Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод В. Набокова 3 страница






1 Фет А. А. «Только встречу улыбку твою...» // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 203.
2 Фет А. А. «Кляните нас: нам дорога свобода...» // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 285.
3 Фет А. А. Alter ego // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 209.
4 Фет А. А. На книжке стихотворений Тютчева // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 231.
5 См.: Бунин И. А. Инония и Китеж // Литературная газета. 1990. № 10.
6 Толстой А. К. «Коль любить, так без рассудку...» // А. К. Толстой. Стихотворения. — М., 1958. — С. 102.
7 «Я помню чудное мгновенье...» / Сост., вступ. ст. и вводн. тексты Р. Белоусова. — М., 1987. — С. 322—342.
8 См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс / Сост. С. А. Зинин и Е. А. Зинина. — М., 2002. — С. 60.
9 Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999. — С. 362.

Урок 72*. «Как все в жизни странно и изменчиво! Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!» 1

Ги де Мопассан. «Ожерелье». Особенности жанра. Психологические проблемы и мастерство композиции новеллы.

«Я появился в литературной жизни, как метеор, и исчезну, как молния», — сказал Мопассан незадолго до смерти. Его творческий путь был кратким, а успех пришел как будто сразу и неожиданно. Однако триумфу его новеллы «Пышка» предшествовали годы ученичества. Писатель постигал словесное мастерство под руководством Гюстава Флобера, а после его смерти молодому Мопассану помогал Тургенев.
Начать урок внеклассного чтения можно с актуализации знаний учащихся о Мопассане. Этому помогут вопросы:
1. Какие новеллы и романы Мопассана вам знакомы?
2. Какова в них нравственная позиция писателя?
3. Что он осуждает в современном ему обществе?
Десятиклассники могут быть знакомы с такими произведениями Мопассана, как «Пышка», «Мать уродов», «В своей семье». Сюжеты и проблемы этих новелл, а также и романов «Жизнь» и «Милый друг» школьники могут узнать из сообщений специально подготовленных одноклассников.
Рассказ учителя о писателе должен быть кратким, а основное время на уроке будет посвящено чтению и обсуждению его новеллы «Ожерелье».

