Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология конфликтов в молодежной среде






 

Раскрытие специфики конфликтов в молодежной среде в полной мере возможно лишь после предварительной характеристики феномена конфликта в целом. Итак, конфликты являются непременным атрибутом жизнедеятельности человека и могут возникать во всех сферах его деятельности: в семье и в кругу друзей (межличностные конфликты), на работе (профессиональные конфликты) и даже между социальными ролями и внутренними позициями человека (внутриличностные конфликты) и т.п.

В настоящее время существует несколько определений конфликтов[20]:

1. Конфликт – психологическая борьба, возникающая в результате одновременного наличия двух и более антагонистических импульсов или мотивов, что приводит к эмоциональному напряжению;

2. Конфликт – борьба между индивидами, группами или государствами вследствие соперничества за доступ к ограниченным ресурсам[21];

3. Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями[22].

Конфликты представляют собой одну из актуальных проблем для общества, а, значит, ее исследованием занимаются разные ученые, соответственно, для формирования объективной позиции в отношении конфликта, как социально психологического феномена, имеет смысл рассмотреть его различные трактовки. Итак, Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

В свою очередь, К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

Немного иная трактовка конфликта представляется нам с позиции ролевой теории, в которой под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера[23] конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

До настоящего времени в науке не решен вопрос полярности конфликта: с одной стороны, в сознании большинства людей, и среди них немало ученых, конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п., с другой стороны, все больше научных исследователей занимают позицию, согласно которой конфликт рассматривается в позитивном ключе, в частности, как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяются в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

В качестве иллюстрации можно привести теорию У. Линкольна[24], который выделил положительное и отрицательное влияние конфликта. При этом положительное влияние конфликта состоит в:

1. Конфликт ускоряет процесс самосознания;

2. Под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

3. Способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;

4. Приводит к объединению единомышленников;

5. Способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

6. Способствует расстановке приоритетов;

7. Играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;

8. Благодаря ему, обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

9. Приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;

10. Благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

В то время как отрицательное влияние заключается в:

1. Конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

2. Он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

3. Препятствует быстрому осуществлению перемен;

4. Приводит к потере поддержки;

5. Ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

6. Ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

7. Вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

8. Вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

9. Вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;

10. В результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;

11. Конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

12. Конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

13. Конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Разносторонность изучения проблемы конфликта и управления ими детерминировала появление широкого множества классификаций конфликта. Рассмотрим несколько[25] (см. таблицу 1):

Таблица 1.

Классификации конфликтов
Основание Сущность классификации
  По направленности 1. Горизонтальные: конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга; 2. Вертикальные - те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого; 3. Смешанные - в них представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
  По значению для группы и организации 1. Конструктивные – имеющие положительные последствия; 2. Деструктивные – приносящие вред.
  По характеру причин 1. Субъективные; 2. Объективные.
  По степени реальности 1. «Подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно; 2. «Случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами; 3. «Смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного; 4. «Неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем; 5. «Латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами; 6. «Ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
  По социально-психологическому эффекту 1. Развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом; 2. Способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
  По объему социального взаимодействия 1. Межгрупповые; 2. Внутригрупповые; 3. Межличностные; 4. Внутриличностные.

 

Степень проработанности проблемы конфликтов в современной науке повлияла на возникновение широкого множества способов управления ими[26]:

1. Организационный - обеспечение сбалансированности в распределении функций, обязанностей, ресурсов, прав и ответственности, а также наиболее оптимальное их перераспределение в случае возникновения противоречий в интересах;

2. Экономический — применение экономических регуляторов в отношении к проводимым экономическим реформам, обеспечение максимальной экономической самостоятельности и безопасности субъектов хозяйственной деятельности, декларация и реальное внедрение хозяйственной идеологии с целью поддержки и регулирования хозяйственной культуры на федеральном, региональном и корпоративном уровнях, а также установление четких экономических правил ведения бизнеса

3. Правовой - создание и поддержка правовой системы для обеспечения упрощенных, в то же время эффективных экономических связей и способов деятельности;

4. Этнокультурный - согласование различных социокультурных систем в рамках единой экономической культуры с учетом этноисторических факторов;

5. Психологический — применение психологических технологий, адекватных восприятию и ментальности субъектов хозяйственной активности, обеспечение реабилитационных процедур по устранению психологических барьеров;

6. Политический — применение идеологических парадигм, поддерживаемых властными структурами за счет мобилизации административных, дипломатических, многопартийных и прочих ресурсов;

7. Силовой — эффективное применение силовых методов воздействия на конфликтогены, без нарушения экономических, правовых, психологических и прочих основ ведения хозяйственной деятельности.

