Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников






3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах

Приборы и устройства безопасности предназначены для автоматиче­ского отключения агрегатов и механизмов крана при отклонении какого-либо параметра, характеризующего режим работы оборудования, за преде­лы допустимых значений.

К основным приборам и устройствам безопасности, устанавливаемым на грузоподъемных кранах, относятся (рис. 3.7):

• ограничители грузоподъемности (грузового момента);

• ограничители вылеты стрелы;

• концевые выключатели;

• ограничители подъема крюка;

• ограничители поворота вращающейся части крана;

• анемометр;

• противоугонные устройства, выносные опоры, тормоза, ограждение, галереи, площадки и лестницы.

Ограничите ль пе редвижения башенного крана предназначен для автоматического отключения привода механизма крана при подходе его к дви­жущимся частям установленных ограничений. Для этой цели служит кон­цевой выключатель 10 (рис.3.9). При подходе крана до ограничения пути его движения рычаг концевого выключателя 10 достигает инвентарной пу­тевой линейки Л (рис.3.7) и происходит отключение двигателя.

Рис. 3.7. Приборы и устройства, обеспечивающие безопасную работу башенного крана: / — анемометр; 2 — датчик усилий ограничителя грузоподъемности; 3 — ограничитель подъ­ема крюка; 4 — выключатель ограничителя высоты подъема крюка; 5 — датчик угла поворота стрелы; 6 — звуковой сигнал; 7 — концевой выключатель ограничителя поворота башни; 8 — панель сигнализации ограничителя; 9 — релейный блок ограничителя грузоподъемности;

Ю_ концевой выключатель ограничителя передвижения крана; 11 — инвентарная

путевая линейка; 12 — тупиковый упор

 

 

Ограничители передвижения крана должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения происхо­дило на расстоянии не мене тормозного пути до тупикового упора.

Для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ог­раничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана на концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0, 5 м) должны быть уста­новлены тупиковые упоры 12 (рис.3.7).

Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным. При установке тупиковых упоров необходимо учитывать расстояние от концов пути, габариты тупиковых упоров, рас­стояние между спаренными тупиковыми упорами для тяжелых кранов и расстояние между тупиковыми упорами и габаритами крана, находящегося на крайней стоянке у тупикового упора.

Ограничители вылета стрелы служат для автоматического отключения механизма, обеспечивающего изменение вылета стрелы 5 (рис.3.7) при дос­тижении стрелой максимального или минимального рабочего вылета.

Ограничитель высоты подъема крюка 3, 4 (рис. 3.7) служит для автомати­ческого отключения механизма подъема крюка при подходе его к верхнему крайнему положению. Этот ограничитель состоит из выключателя 4 и груза 3 с двумя направляющими скобами, в которые заведены ветви грузового каната. Когда грузовая подвеска упирается в груз 3 и поднимает его, освобожденный от груза рычаг выключателя 4 размыкает контакты электрического питания механизма подъема крюка.

Ограничитель поворота 7 (рис.3.7) вращающейся части крана служит для того, чтобы не допустить вращение поворотной части крана в одну сто­рону более двух раз в целях предотвращения обрыва токоведущих прово­дов, когда одни концы этих проводов закрепляются на ходовой раме, а дру­гие — на поворотной части крана.

Анемометр 1 (рис.3.7) предназначен для автоматического определения скорости ветра, при которой работа прекращается и включаются аварийные устройства. Анемометр 1 соединен с приборной панелью в кабине кранов­щика. Система световой и звуковой сигнализации 6 реагирует на увеличе­ние силы ветра до предельно допустимой величины и на превышение ско­рости ветра допустимой величины.

3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов

Безопасность труда при использовании башенных кранов во многом зависит от правильного устройства крановых путей.

