Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод В. Набокова 1 страница






План анализа стихотворений

1. История создания стихотворения (индивидуальные сообщения).
2. Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации.
3. Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании.
4. Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием.
5. Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.
Итог урока. По своим политическим взглядам, отразившимся в лирике, Тютчев всегда был монархистом и противником всяких революций. Но проблемы мировых катаклизмов и спасения русской души он решает с христианских и гуманистических позиций. Считая, что человек в истории приобщается к божественным помыслам и свершениям и поэтому бессмертен, Тютчев видит путь спасения души в приобщении к Богу, «к ризе чистой Христа». Историческую и нравственную миссию России он уподобляет стезе «Царя небесного», благословляя покорность и смирение русского человека, его умение противостоять собственным страстям.
Библейским подтекстом проникнута миниатюра «Нам не дано предугадать...», где поэт размышляет, как отзовется в будущем «наше слово». Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия все равно обретет спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре «Умом Россию не понять...». В нем, как в «осколке» монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной «стати» русского человека.
Чувство «мировой скорби», вызванное многолетними страданиями угнетенного и непробужденного народа, звучит в лирической миниатюре «Слезы людские, о слезы людские...». Глубокое чувство лирического «я» подчеркивается в стихотворении особыми поэтическими интонациями, обращениями, повторами, инверсиями, эллиптическими конструкциями, особым звуковым строем текста.
Величественность и бесконечность природы, вызывающие в Тютчеве восхищение и трепет, породили приподнятость, торжественность лирики поэта и ее жанровые особенности. В стихах Тютчева слышны интонации оды, поэт тяготеет к созданию стихотворений с выраженной поучительной направленностью, пророчествами. Для его стихов характерны начальные утвердительные обороты, наполненные возвышенным пафосом. Предельно сжатые поэтические миниатюры Тютчева напоминают фрагменты крупных лирических форм, так как вмещают в себя масштабное философское содержание.

Урок 62. «О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней...» 7

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Я помню время золотое...» и «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое...»). Обучение сопоставительному анализу стихотворений.

В начале урока нужно повторить любовную лирику Тютчева, изученную в 9 классе, вспомнить способы раскрытия в ней переживаний лирического «я». Поэт был уверен, что без любви жизнь немыслима. Поэтому любовь он считал неотъемлемым признаком подлинно человеческих отношений. Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики поэта, прочитать стихи, посвященные им.
Индивидуальные сообщения
1. Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848) и «В часы, когда бывает...» (1858).
Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний...» посвящено памяти первой жены Тютчева Элеоноры Петерсон, урожденной графини Ботмер. Она умерла в 1838 г. вскоре после пожара на пароходе «Николай I», где она находилась вместе с детьми. Нервное напряжение подорвало ее здоровье, и Тютчев, переживая ее смерть, поседел за одну ночь.
Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический субъект не может забыть свою любовь. Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней «в сумраке». Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний.
Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического субъекта самому себе. Он называет ее образ «недостижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств. Однако глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, который способен много лет «в сумраке воспоминаний» искать на небе свою неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство.
2. Рассказ о втором браке Тютчева. Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской влюбленной...», «Не знаю я, коснется ль благодать...», «Она сидела на полу...».
Стихотворение «Она сидела на полу...» посвящено второй жене Тютчева, урожденной баронессе Пфеффель, и, по мнению Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева, имеет в своей основе жизненный факт. Э. Ф. Тютчева, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Тютчев сделал из этой бытовой ситуации лирический шедевр. Две первые строфы построены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: «Она сидела на полу и груду писем разбирала...», «брала знакомые листы и чудно так на них глядела». В двух вторых стихах каждой строфы поэт поднимается до философского обобщения, переданного при помощи символических сравнений. Она брала письма, «как остывшую золу», и смотрела на них, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...».
Письма как одно из главных средств общения в XIX в. порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «брошенным телом», которое покинула душа.
Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лирический субъект текста готов «пасть... на колени», созерцая «роковую минуту» прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить горесть «минут любви и радости убитой». В стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных человеческих переживаний.
3. Вернувшись в Россию в 1844 г., Тютчев вскоре получает должность старшего цензора Комитета цензуры иностранной, а затем становится председателем этого комитета. В 1854 г. появляется первая книга стихов Тютчева в России, включающая 92 стихотворения. В 1850-е гг. поэт сближается с Е. А. Денисьевой, к которой испытывает глубокое и сильное чувство. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в его душе и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.
В стихотворениях «денисьевского» цикла исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим...», «Не раз ты слышала признанье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Есть и в моем страдальческом застое...», «Последняя любовь».
Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.
Главные вопросы для обсуждения
— Каким предстает перед нами лирическое «я» стихотворений?
— Что можно сказать об их авторе?
Стихотворение «О, как убийственно мы любим...», входящее в образовательный стандарт по литературе, необходимо сделать предметом углубленного анализа.
Вопросы и задания к стихотворению «О, как убийственно мы любим...»
1. Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви? Почему человек обречен губить то, что всего милее его сердцу?
2. В чем лирическое «я» стихотворения видит свою вину перед возлюбленной?
3. Какой смысл в том, что в стихотворение поэт вводит образ «двойника» лирического «я», который судит его, открывает ему всю тяжесть вины?
4. Почему его любовь принесла женщине лишь страдания?
5. Индивидуальное задание. Исследуйте лексику, характеризующую три ключевых образа стихотворения: Он, Она, толпа. Сделайте вывод о губительном влиянии любви на людей, если в нее вмешивается мораль толпы.