Представим их на рисунке 1:

Рис.1.

Основные способы управления конфликтами

 
 

 


В целом, поскольку конфликт имеет рациональную и эмоциональную природу, способ управления им выбирается исходя из его природы, а, соответственно, управление конфликтами может быть:

- целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;

- изменения установок и ценностных ориентации соперников.

Таким образом, конфликт, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями, является непременным атрибутом межличностного взаимодействия, а, соответственно, представляет собой одну из наиболее актуальных проблем, как для всех отраслей науки, так и для общества в целом.

Однако, стоит отметить, что социальная группа, в контексте которой осуществляется межличностное взаимодействие, приводит к возникновению определенной специфики конфликта, которую необходимо учитывать при выработке стратегии разрешения конфликтов и их профилактики. Соответственно, поскольку предметом исследования данной работы являются конфликты в молодежной среде, то следует уделить особое внимание особенностям данного вида конфликтов[27].

Молодежь в силу специфики своего социального положения находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Прежде всего, как становящийся субъект общественных отношений она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса, далеко не одновременно достигая устойчивого положения в разных сферах общественной жизни.

Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт. В первую очередь это – конфликт по поводу статусного продвижения, повторения опыта и творчества, преемственности и новаторства, простого воспроизводства и создания нового социального качества.

Подобные конфликты могут оставаться традиционными конфликтами отцов и детей и не выходить за пределы частных практик, в основном связанных с воспитательными стратегиями родителей и сопротивлением детей. Но могут принимать форму более фундаментального противостояния инновационных способов самореализации живущей в иных социальных условиях молодежи институциональным, а следовательно, нормативным и адаптивным способам самореализации, отстаиваемым институтами социализации.

В современных обществах такие конфликты дополняются целым рядом других, связанных с проблемой самоутверждения молодежи в условиях постоянных экономических, политических, социокультурных изменений и возникающих на их фоне неопределенности и непредсказуемости. В нынешних условиях процесс социального становления молодежи отличается от того, который был характерен для предыдущих поколений. Главное отличие заключается в утрате линейных, предсказуемых и бесконфликтных моделей включения молодежи в общество. Для успешного взросления уже недостаточно элементарного соблюдения надлежащего уровня лояльности и конформного усвоения соответствующих ценностно-нормативных систем в труде, образовании, семейных отношениях, досуге, общественном участии и т.д[28]. В мире, отмеченном экономическими и политическими кризисами, социальными катастрофами, ростом терроризма, приобретающими всеобщий характер в эпоху глобализации и делающими современные общества обществами риска, молодежь оказывается перед лицом новых противоречий, носящих по отношению к ней независимый и неподконтрольный характер.

Одновременно под влиянием либерализма сужается поле социальной защиты, из-за снижения уровня жизни сокращается поддержка семей и возрастает личная ответственность молодого человека за все его успехи и неудачи. Молодежь оказывается один на один с социальными проблемами, порожденными нестабильным обществом.

В условиях социальной нестабильности и неопределенности вероятность обострения противоречий стремительно повышается. А поскольку механизмы социальной регуляции переживают кризис, то одновременно с обострением противоречий и доведением их до уровня конфликтов заметно снижаются шансы и для их позитивного разрешения.

К числу наиболее общих противоречий в молодежной среде социологи относят противоречия:

- между возросшим спектром возможностей для индивидуального самовыражения молодежи и непредсказуемостью ее жизненного пути, слабой управляемостью собственной жизнью;

- между либерализацией и демократизацией общественных норм и новыми зависимостями;

- между тенденциями адаптации и инновации в процессе развития молодого поколения.

Все это способствует росту конфликтогенных тенденций в среде российской молодежи. Неразрешенные социальные конфликты молодежи функционально деструктивны и на индивидуально-личностном и микрогрупповом уровнях, обозначим их последствия[29]:

- семейные конфликты молодежи завершаются разводом;

- учебные – деформацией образовательного процесса и психики обучаемых;

- внутриличностные – девиантно-делинквентным поведением;

- производственные – увольнением подчиненных или забастовочным движением в особых ситуациях.