Устройство и содержание рельсовых крановых путей строительных башенных и рельсовых стреловых кранов производится в соответствии с ГОСТ Р 51248-99 [16] и проектом, разработанным специализированными организациями или предприятиями-изготовителями кранов, а также в соот­ветствии с разделом 8 «Крановый путь» «Правил...» Госгортехнадзора Рос­сии [15].

Устройство кранового пути (исключая пути железнодорожных кранов) должно производиться по проекту, разработанному специализированной организацией или, предприятием-изготовителем крана, имеющими соответ­ствующие лицензии.

 


Рис. 3.8. Устройство кранового пути: А — инвентарный тупиковый упор; 1 — скобы; 2 — рельс; 3 — брусок из дерева твердой породы

Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей показаны на рис.3.8.

Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуника­ций. Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформаций и разрушения.

Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устрой­ство, выполняемое в виде продольных водоотводных канав, устраиваемых па всю длину земляного полотна с включением их в общий водоотвод строительной площадки. Водоотводные канавы с уклоном дна не менее 0, 003 следует располагать по оси пути и со стороны рельсового пути, про­тивоположной возводимому объекту.

Поперечный профиль водоотводных канав должен быть трапецеидальной формы глубиной не менее 0, 35, шириной по дну не менее 0, 25 с откосами при песчаных и супесчаных грунтах 1: 1, 5, при остальных грунтах 1: 1, исключая скальные. В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 0, 25м с откосами 1: 0, 2.

На подготовленную площадку земляного полотна укладывается балласт­ная призма. У мест подхода к рельсовому крановому пути, крану или шкафу элек­тропитания крана на водоотводных канавах устраиваются переходные мос­тики или участки канав засыпаются высокодренирующими материалами или грунтом с укладкой асбоцементных, керамических или пластмассовых труб. Ширина мостика или засыпки (поверху) — 1м.

Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, ма­териала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.

 

Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.

На рельсовом крановом пути предусматривается участок длиной 12, 5 м с допускаемыми поперечными и продольными уклонами не более 0, 002 для сто­янки крана в нерабочем состоянии. На ограждении рельсовых крановых путей вывешивается табличка с надписью «Место стоянки крана». Место стоянки крана в нерабочем состоянии показывается в технологической схеме.

Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирую­щие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке — не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6, 25 м.

Минимальная длина рельсового кранового пути — два звена (25, 0 м). В стесненных условиях городской застройки в соответствии с письмом Управления механизации и технологии строительства Госстроя СССР от 30.06.89 г. № 13-406 разрешается эксплуатация крана на одном звене пути по специальному проекту, отражающему специфические условия. В этом случае необходимо строго соблюдать требования части уклона пути, уста­новки тупиковых упоров и выключающих линеек, а также требования по допустимым нагрузкам на грунт над пересекаемыми инженерными комму­никациями и требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию кра­нов в конкретных условиях. Одним из вариантов устройства рельсового кранового пути из одного звена на полушпалах является устройство под него жесткого основания, исключающего просадку, из полушпал, уклады­ваемых дополнительно в районе ходовых тележек.

Кран, установленный на одно звено пути, считается стационарным

 

 

Рис. 3.9. Пример конструкции ограждения кранового пути высотой 1600 мм:

; __ стойка; 2 — патрубок; 3 — полускоба; 4 — рамка вертикальная; 5 — рамка горизонтальная; 6 — стержень вертикальный; 7 — стержень горизонтальный

 

 

 

 

Рис. 3.10. Инвентарное ограждение рельсовых путей башенных кранов: \ — стойка: 2 — скоба; 3 — полускоба; 4 — анкер; 5 — гильза; 6 — опора

 

Рельсовые крановые пути ограждаются в соответствии с ГОСТ 23407-78 высотой 0, 8-1, 2 м. Ограждение рельсовых путей со стороны строящегося здания может не ставиться, но в торцах путей оно должно обязательно примыкать? зданию. Приближение ограждения к торцам рельсовых крановых путей не нормируется. Примеры конструкций ограждения рельсовых крановых путей нарис.3.9, 3.10.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.