных стандартов общения, поведения, мировоззрения, не раскрывать свою реальную сущность. В свою очередь, неформальная группа притягивает такого подростка возможностью принятия его таким, каков он есть, и возможностью «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д., что, в конечном итоге, приводит к снижению тревожности.

Существует множество классификаций неформальных групп молодежи. Рассмотрим несколько, в зависимости от основания для классификации[13]:

1. По социальной направленности:

- просоциальные (демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям);

- асоциальные (сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях);

- антисоциальные (авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.);

2. По направленности интересов и соответственно по видам деятельности:

1) Группы культурно-досуговой ориентации:

- современной молодежной музыки («фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки и др.);

- спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики - «фанаты»...). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе. При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;

- технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.);

2) Группы альтернативного образа жизни[14]:

- мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);

- все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики и др.); ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеолотию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», кроме того, хиппи постоянные поклонники «Битлз»;

3) Группы социальной инициативы:

- экологисты (защитники природы, «зеленые» и т.п.);

- глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);

- охраны и защиты памятников истории и культуры;

- фонды социальной инициативы широкого спектра действий;

- творческие союзы;

4) Социально-политические группы:

- группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.;

- народные фронты и движения;

- политические клубы и объединения.

Данная классификация является достаточно условной, поскольку в характеристиках молодежных объединений есть ряд перекликающихся моментов, однако, например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.

Тем не менее, в какие бы неформальные группы не вступали ее представители, молодежь является предметом особой заботы в любом государстве. В настоящее время среди молодежных проблем на первом месте - проблемы образования и обеспечения работой, физическая подготовка и организация досуга. Каждая страна имеет собственный подход к решению данных проблем, однако, в то же время в решении этих проблем есть много общего. Например, как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государственном уровне. Так, в частности, в Германии федеральные органы не занимаются культурной политикой, передав ее в ведение земель. Но определением молодежной политики в той же Германии занимаются, прежде всего, на федеральном уровне. Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отводится сфере досуга, поскольку от того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п.

Рассмотрим основные формы досуга современной молодежи. Итак, анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений позволяет распределить их на три группы[15]:

1. Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока: не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз в год идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей посещают клубные дискотеки с частотой не менее по крайней мере десять раз в год;

2. Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений; концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли;

3. Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники.

Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев (возраста, пола, места проживания - город или село и т.п.). Так, например, посещаемость танцевальных спектаклей, как классических, так и современных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины[16].

Среди самых популярных видов досуга - посещение кино и рок-концертов. 74% молодых людей ставят кино на первое место среди любимых занятий, 81% молодых людей хотели бы чаще посещать рок-концерты.

Существуют три основных категории причин, препятствующих практике посещения тех или иных культурных мероприятий: слишком высокая цена, недостаточное предложение (в количестве или качестве) и отсутствие информации. Обозначим, что не только эти причины препятствуют приобщению молодежи к культуре. Мы выделили бы, прежде всего, неразвитость культурных запросов определенной части молодых россиян. Так, например, 15% из них никуда не ходят, кроме кино, и не хотят никуда ходить. 51% представителей этой группы заявляют, что их не привлекают даже рок-концерты. Правда, они любят спорт, видеоигры, телевизор, посещают места культурного отдыха, например, парки отдыха и развлечений.

Особо стоит выделить такую форму досуга современной молодежи, как общение в социальных сетях Интернет, например, «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой мир» и т.п. Такая форма досуга становится все более популярной среди современной молодежи, принося помимо положительных, еще и ряд негативных моментов:

1. Применение искаженных форм родного языка;

2. Применение в речи варваризмов и слов иностранного происхождения;

3. Трудности в установлении межличностного контакта при непосредственной коммуникации;

4. Построение виртуальных межличностных отношений в ущерб реальным;

5. Замыкание в себе;

6. Суициды на почве рассогласования виртуального и реального мира и др.

Следующей крайне важной особенностью молодежи, как социальной группы является среда ее развития, в случае с рассматриваемой нами российской молодежи, это среда полиэтнических сообществ, которая по мнению Кубякина Е.О., априори является потенциально конфликтной. Объясняется это действием ряда факторов, связанных с особенностями протекания социальных процессов в рассматриваемой среде[17]. Как было обозначено выше, существует ряд отличительных особенностей, присущих именно молодежи как социально-демографической группе. Комплекс данных признаков определяет духовный облик молодых людей, их стиль жизни, социальные практики. Одним из важных признаков молодежи являются социально-психологические характеристики, обусловленные переходным возрастом, неустойчивой психикой, биологическим созреванием, преобладанием эмоций, аффектов над логикой и разумом. Иными словами, так как в молодежной среде превалирует эмоциональная составляющая процесса, то в случае возникновения конфликта, применение рациональной аргументации в целях его разрешения, часто не имеет смысла, поскольку он переживается молодежью на эмоциональном, а не рациональном уровне. Это и обуславливает характерную черту молодежи - категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, неподчинение существующим моделям общественного развития, нормативно-регламентированной повседневной жизни.

Ситуация осложняется еще и тем, что развитие СМИ и СМК, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, способное оказывать негативное воздействие на общественное сознание и, в первую очередь, на еще не сформированное сознание подрастающего поколения. В условиях широкой доступности информации, распространяемой через телевидение, радио, прессу, Интернет, на подрастающее поколение обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующей негативные социальные девиации (праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, сексуальную распущенность), порой неприемлемые не только с точки зрения морали, но и права. В результате молодежь оказывается в духовно-нравственном вакууме, и эта ситуация особенно зримо проявляется в полиэтнических сообществах.

Стоит отметить, что разрушение старой системы ценностей и норм поведения существенно увеличили в современной России значимость этнической идентичности, ускорили процессы формирования национального самосознания[18]. Исключительно активную роль в этих процессах играют национальные элиты, использующие этнические факторы в качестве мощного аргумента политического дискурса. Национальные элиты проводят активную пропаганду своих идей, а молодежь оказывается в значительной мере подвержена этому коммуникативному воздействию, так как не обладает устоявшейся психикой, сознанием, часто не способна критически воспринимать и анализировать информацию. К лову заметим, что в молодежной среде информация нередко служит поводом к действию, а не к размышлению.

Обозначим комплекс основных проблем, с которыми сталкивается молодежь, как социальная группа[19]:

1. Первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью – это жизнь и здоровье молодого человека, физическое, душевное и духовное. Большинство молодых людей России (70%) обеспокоены прямой угрозой жизни и здоровью. Причин для этого множество. Многие не чувствуют себя в безопасности на улицах, рост преступности – один из доминирующих страхом молодежи, они боятся войны, болезней, их беспокоит экологическая ситуация, которая также напрямую связана со здоровьем;

2. Вторая группа проблем - жизненные перспективы молодого поколения. Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, а это, в первую очередь, творческая самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью, которая неожиданно, вопреки стереотипам, вышла на роль ведущей ценности в глазах молодежи;

3. Третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия». В настоящее время права и свободы молодых людей существуют лишь номинально, что заставляет их чувствовать себя крайне ущемленными, а, как следствие, детерминирует возникновение конфликтов в молодежной среде.

Обобщая всем выше изложенного, стоит отметить, что молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую «на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

При этом основной характеристикой данной группы, во многом определяющей ее поведение и конфликтогенность, является категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, неподчинение существующим моделям общественного развития, нормативно-регламентированной повседневной жизни, а также переживание происходящего на эмоциональном уровне.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.