Лексика Ключевые образы
Он Она Толпа
Субстантивно-адъективная Буйная слепость, страсти, сердце, победа, встреча роковая, сон, северное лето, мимолетный гость Розы ланит, улыбка уст, блеск очей, слезы, горючая влага, волшебны взоры, смех младенчески живой, судьбы ужасный приговор, незаслуженный позор, отреченье, страданье, мученье, пепл, боль злая, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез Толпа, грязь
Глагольно-наречная Убийственно любим, губим Уцелело, девались, опалили, выжгли, изменили, дико стало, ушло Нахлынув, втоптала

Вывод. Главное чувство лирического «я» этого стихотворения — чувство вины перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания. Любящая женщина для поэта — безупречно чиста, но их страсть оказывается трагической и несет ей лишь страдания. Многомерным оказывается в этом стихотворении слово «убийственно», в котором сочетаются и сила любви («убийственно» в значении «очень сильно»), и мотив насильственной смерти («убийственно» значит «способно убить»). Форма слова фонетически ассоциируется с одной из библейских заповедей — «Не убий!», нарушение которой делает вину лирического субъекта еще более тяжкой. То, что поэт употребляет в стихотворении форму местоимения «я» во множественном числе — «мы», подчеркивает обобщенный характер изображаемого чувства и возводит любовные отношения в ранг всеобщей трагедии, всеобщего закона. Интересно, что в стихотворении появляется как бы образ «двойника» лирического «я», его совесть, внушающая чувство вины. Можно заметить, что о себе герой говорит в формах второго лица («ты», «вашей встрече», «твоя любовь»), употребляет по отношению к самому себе императивные («спроси», «сведай») и вопросительные конструкции («что уцелело?», «куда девались?», «помнишь ли?», «что ж теперь?»).
Любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку «не дано предугадать» последствий своего чувства, и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего гибели души.
Этому стихотворению созвучно и «Предопределение», которое может быть прочитано в классе и проанализировано в режиме индивидуального задания. В стихотворении «Предопределение» поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он считает, что любовные отношения сложны и лишены безоблачности. Он и Она постоянно находятся в состоянии «рокового поединка», но это не поединок врагов. Это своеобразное состязание в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается нежнее, гибнет раньше, истратив свои внутренние силы. Отсюда диалектическая двойственность любви, дающей человеку и величайшую радость, и безмерное страдание. Давая жизнь одному любящему сердцу, другое готово принять смерть. Поэтому любовь, по Тютчеву, это вселенская трагедия, величие которой в возможности ощутить кульминацию счастья.
Диалектика страдания и блаженства пронизывает стихотворение «Последняя любовь» — вершину «денисьевского» цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читателей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл. Элегический характер тексту придает чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как «прощальный свет... зари вечерней». Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе любовь «на склоне лет», как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала — любовь и смерть, и лирический субъект охвачен неодолимым желанием продлить волшебный миг очарования. Но конец жизни близок, уже только «на западе бродит сиянье». Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся глаголы в форме императива, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и сердцебиения?) и многочисленные восклицательные конструкции. Однако поэт уверен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что «скудеет в жилах кровь». Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и всегда обречено на безнадежность.
Закончить разговор о любви Тютчева и Денисьевой можно в эмоциональном ключе, прочитав стихотворение Евгения Евтушенко «Он ошибся...».