В молодежной среде конфликты обостряются неравенством статуса, обусловленного возрастом. Согласно статистическим данным, в России каждый третий из опрашиваемых молодых людей становится жертвой манипуляций на работе, «моббинга», что оказывает влияние на рост безработицы, на фоновый уровень социальной конфликтности, кроме того ежегодно в России из-за ссор с родителями кончают жизнь самоубийством около 2 тысяч подростков.

Острые конфликты в молодежной среде возникают и в процессе учебы. Многие школьники страдают дидактогенными неврозами, виновниками которых становятся непрофессиональные педагоги.

Молодежь наряду с представителями других социально-демографических групп испытывает на себе все виды конфликтов, однако эти конфликты имеют глубокие социальные последствия не только для самих молодых людей, но и для общества в целом. Не нашедшая себе места в институциональных структурах, подавленная, или, напротив, агрессивная молодежь вносит свой вклад в дестабилизацию общественных отношений.

На основе результатов собственного исследования Черкасова Т.В. делает следующие выводы относительно конфликтов в молодежной среде[30]:

1. В условиях социальной нестабильности и неопределенности наблюдается дальнейшее углубление социальных противоречий между молодежью и обществом, однако переход противоречия в его высшую стадию – конфликт – происходит не всегда. Это обусловлено особенностями самих условий социальной неопределенности как размытости и неясности групповых позиций, неосознанности противоположных интересов и неструктурированности конфликтующих сторон. Поэтому условия неопределенности характеризуются социальной напряженностью, а возникновение конфликта связано с преодолением неопределенности, когда осознаются социальные позиции, различия жизненных шансов и структура интересов разных социальных групп;

2. В результате взаимодействия с социальной структурой в процессе до определения жизненной ситуации и достижения социальной зрелости молодежь вступает во все типы конфликтов, существующих в обществе на данном этапе его развития. Конфликты молодежи могут быть классифицированы по их масштабу, характеру взаимодействующих субъектов, сферам жизнедеятельности, социокультурным основаниям (структуре потребностей, интересов, ценностей, норм, установок, целей), индивидуальному восприятию конфликтов, характеру конфликтного взаимодействия, положению молодых субъектов в системе социальной иерархии[31];

3. Как особая социально-демографическая группа, отличающаяся социальным положением и социальными функциями, молодежь характеризуется специфическим набором конфликтов, каждый из которых находит свое конкретное выражение в основных сферах жизнедеятельности. При этом конфликты молодежи с институтами социализации, социокультурные конфликты и конфликты, обусловленные неравенством социального статуса, имеют разную степень остроты в зависимости от стабильности и нестабильности жизненной ситуации конкретных молодых людей и способов преодоления неопределенности;

4. Социальные механизмы управления конфликтами в среде молодежи включают механизмы внешней и внутренней регуляции. Внешними механизмами являются институциональные структуры – как государственные, так и общественные организации, призванные редуцировать конфликты как между молодежью и обществом, так и внутри самой молодежи (социальная и правовая защита, социальное посредничество). К внутренним механизмам относятся индивидуальные и групповые стратегии преодоления социальных препятствий, возникающих в ходе самореализации молодежи. Последние находят выражение в процессах индивидуализации, т.е. самостоятельного конструирования жизненных траекторий в ситуации социальной неопределенности. Причем в условиях неэффективности институционального регулирования конфликтов роль саморегуляции повышается.

Основываясь на таких социально значимых качествах, как индивидуальность, инициативность и ответственность, в ряде случаев саморегуляция способствует активному становлению социальной зрелости и социальной субъектности молодежи. Но под влиянием правового нигилизма тенденции саморегуляции в молодежной среде могут включать и девиантные проявления социальной активности, что в широком социальном плане способствует лишь дальнейшей эскалации конфликтов;

5. Выбор в пользу той или иной стратегии регулирования конфликта определяется социально-психологическими и социокультурными особенностями конкретных молодых людей и является частью диспозиционной структуры личности молодого человека. На этой основе в сознании молодых людей формируются социально фиксированные установки – аттитюды компромисса, уступки, ухода, подавления, разрешения или предупреждения. Они становятся основой различных моделей саморегуляции конфликтов – конформизма, ритуализма, ретреатизма (или эскапизма), мятежа и инновации;

