Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Основные функции языка






    ФУНКЦИИ ЯЗЫКА - назначение языка в человеческом обществе, проявление его существенных характеристик во время коммуникации:

    коммуникативная;

    когнитивная (номинативная, референтная, познавательная);

    экспрессивная (эмоциональная, эмотивная, прагматическая, функция воздействия);

    фатическая;

    поэтическая;

    кумулятивная;

    металингвистическая.

    Культура от латинского colo, cult – возделывать, обрабатывать, почитать, ухаживать; образование, развитие.

    Культура как «возделывание» и как «результат».

    Культура автоматическая и рефлективная,

    рефлективная культура как часть профессионального сознания.

    Культура речи переводчика.

    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (материальная и духовная); «сфера воссоздания человека» (М. Мамардашвили).

    Культура языка – уменение пользоваться языком правильно,

    а культура речи – уменение пользоваться языком успешно; применение языка с учетом требований отечественной культуры и обстоятельств общения (Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика/ Т.В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003).

    Пространство речи в координатах «фактура текста», «коммуникативная роль», «сфера общения», «речевой жанр». Культура речи как сумма культур: культура слушания, культура чтения, культура говорения и культуры письма (письменной речи).

    Культура речи – область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и этических установок (Т.В. Матвеева // Стилистический энциклопедический словарь/ Под ред. М.Н. Кожиной. – М. М.: Флинта: Наука, 2003. – С.186).

    Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Культура русской речи. Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА –ИНФРА М, 1998. – С. 16).

    5 компонентов в определении культуры речи:

    нормативный,

    коммуникативный,

    этический,

    выбор и организация языковых средств,

    эффективность общения как конечная цель культуры речи.

    Речевая культура (культура речи) - степень соответствия нормам орфоэпии, словоупотребления и т.п., установленным для данного языка; способность следовать лучшим образцам в своей индивидуальной речи (Ахманова О.С. Словарь лингвистиче­ских терминов. – М., 1966).

    Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно переда­вать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соб­людаются нормы современного литературного языка.<... > Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчи­вое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное) (Ожегов С.И Лексико­логия. Лексикография. Культура речи. – М., 1974).

    Культура речи - 1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанав­ливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая) 2. Нормативность речи, ее соответствия требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообра­зования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота. В широком смысле слова культурной является речь, которой присущи не только названные выше качества, но также богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художествен­ная выразительность, логическая стройность. Естественное требование к речи в ее письменном оформлении - соблюдение норм орфографии и пунктуации (Розенталь ДЭ., Теленкова МА. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учи­теля. – М., 1985).

    Культура речи (речевая культура) - это совокупность знаний и навыков челове­ка, обеспечивающих целесообразное применение языка в целях общения. Куль­турой речи нередко называют и науку (учение о культуре речи), задача которой помочь воспитанию речевой культуры и общества, и отдельных людей (Головин Б.Н. Как гово­рить правильно: заметки о культуре русской речи. – М., Высшая школа, 1988).

    Культура речи - 1) владение нормами устного и письменного литературного языка (правилам и произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилисти­ки), а также умение использовать выразительные средства языка в различных услови­ях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) раздел языкознания, ис­следующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры. (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990).

    Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: богатство (разнообразие) речи, ее чистота, выразительность, ясность и понятность, точность и правильность. (Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону Издательство «Феникс»; 1995).

    Культура речи - 1) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Ширяев Е.Н.); 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации <... > и оптимизации общения. Культура речи - понятие много­значное, оно включает в себя две ступени освоения литературного языка: правиль­ность речи <... > и речевое мастерство <... >. Высокая культура речи предполагает высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - М: Флинта, Наука, 1998).

    ОРТОЛОГИЯ – основной раздел теории культуры речи, изучающий нормы литературного языка, а также выявляющий закономерности и вырабатывающий правила образцового речевого пользования (греч. оrthos означает «правильный»). Ортология охватывает правила произношения, ударения, формообразования, словообразования, словоупотребления, применения синтаксических конструкций, текстообразования, а также правописания, она занимается устной и письменной речью, фактически – всем кругом правил речевого пользования (Т.В. Матвеева. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика/ Т.В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. С.204).

    Норма языковая – исторически сложившиеся правила речевого пользования, признанные обществом за образцовые.

    СТИЛИСТИКА - раздел языкознания, изучающий выразительные средства языка и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения; предметом стилистики является стиль во всех его значениях (М.Н. Кожина // Стилистический энциклопедический словарь/ Под ред. М.Н. Кожиной. – М. М.: Флинта: Наука, 2003. – С.408).

    Объект стилистики – язык и речь; предмет – «стиль во всех его значениях» (М.Н. Кожина).

    Задачи лингвистической стилистики:

    1) изучение языковых средств всех уровней с точки зрения их принадлежности к определенным подсистемам языка – функциональным стилям;

    2) изучение языковых средств всех уровней с точки зрения их экспрессивности, т.е. выразительных возможностей;

    3) изучение языковых средств всех уровней с точки зрения их соответствия определенным условиям, целям и особенностям общения;

    4) изучение таких подсистем внутри системы литературного языка, которые функционируют в определенных сферах общественной деятельности, т.е. изучение и описание функциональных стилей литературного языка;

    5) анализ отбора и организации языковых средств в текстах определенных жанров.

    Основные направления общей стилистки:

    1) структурная (стилистика ресурсов), или стилистика языка;

    2) функциональная;

    3) стилистика речи (стилистика текста);

    4) историческая;

    5) сопоставительная;

    6) стилистика художественной речи;

    7) стилистика кодирования (стилистика от автора) и

    8) стилистика декодирования (стилистика читателя).

    Основные направления в развитии функциональной стилистки:

    А) Дискуссия 1950-х годов: обсуждение отечественными филологами основных понятий функциональной стилистки; Б) вклад академика В.В. Виноградова в развитие теории функциональной стилистки.

    РИТОРИКА – наука о красноречии, комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста. Особенность риторики, по сравнению с грамматикой, стилистикой и другими филологическими дисциплинами, состоит в том, что в ней рассматривается весь речемыслительный процесс порождения текста – от замысла до окончательного речевого воплощения, а кроме того, этот процесс увязывается с этикой и эстетикой речевого общения. Риторика учит созиданию искусного нравственного текста (Матвеева Т.В.Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика/ Т.В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.293).

    Основные понятия стилистики

    Стиль (от лат. stilus, stylus – остроконечная палочка для письма из дерева или кости, затем в I в.н.э. – почерк; манера словесного выражения, склад речи). «Saepe stilum vertas» - «Чаще поворачивай стиль (палочку)» (Гораций). «Стиль – это сам человек» (Ж.Л.Л.Бюффон).

    В стилистике «стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа» (В.В. Виноградов. Итоги обсуждения вопросов стилистики// Вопросы языкознания. 1955. №1. С.73).

     

    Стилистические средства языка. Коннотация – оттенки значения слова, дополнительные к его понятийному значению. Коннотация свойственна стилистически окрашенной лексике, нейтральные слова ею не обладают.

    Компоненты коннотации:

    оценочный – отражает мнение говорящего о предмете речи в понятиях «хорошо» и «плохо»: трудиться (хорошо работать), двойка как школьная оценка;

    эмоционально -оценочный – отражает эмоции говорящего: солнышко, чистоплюй, мымра;

    параметрический (интенсивности) – указывает на меру какого-либо признака предмета: долговязый, ишачить;

    стилевой;

    культурный;
    образный.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.