Седину неухоженную нахлобучив, ненасытную юность свою под очками застенчиво пряча, всех измучив собой, как он мучился, Тютчев, доводя своих женщин, как свечи, до смертного плача. Он покинул Россию, казалось, на двадцать два года. Но глаза понапрасну по родине не моросили, и еще существует у русских такая порода: Власть для них чужестранка, а там, где они, — там Россия. Он ошибся, когда он считал, что служил этой власти, и глядели насмешливо пуговицы на вицмундире. Он служил только собственной испепеляющей страсти к власти слова, которой нет царственней в мире. Беззащитнее Бога он был и мудрее науки, а внутри прорастало всех ангелов пение хоровое, и на страшной такой высоте замерзали Денисьевой руки в облаках седины над его ледяной обжигающей головою.

Для сопоставительного текстуального анализа можно выбрать стихи, посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с ним свою жизнь, — Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюденер. Это раннее «Я помню время золотое...» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — «Крюденер. Баронессе» (1870).
Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
1. Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они взаимосвязаны?
2. Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?
3. Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?
4. Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?
5. Подтвердите примерами романсово-элегический характер второго стихотворения.
6. Как отражается в нем образ времени? Что в жизни лирического «я» — воспоминание, а что является реальностью? Что необходимо для гармонии прошлого и настоящего?
7. Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.
В финальной части урока можно прослушать романс неизвестного автора на стихи Тютчева «Я встретил вас...», а дома письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье...», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.
Вывод. Ключевой образ стихотворения «Я помню время золотое...» — это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами внешнего мира. В «К. Б.» — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик, а важна его внутренняя, духовная жизнь. Лирический субъект стихотворения далеко не молод. Но встреча со своей первой любовью порождает в его душе новый прилив сил, ощущение полноты жизни. В стихотворении «Я помню время золотое...» изображены характерные для лирики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда «день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свивал». Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, «ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь. И не страшно было, что «день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сладость непонимания, что жизнь быстротечна.
Центральный образ стихотворения «К. Б.» — это Он, но за его плечами целая жизнь. Он ощущает свое сердце отжившим, и только мимолетная встреча с Ней рождает в его душе былые чувства. Человек становится подобен природе, в которой поздней осенью случайно выдастся денек, когда «повеет вдруг весною». Воспоминание о весне юности своим дуновением помогло вновь ощутить душевную полноту. Милые черты любимой заставили громче зазвучать в душе те струны, которые не умолкали долгие годы. Теперь их звуки стали слышнее, и это признак неумирающей жизни, вселенской вечности бытия, озаренного любовью. Использованные поэтом приемы анафоры и синтаксического параллелизма подчеркивают взволнованность поэтических интонаций и придают стихотворению приподнятое, исполненное романтического пафоса настроение. В тексте улавливаются пушкинские интонации, потому что лирический субъект у Тютчева пережил состояние, близкое пушкинскому «чудному мгновенью».
Итог урока. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. В любовной лирике человеческие чувства осознаются поэтом в контексте жизни Вселенной, тайн природы и человеческого бытия. Образная система лирики любви сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от него, производимые на поэта, глубину эмоций мира внутреннего.
Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева, — это противоборство враждебных сил. Любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий и парадоксов. Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадежности.

1 Лермонтов М. Ю. Мцыри // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 2. — С. 52.
2 См.: Луначарский А. В. Романы Н. Г. Чернышевского // Собр. соч. — М., 1967. — Т. 1.
3 См.: Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Критико-биографический очерк // Ф. И. Тютчев. Полн. собр. соч. Изд. 6-е. — СПб., 1912.
4 Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. — М., 1922. — Т. 2. — С. 303.
5 Тютчев Ф. И. Цицерон // Ф. Тютчев. Стихотворения. — М., 1936. — С. 91.
6 Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. — М., 1986. — C. 458.
7 Тютчев Ф. И. Последняя любовь // Ф. Тютчев. Стихотворения. — М., 1936. — С. 225.

Уроки 63—64*. «Только песне нужна красота, / Красоте же и песен не надо» 1

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

Начать урок можно с литературной композиции, включающей в себя факты биографии Фета и чтение его стихов, изученных в начальной и основной школе и прочитанных самостоятельно. Это «Весенний дождь», «Чудная картина...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Печальная береза...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Уснуло озеро...», «Буря», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Облаком волнистым...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...» и др.
Чтение стихов должно привести школьников к осмыслению вопроса: в чем своеобразие изображения природы в лирике Фета?
Погружение в поэтический мир Фета должно помочь им обобщить свои прежние впечатления и знания о его поэзии и попытаться сформулировать, что в его лирике является отличительным признаком, дает возможность не спутать его стихи с другими. Это фрагментарность, импрессионизм в изображении внешнего мира и целостность мира ощущений, мира духовного, внутреннего; неожиданность метафор и сравнений; недоговоренность, дающая возможность читателю самому пережить радость общения с поэзией, природой и красотой.