Основные положения рассказа учителя

1. Мопассан родился в 1850 г. в Нормандии, где часто и происходит действие его новелл и рассказов. Отец, рано оставивший семью, принадлежал к древнему дворянскому роду. Отсюда так аристократически звучит полное имя писателя — Анри Рене Альбер Ги де Мопассан. Его мать принадлежала к культурной буржуазной семье города Руана, в которой бывал в молодости Флобер.
2. Мопассан учился в духовной семинарии города Ивето, затем окончил руанский лицей и получил звание бакалавра. В 1870 г. поступил на юридический факультет в г. Канне, но с началом франко-прусской войны был призван в армию. После войны служил чиновником Морского министерства и Министерства народного просвещения.
3. Интерес к литературе и первые поэтические опыты относятся к годам учебы. Писатель упорно овладевал литературным мастерством под руководством Флобера, печататься начал во второй половине 1870-х гг., когда сблизился с Э. Золя и молодыми писателями-натуралистами.
4. В основе творчества Мопассана лежало критическое отношение к буржуазной действительности, его нравственно-эстетические позиции формировались в русле гуманизма и реализма. Мопассан ратовал за высокую художническую объективность, ясность и точность художественной формы, лаконизм, простоту и выразительность языка.
5. Наивысшего мастерства писатель достиг в жанре новеллы. О его творчестве восторженно отзывались русские писатели. Л. Толстой в «Предисловии к сочинениям Г. Мопассана» так формулирует главную творческую тему французского художника: «Погибло и погибает все чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно». По словам Чехова, Мопассан своим искусством «поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже больше невозможным»2.
Желательно, чтобы новелла «Ожерелье» была прочитана учащимися дома. Но ввиду ее небольшого объема значительные фрагменты текста могут быть воспроизведены прямо на уроке.
Начать разговор о новелле следует с выяснения общего впечатления от прочитанного.
Вопросы и задания для выявления читательского восприятия
— Какой момент сюжета, по-вашему, наиболее впечатляет читателя?
— Какая социальная проблема поднята писателем?
— Можно ли считать это произведение только реалистическим изображением буржуазной жизни или проблематика новеллы шире?
— Какие писательские «ходы» можно считать несомненной удачей Мопассана?
— Озаглавьте каждую часть новеллы или выберите из нее ключевую цитату.
Самим писателем новелла структурно делится на шесть эпизодов. По каждому из них группы учащихся могут провести небольшую исследовательскую работу. Во время ученических исследований, в которых помогут вопросы и задания учителя, следует обратить особое внимание учащихся на речевой строй эпизодов (диалог, повествование, описание или изображение внутреннего состояния героев), от которого зависит путь анализа текста.
Группа 1. Причины страданий Матильды Луазель.
Группа будет анализировать эпизод, в основе которого повествование с элементами описания внутреннего состояния героини.
1. Почему рождение Матильды автор называет «ошибкой судьбы»? Почему бедность приносила Матильде такие страдания?
2. В чем конфликт внешнего, реального мира и внутренних стремлений героини?
3. Осуждает ли ее автор за мечты о роскоши и богатстве? Можно ли считать ее виноватой в таком отношении к жизни? Завидовала ли Матильда госпоже Форестье?
4. Какие идеалы формирует в человеке буржуазный мир?
5. Какие причинно-следственные связи можно заметить между фактами жизни Матильды и ее состоянием? Для какого художественного метода характерно установление таких взаимосвязей?
Группа 2. Приглашение на бал и его последствия.
Группа будет анализировать эпизод, в основе которого диалог.
1. Почему приглашение на бал не обрадовало Матильду?
2. Какие слова и выражения говорят о характере ее эмоций в диалоге с мужем?
3. В чем внутренний конфликт этого диалога?
4. Докажите, что муж Матильды любил ее, хотя и не все понимал в ее душе.
5. Есть ли подтекст в репликах диалога Матильды и ее мужа о новом платье? Аргументируйте свое мнение.
Группа 3. Ожерелье госпожи Форестье.
Группа будет анализировать фрагмент, в основе которого диалог и динамика изменений внутреннего состояния героини.