6. В зависимости от стереотипов, существующих в обществе в отношении молодежи, поведение молодых людей в ситуации конфликта меняется. При критическом типе отношений реализуется стиль конкуренции; при возвышенном – чаще достигается компромисс; при объективном – детерминирует сотрудничество; при нейтральном – уклонение[32];

7. В условиях нестабильности и неопределенности российского общества значительная часть молодежи демонстрирует стремление к активному самостоятельному поиску выхода из конфликтной ситуации. При этом выражает готовность разрешать конфликт процессуально, поэтапно, с привлечением компетентных лиц (посредников). В силу чего создание сети посреднических агентств для молодежи с единым информационным пространством позволит оптимизировать разработку комплексных социальных программ рационализации конфликтов.

В отношении типологии конфликтов в молодежной среде стоит отметить также, что российская молодежь развивается в среде полиэтнических сообществ, а, значит, важное место в исследовании обозначенной проблемы отводится микроструктурным конфликтам в молодежной среде полиэтнических сообществ. Итак, по мнению Кубякина Е.О., в случае микроструктурного конфликта в молодежной среде полиэтнических сообществ субъектами конфликта являются индивиды или группы, принадлежащие к различным этносам. В качестве основных мотивов выступают:

- стремление молодежи утвердить доминирующее положение своей этнической группы или восстановить «попранную» этническую справедливость;

- добиться экономических или политических преимуществ за счет принадлежности к доминирующему этносу либо обеспечить равенство положения;

- использовать поддержку своей этнической группы для решения определенных задач.

Представляется необходимым продемонстрировать различие между деструктивными и конструктивными конфликтами в молодежной среде: конфликт является деструктивным, если его участники не удовлетворены его исходом и чувствуют себя обделенными его результатами. Аналогично, конфликт является конструктивным, если его участники довольны его исходом и полагают, что в результате него они получили пользу. Этнический конфликт носит конструктивный характер, если его разрешение ведет к снятию межэтнических противоречий. Разрешение конфликта в пользу одной из сторон в ущерб интересам другой деструктивно, поскольку приводит к дальнейшей эскалации этнической напряженности.

К предпосылкам микроструктурных конфликтов в молодежной среде полиэтнических сообществ можно отнести[33]:

1) социально-экономические противоречия, связанные с неравномерным распределением природных и бюджетных ресурсов;

2) культурно-языковые противоречия;

3) территориально-статусные противоречия, обусловленные неравным положением этносов в системе государственного устройства.

В свою очередь, основными причинами возникновения микроструктурных конфликтов в молодежной среде полиэтнических сообществ служат:

а) ухудшение экономического положения населения, особенно в случае его неравномерного характера для различных этнических групп;

б) ослабление государственно-правового контроля межнациональных отношений;

в) намеренное формирование политическими элитами «образа врага» в лице представителей другой национальности;

г) усиление роли негативных гетеростереотипов;

д) преобладание конфликтных типов межкультурного взаимодействия.

Стоит подчеркнуть, что многие конфликты порождаются не объективными причинами, а так называемой «конфликтологической парадигмой», теоретической установкой на конфликт. В.С. Дудченко полагает, что, вводя все новые и новые понятия, плодя все новые и новые концепции, все более и более расчленяя эти процессы в рамках одной и той же (конфликтологической) парадигмы, насыщая этими построениями различные издания и массовую информацию, конфликтологи, по сути, создают саму конфликтную социальную реальность. Именно такими конструкторами конфликта выступают политические элиты, сознательно разогревающие националистические настроения для мобилизации массовых слоев населения в целях поддержки своих политических целей, а объектом их воздействия, как уже отмечалось, едва ли не в первую очередь становится молодежь.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: молодежь, как особая социальная группа, со свойственной ей категоричностью суждений и эмоциональным восприятием происходящего по мере функционирования вступает во все типы конфликтов, при этом их исход, эффективность их разрешения определяется степенью их значимости для молодых людей, степенью близости для них идеи, лежащей в основе конфликта, субкультура, характерной для данной группы. Соответственно, для формирования наиболее эффективных способов профилактики и управления конфликтов в молодежной среде, необходим учет всех перечисленных факторов, а также всех характеристик молодежи, как особой социальной группы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.