Основные сведения из биографии поэта

1. Дитя любви.
2. «Как называются все страдания, все горести моей жизни... имя им Фет...».
3. Немецкий пансион. Московский университет.
4. Вернуть свои законные права. Военная служба.
5. «Лирическая дерзость» «толстого офицера».
6. Трагический отблеск несчастной любви.
7. Первый сборник (1850).
8. Петербург. Дружба с виднейшими литераторами эпохи. «Современник».
9. Женитьба, отставка, Москва.
10. «Художественная безыдейность» поэзии Фета. Разрыв с «Современником».
11. Фет-помещик. Социальная публицистика.
12. «Вернуть Фету наследственные права за заслуги на поэтическом поприще».
13. Страдания последних дней.
Проблемный вопрос урока
В чем философский смысл восприятия Фетом мира как красоты?
В центре урока — чтение и обучение интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы: «Еще майская ночь» (1857), «Это утро, радость эта...» (1881), «Летний вечер тих и ясен...» (1847), «Я пришел к тебе с приветом...» (1843), «Заря прощается с землею...» (1858).
Обучение интерпретации стихотворений «Еще майская ночь» и «Это утро, радость эта...», включенных в образовательный стандарт по литературе (профильный уровень), должно подготовить десятиклассников к самостоятельному осмыслению других стихов.
Вопросы и задания к стихотворению «Еще майская ночь»
1. Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не «Майская ночь», а «Еще майская ночь»?
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста?
3. Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
4. За что поэт благодарит «родной полночный край»? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
5. Каким мы видим автора стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? В чем двойственность его восприятия мира?
6. Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
7. Почему она вызывает у поэта не только любовь, но и тревогу?
8. Почему он сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
9. Какое состояние души передают слова и выражения: «тревога и любовь», «томить», «с песней», «невольной», «последней»? В чем необычность этого состояния?
10. В чем драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня «невольная» и, может быть, «последняя»?
Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта...»
1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
2. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
3. Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?
4. Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?
5. Тютчев видел в природе загадку, скрытый дневным покровом хаос. А Фет?
6. Какой характер придают стихотворению его «безглагольность» и многочисленные анафоры?
7. Какие еще изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
Работу с другими стихотворениями можно организовать в группах, предложив им вопросы и задания для коллективных и индивидуальных самостоятельных наблюдений.
Группа 1. «Я пришел к тебе с приветом...».
1. Как вы думаете, кому поэт хочет рассказать о своих впечатлениях?
2. Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
3. Проследите динамику чувств поэта. Почему от реалий природы его чувства устремляются к творчеству?
4. Индивидуальное задание. Как изменяется пространственно-временная организация текста? Какой художественный смысл выявляется при ее исследовании?
Группа 2. «Летний вечер тих и ясен...».
1. Какие предметные реалии летнего вечера выхватывает взгляд поэта? Характерны ли они для летнего вечера?
2. Какие краски и звуки рисуют картину вечера?
3. Какое место занимает в природной гармонии человек? Докажите его присутствие в стихотворении.
4. Индивидуальное задание. Как расширяется пространство текста и какой поэтический смысл при этом выявляется?
Группа 3. «Заря прощается с землею...».
1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
В заключительной части урока можно прослушать сообщения учащихся об исследовании традиций лирики Фета в русской поэзии XX в., подготовленные в режиме индивидуальных опережающих заданий.
Задания для самостоятельного сопоставительного анализа
1. Сопоставьте стихотворения Фета «На стоге сена ночью южной...» и А. Тарковского «Посредине мира». Как каждый из поэтов решает проблему взаимоотношений Человека и Мира? Как в стихотворениях отразился вселенский масштаб человеческих мыслей и чувств?
2. Сопоставьте стихотворения «Только встречу улыбку твою...» Фета и «Не верю в красоту земную...» В. Ходасевича. В чем спор поэтов о сущности красоты?
3. Сопоставьте стихотворения «Ласточки» («Природы праздный соглядатай...») Фета и «Смутно дышащими листьями...» О. Мандельштама. Как в этих стихотворениях отразилась импрессионистская манера обоих поэтов?
Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?
Итог уроков. Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Природа важна для него не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Его стихи наполнены философским смыслом, в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

Урок 65*. «Как мы живем, так мы поем и славим, /И так живем, что нам нельзя не петь!» 2

Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...».