1. Почему Матильда не хотела приколоть к платью живые цветы?
2. Как она себя чувствовала в момент примерки украшений?
3. Какими способами автор передает динамику душевного состояния героини до, во время и после ее визита к подруге?
4. Какие слова и выражения помогают точнее представить главный конфликт новеллы?
5. Докажите, что перед нами фрагмент реалистического произведения.
Группа 4. Пропажа.
Группа будет анализировать фрагмент, в основе которого изображение динамики душевного состояния героев.
1. Почему описание бала, к которому так старательно готовилась героиня, занимает в новелле всего два абзаца?
2. Какой была Матильда на балу? Прав ли автор, утверждая, что «она была несчастна как женщина, созданная для иной среды»?
3. Какой смысл в новелле приобретает упоминание о среде обитания людей? Почему скромная жизнь простого чиновника не угнетала мужа Матильды так, как ее?
4. Что чувствовали после бала Матильда и ее муж? Проследите и объясните динамику их эмоций и внутреннего состояния. Какими способами автор рисует душевное состояние героев?
5. Был ли для Матильды и ее мужа другой выход из ситуации с потерей ожерелья?
Группа 5. 10 лет нищеты.
Группа будет анализировать повествовательный фрагмент, в котором важна динамика событий и временные отношения в тексте.
1. Какой художественный смысл в том, что рассказ о 10 годах из жизни семьи Луазель занимает меньше страницы?
2. Внешне или внутренне изменилась Матильда в ситуации крайней бедности?
3. Проанализируйте глагольную лексику фрагмента. Как он помогает понять проблему новеллы?
4. Охарактеризуйте художественное время эпизода. Какими способами оно создается и какой смысл придает повествованию?
5. Как вы понимаете философский смысл финальных слов фрагмента: «Как все в жизни странно и изменчиво! Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!»?
Группа 6. «Ожерелье было фальшивое».
Группа будет анализировать эпизод, в основе которого анализ подтекста в диалоге.
1. Почему Матильда решилась рассказать подруге о потере ожерелья? Права ли Матильда, обвиняя подругу в своих «тяжелых днях»?
2. В чем особенности подтекста их диалога? Говорит ли Матильда то, что думает? Изменилось ли ее отношение к подруге по сравнению с началом новеллы?
3. Что изменилось в характере Матильды за 10 лет нищеты?
4. В чем пафос финальной части новеллы?
5. Каково авторское отношение к героине?
Итоговые вопросы и задания
1. Какой смысл приобретает в новелле мотив денег? Проследите его динамику по всему тексту.
2. Какой ценой Матильда и ее муж заплатили за утраченное ожерелье? Можно ли измерить их потери только материальными мерками?
3. Кто, по мнению автора, виноват в жизненной участи семьи Луазель?
4. Какой смысл приобретают авторские обобщения в каждом эпизоде новеллы?
5. Можно ли утверждать, что социальные и нравственные обобщения автора новеллы обличают несправедливость буржуазного мира?
6. Индивидуальное задание. Есть ли общность в проблематике и художественной манере новеллы Мопассана «Ожерелье» и рассказа Чехова «Анна на шее»?
Итог урока. «Ожерелье» Мопассана — это новелла-рассуждение. От грубой логики «голого» сюжета, утверждающего, что опасно брать взаймы чужую дорогую вещь, Мопассан приводит читателя к социально-нравственным обобщениям, характерным для реалистической литературы. Писатель нигде не навязывает своего мнения читателю, автор пытается быть максимально объективным, прячась в своем повествовании. Но его мысли заставляют читателя задуматься о жизни, и эти рассуждения расширяют сюжет новеллы до уровня социального обобщения. Писатель убежден: в мире, где царят деньги, легко не только разрушить все лучшие, светлые мечты людей, опустошить их души, сформировать в их сознании ложные идеалы, но и совершенно реально отнять у человека его молодость и красоту. В жестком мире материальных ценностей для этого достаточно фальшивой безделушки. Несправедливость социального устройства тяжелее всех переживают люди с тонкой душевной организацией, неспособные противостоять алчности и зависти. Мастерство писателя проявилось в его способности показать в единичной жизненной ситуации широкие социально-нравственные проблемы.

Урок 73*. «...Если влияние Ибсена распространилось далеко за пределы его родины, то это значит, что в его произведениях были такие черты, которые соответствовали настроению читающей публики современного цивилизованного мира» 3

Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Социально-нравственные проблемы пьесы. Истинное и ложное в драме. Особенности конфликта.

Драматурга Генрика Ибсена вряд ли можно считать только норвежским. Родившись в один год с Л. Н. Толстым, он писал о том, что волновало лучшие умы Европы во второй половине XIX в. Урок внеклассного чтения по пьесе «Кукольный дом», имеющей и другое название — «Нора», по имени главной героини произведения, можно начать с небольшого рассказа учителя о писателе и сообщений заранее подготовленных учащихся.
Рассказ о драматурге можно начать с высказывания Г. В. Плеханова, которое вынесено в эпиграф. По мнению этого политического деятеля и критика, «отличительную черту Ибсена как художника» представлял «вкус к идеям», т. е. нравственное беспокойство, интерес к вопросам совести, потребность взглянуть на все явления повседневной жизни с одной общей точки зрения.

Основные положения рассказа учителя

1. Детство и юность.
Генрик Ибсен родился в небольшом норвежском городке Шиене. Из его автобиографии мы узнаем, что родной «дом стоял как раз напротив фасада церкви с высокой папертью и внушительной колокольней. Направо от церкви возвышался позорный столб, а налево — дом, в котором помещались: зала городского совета, арестантские камеры и палаты умалишенных. Четвертую же сторону площади занимали гимназия и городская школа. Самая церковь стояла посредине открытой площади.
Таков был первый вид на мир, открывшийся моим глазам»4.
Детство и юность писателя прошли в бедности. Отец Ибсена разорился, когда мальчику было всего 8 лет. В 15 лет он перебирается из родного Шиена в еще более захолустный городок Гримстад, где работает учеником аптекаря и мечтает о славе поэта. Его первые стихи написаны под впечатлением революции в Венгрии в 1848 г. и носят название «Мадьярам».
2. Начало творчества.
В Гримстаде начинается путь Ибсена-драматурга. Он пишет драму «Катилина», в центре которой изображение древнеримского героя, казавшегося Ибсену борцом и гражданином. Уже в первой драме проявились интерес драматурга к общественным проблемам, стремление вскрыть противоречия действительности. В 1850 г. Ибсен переезжает в столицу Норвегии и, работая в газете, сближается с демократическим рабочим движением. Движение было подавлено, и Ибсену чудом удается избежать ареста. В 1851 г. писатель переезжает в Берген, где становится театральным режиссером и ставит Шекспира, Скриба, Дюма.
В собственном творчестве Ибсен начинает как романтик. Он изучает скандинавские саги, создает исторические драмы, самая совершенная из которых «Борьба за престол».
3. В Европе.
В середине 1860-х гг. намечается кризис в мировоззрении Ибсена, рожденный непризнанием его произведений на родине, разочарованием в режиссерской работе и вообще в политической жизни страны. Писатель пытается более детально осмыслить мир и роль в нем художника. В 1864 г. он уезжает в Европу. Теперь его более интересуют проблемы современности. Он пишет драматическую поэму «Бранд» (1864), которая приносит писателю признание. Но Ибсена интересуют состояние души его современников, ее нравственные основы, проблемы национального характера. Так появляется крупнейшее произведение писателя — философская драматическая поэма «Пер Гюнт». (Сообщение ученика о сюжете и проблематике произведения.) Для создания эмоционального настроя можно прослушать в классе фрагменты из музыки Э. Грига к «Пер Гюнту».
4. Рождение новой драмы.
В 1879 г. был написан «Кукольный дом». Этот год в истории литературы считают годом рождения новой европейской драмы — драмы психологической и социальной.
Ее основные черты:
— это драма сильных характеров и больших идей;
— в основе сюжета лежит спор об основных проблемах современности;
— аналитический характер конфликта драмы: в ней основной интерес представляет не то, что происходит на глазах зрителей, а отношение героев к своему прошлому, его переоценка и анализ настоящего, являющегося следствием этого прошлого;
— в драме отсутствуют реплики в сторону, так как их не существует в действительности;
— основа драматического действия — подтекст, который прячется за совершенно незначительными словами.
5. Ибсен — создатель реалистической драмы.
Десятилетие (с 1881 по 1891 г.) ознаменовано в творчестве Ибсена созданием новых реалистических драм, в которых развиваются черты психологической драмы. Ибсен пишет пьесы, вошедшие в число лучших произведений мировой драматургии. Это «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886) и др. (На уроке возможно сообщение учащегося о проблематике и поэтике одной из пьес.)
Ибсена волнуют отношения между людьми, основанные на буржуазном порядке. В «Привидениях» с глубоким психологическим мастерством драматург рассказывает зрителю о пороках буржуазного брака и общества в целом, находящегося во власти денег. Во «Враге народа» Ибсен размышляет о необходимости воспитания нового человека, который очистит от «заразы» источники общественной жизни.
Но в середине 1880-х гг. Ибсен разочаровывается в своих надеждах на исправление общества. Он уже не стремится действовать заодно с какой-либо политической партией. Герои его пьесы «Дикая утка» — ничтожные люди с ничтожными интересами, скрываемыми за высокопарными речами. Им внушает отвращение созидательный труд, а опостылевшую мещанскую жизнь они пытаются заменить игрой на чердаке, являющемся символом лжи и иллюзий. Пьеса глубоко пессимистична. В ней нет надежд на пробуждение жалких людей. В то же время драматическое действие все соткано из символов и многозначительных деталей. Новым для Ибсена явилось и то, что он исследует в пьесе духовную нищету, а не духовное богатство.