Исследователи поэзии Фета обычно не выделяют тему поэтического вдохновения как отдельное направление его лирики, потому что его мысли и чувства, посвященные поэтическому слову, созвучны общей теме его стихов — теме красоты мира. Поэтический дар — это проявление гармонии бытия, которой нет в обычной жизни. Поэзия как бы растворена в лучших проявлениях жизни — в созерцании и осмыслении картин природы, в постижении тонких чувств любви. Однако в творчестве Фета можно выделить целый ряд стихотворений, где тема поэтического дара оказывается ведущей. Поэтому урок следует начать с «погружения» в стихи Фета, где он размышляет о своем даре певца. Ведь известно, что он как бы жил двойной жизнью, не допуская в свою поэтическую лабораторию несовершенств и дисгармонии обыденной жизни.
«Песня... зреет» уже в его ранней лирике. Таково написанное гекзаметром «Друг мой, бессильны слова, — одни поцелуи всесильны...» (1842), творение двадцатидвухлетнего поэта, где он уподобляет акт творчества проявлениям нежности, любви. Таковы созданные в этом же году «Стихом моим незвучным и упорным...», «Поверьте мне: с надеждой тайной...» и лирическая миниатюра «Поделись живыми снами...» (1847). Образ музы появляется в его лирике 1850-х гг.: «Муза» («Не в сумрачный чертог наяды говорливой...», 1854), «Музе» («Надолго ли опять мой угол посетила...», 1857). Образ поэта, бессильного передать словами проявления красоты и любви, присутствует и в зрелой лирике Фета. Это «Кому венец: богине ль красоты...» (1865), «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен...», 1882), «Как богат я в безумных стихах!..» (1887). Оправдывая высокое предназначение певца красоты, рождается полемическое стихотворение «Муза» («Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня...», 1887), в котором звучит отповедь хулителям «чистого искусства». И в лирике последних лет, например в стихотворении «За горами, песками, морями...» (1891), Фет ставит поэзию в один ряд с красотой и любовью, видя в ней естественное проявление гармонии жизни.
Часть перечисленных стихов может прозвучать на уроке в исполнении учителя и учащихся. Другие стихотворения, в которых создан образ певца, могут быть предложены школьникам для самостоятельных исследований по лирике Фета, например:
— эволюция образа Музы;
— поэзия как часть красоты мира;
— любовь как стимул к поэтическому творчеству;
— бедность слова в выражении богатства проявлений жизни.
В центре урока — обучение интерпретации стихотворений «Как беден наш язык!..» (1887) и «Одним толчком согнать ладью живую...» (1887).
Вопросы и задания к стихотворению «Как беден наш язык!..»
1. О чем сожалеет автор стихотворения? Почему человеческий язык оказывается бессильным передать то, «что буйствует в груди»?
2. Как двухчастная композиция стихотворения помогает понять его смысл?
3. В чем общность этого стихотворения Фета со стихотворением Тютчева «Silentium!»? Как в первой строфе отражается романтическая традиция?
4. Что поэт называет «ложью роковою»?
5. Чем, по мнению автора, поэт отличается от любого другого носителя языка?
6. Почему в одном ряду для поэта стоят «и темный бред души, и трав неясный запах»? О каких двух мирах идет здесь речь?
7. Какой смысл проясняет появляющийся в финале мифологический образ Юпитерова («Зевесова») орла? Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий.
8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения «Как беден наш язык!..» Фета и «Невыразимое» Жуковского. В чем внутренняя полемика этих текстов?
Вопросы и задания к стихотворению «Одним толчком согнать ладью живую...»
1. Разделите стихотворение на смысловые части и попытайтесь прокомментировать ключевые образы и мысли каждой части.
2. О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
3. Докажите, что удел поэта — понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли.
4. Попытайтесь прокомментировать подтекст ключевых образов и картин. Какой символический смысл заключен в стихотворении?
Итог урока. Размышления Фета о поэтическом даре созвучны его философии красоты. Искусство необходимо для того, чтобы запечатлеть мгновения красоты. Эта трудная миссия предназначена для божественных избранников — поэтов. Для Фета нет препятствий в словесном выражении красоты, но чувства всегда сильнее обычных слов. Поэтому для выражения невыразимого нужны зримые и конкретные образы, музыкальность звукового строя поэтической речи, зоркий взгляд поэта на мир, умение проникать в тонкие состояния души. Лирику Фета только условно можно разделить на отдельные темы: и природа, и любовь, и красота переплетаются в ней, а стихи создаются всем существом поэта, и его переживаниями, и органами чувств, и мыслью, и словесным выражением. Однако в стихах Фета воссоздан идеальный мир, а не конкретные проявления его собственной биографии, поэтому и лирический герой ему не нужен, он слит с самим поэтом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.