В аналитической драме «Росмерсхольм» Ибсен воплощает идеи свободы духа и перевоспитания людей. Его герой Росмер готов отказаться от личного спокойствия ради служения народу, он побеждает человеконенавистнические, ницшеанские идеи Ребекки Вест. В пьесе проявляется характерное для Ибсена стремление к символике, которая помогает раскрыть основные идеи автора. Так, белые кони-призраки становятся символом предрассудков и убеждений прошлого. Пьеса — образец психологического мастерства Ибсена в драматургии второй половины 1880— 1890-х гг.
6. В конце жизни.
Ибсен вернулся на родину в 1891 г. драматургом с европейской славой. В его последней драме «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» рассказывается о драматическом эпилоге жизни талантливого скульптора Рубека и его подруги Ирэны, потерявшей рассудок. В пьесе, отличающейся тонкой символикой, психологизмом и статичностью, проявляются черты символизма, но современная проблематика, связь характеров героев с действительностью сближают драму с реалистическими произведениями.
В 1898 г. на родине драматурга торжественно отметили его семидесятилетие. В 1906 г. тяжелая болезнь привела его к смерти. Высоко ценивший драматургию Ибсена А. Блок писал: «Творения Ибсена для нас не книга, или если и книга, то — великая книга жизни. И раз мы с Ибсеном — тем самым мы со всем современным человечеством. Раз мы с Ибсеном — мы на борту корабля, который борется с волнами в открытом море, мы слушаем немолчный голос великого прибоя».
В центре урока — обсуждение пьесы «Кукольный дом», прочитанной учащимися самостоятельно, и выявление в ней общечеловеческой проблематики. Кроме того, важным станет и выявление новаторской драматургической манеры писателя, которая будет близка и пьесам Чехова.
Вопросы для выявления читательского восприятия
1. Какие проблемы современной Ибсену жизни поднимаются в пьесе?
2. Как он пытается решить «женский вопрос»?
3. В чем особенности художественного времени пьесы? Что в ней произошло с героями до начала драматического действия?
Работа с текстом может быть организована в группах, получивших опережающие задания.
Группа 1. Хельмер.
— Охарактеризуйте Хельмера. Что в нем привлекает, а что отталкивает?
— Инсценируйте или прочитайте по ролям диалог Хельмера и Норы в начале I действия со слов «Нора затворяет дверь в переднюю...» до слов «Звонок в передней». Как Хельмер относится к Норе? Как в этом эпизоде проявляется сложная душевная жизнь Норы, которая вынуждена обманывать своего мужа?
— Дайте оценку отношению Хельмера к лживым людям. Можно ли считать ее абсолютной? Докажите, что муж Норы показан как реалистический герой, что в нем переплетаются и положительные, и отрицательные черты.
Группа 2. Крогстад.
— Почему Крогстад пытается шантажировать Нору историей с фальшивым векселем?
— Он, по-вашему, злодей или человек, поставленный обстоятельствами жизни в сложное положение?
— Прочитайте диалог Крогстада и фру Линне из III действия с начала до слов «За всю мою жизнь я ни разу не был так неимоверно счастлив». Как меняется Крогстад под влиянием фру Линне?
Группа 3. Нора.
— Вспомните, как Нора спасает своего мужа от тяжелой болезни. Почему то, что Нора считала подвигом самопожертвования, закон считает преступлением?
— Подберите из текста пьесы примеры, которые показывают сложное психологическое состояние Норы в ожидании ареста. Что при этом говорит она и другие герои? Как она себя чувствует в сцене исполнения тарантеллы? Почему сама сцена пляски не показывается, а остается «за кадром»? Сделайте вывод о роли подтекста в психологической драме.
— Прочитайте по ролям и проанализируйте сцену последнего объяснения Норы и Хельмера из III действия со слов Норы «Нам с тобой есть о чем поговорить...» до конца пьесы. Почему Нору не устраивает ее положение в семье и в обществе?
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Докажите, что образ Хельмера помогает автору заострить проблему истинного и ложного в человеческих отношениях.
2. Что общего в образах Норы и Крогстада? Как эти образы помогают понять мораль общества, в котором они живут?
3. Почему, несмотря на второе письмо Крогстада, Нора все же уходит от мужа? Права ли она, оставляя детей?
4. Какова смысловая роль в пьесе образов фру Линне и доктора Ранка?
5. Какие вопросы о месте женщины в обществе поднимает Ибсен?
6. Какие характерные черты новой, социально-психологической драмы проявляются в «Кукольном доме»?
Итог урока. Пьеса Ибсена «Кукольный дом» является новаторским произведением и по проблематике, и по способам ее воплощения. Важные вопросы современной автору жизни: о влиянии общественной среды на человека, о положении женщины, о социальном неравенстве — переплетаются в драме с психологическим подтекстом. Изображенная в пьесе узаконенная буржуазная мораль препятствует движению общества к лучшему будущему. Автор показывает ее губительное влияние на человека, провозглашает необходимость уважения к человеческому достоинству.
Вместе с тем «Кукольный дом» — драма сильных характеров, которые закаляются благодаря жизненным обстоятельствам. Автор раскрывает потаенную душевную жизнь персонажей, и особенно главной героини — Норы. Семейная драма становится социальной проблемой. Ибсен предстает в пьесе драматургом-новатором, который изображает думающих и чувствующих героев, анализирующих свое прошлое. Он мастер изображения психологических состояний, которые создаются с помощью подтекста, скрытого за незначительными репликами, что усиливает драматизм сценического действия. Стилевая драматургическая манера Ибсена дала толчок к развитию социально-психологической драмы в XX в.

Урок 74. «Был он поэт, но только слишком искусно и удачно выдавал себя за прозаика» 5

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика6.

Без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму романа «Обломов», этого умного, очень русского романа, мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни. Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа — проблемный.
Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для современного школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

Формирование творческого метода Гончарова

1. Вступление писателя в литературу в эпоху «прозаического» века.
2. Знакомство с идейно-эстетическими позициями писателей «натуральной школы».
3. Критическое отношение к «герою времени», переродившемуся из живой индивидуальности в безликий «социальный тип».
4. Противопоставление практицизму, чину и должности «героя времени» вечных потребностей человеческой натуры: красоты, любви, творческих порывов.
5. Изображение России в эпоху перехода от патриархально-крепостнических к пореформенно-буржуазным отношениям.
6. Конфликт прекраснодушных мечтаний героев прошлого и «деловых людей» нового времени.
В контексте идейно-эстетических взглядов писателя на уроке уместно обсуждение проблемного вопроса — что такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?
В центре первого урока — очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразное единство. Этот материал можно изложить лекционно либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.
Тематика индивидуальных сообщений учащихся
1. Замысел романной трилогии Гончарова и его воплощение в романе «Обыкновенная история».
2. Трехгодичное кругосветное путешествие Гончарова и его отражение в путевых записках «Фрегат „Паллада“».
3. Художественная концепция, система персонажей, жизненные коллизии романа «Обрыв».
В лекцию учителя может быть включена информация о творческой истории романа «Обломов». Для выяснения смысла композиции романа можно составить опорную схему:

Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Оригинальная и многозначная композиция книги — это одно из доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.
Итог урока. Внешне размеренная жизнь и неторопливое творчество Гончарова были наполнены и неожиданными поворотами, и взвешенными и глубоко продуманными оценками. На общественные события эпохи 1840-х гг. Гончаров откликнулся своеобразно. В романах трилогии его «герои времени» делятся на мечтателей, философски мудро осмысливающих жизнь с позиций патриархальности, но сохранения вечных ценностей, и «деловых людей» нового века, превращающихся из романтиков в реалистов. Композиция романа «Обломов» показывает высокое мастерство писателя в создании многослойного подтекста романа. Социальная и нравственная проблематика романа задает читателю вечные вопросы, волнующие человечество: возможна ли диалектика временного и вечного, конкретно-исторического и общечеловеческого, сатирического и лирического.

Урок 75. «Обломов отразил в своей природе некоторые особенности национального жизненного уклада и национальной психологии, особенно устойчивые, коренные» 7

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

«Наше имя легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.
На уроке необходимо доказать жизненность этого образа, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать его связь с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», указав на гоголевские традиции изображения жизни.
Основные проблемы урока
1. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?
2. Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
3. Антиподы ли Обломов и Штольц?
Обсуждение этих проблем можно организовать с использованием групповой формы работы.
Вопросы и задания для группы 1
1. Проанализируйте начало романа «Обломов» до слов «Дай только волю себе, так и...». Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова? В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого сопоставления?
2. В I—III главах первой части романа до прихода Тарантьева мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
3. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
4. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова (часть I, глава VIII)? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя легион!»?
5. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
Вопросы и задания для группы 2
1. Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, глава IX). Что такое Обломовка — «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок — обломок Эдема» или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в «Сне Обломова» черты физиологического очерка. Как это помогает понять социальную психологию Обломова-«барина»?
2. В «Сне Обломова» Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с образом Емели?
3. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
4. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
5. Правда ли, что в романе «внутренне прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
Вопросы и задания для группы 3
1. Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?
3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — «русский» немец? Почему автору симпатичен Штольц — герой новой, буржуазной формации?
4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
5. Что такое «цель жизни»? Что значит «жить просто так», «жить, чтобы жить»?
В заключительной части урока следует обсудить проблему, поставленную самим автором романа. Что же такое обломовщина? «Одно слово... а какое... ядовитое» или «поэтический идеал жизни»?
Итог урока. Обломовщина имеет социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни. «Лежание» Обломова не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой. Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность и деловитость, талант, любовь к ближнему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.