Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.






(1) Гипотеза — это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлеж) научной и практической проверке. Протекающий с использование различных логических приемов, операций и форм вывода проце проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо пс тверждению и дальнейшему ее доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в провер» вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и вызывающее сомнений истинное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение роз дается в результате анализа фактического материала, на базе обо! щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновение плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности фантазия исследователя. Однако научная гипотеза — это не прос догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретн:

материалы рационально обоснованное, а не интуитивно и подсоз» тельно принятое предположение.

Отмеченные особенности дают возможность более четко опредй лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходнь данные, или основания, и конечный результат — предположены Она включает также логическую обработку исходных данных переход к предположению. Завершающий этап познания — провер^ ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знаний или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по сво» познавательным функциям и по объекту исследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипотез зы: (1) описательные и (2) объяснительные., |

(1) Описательная гипотеза — это предположение о присущий! исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопроси «Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами ми обладает данный предмет?» '•1

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявлений! состава или структуры объекта, раскрытия механизма или проце^ дурных особенностей его деятельности, определения функционал»:! ^ ных характеристик объекта. ''<; '

Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипотеза политолога или юриста, предсказывающая блажайший или отдаленный социальный эффект принятого нового пакета законоположений, относится к функциональным предположениям.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка западного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2) Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеорите; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предположения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень — построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов. Последовательное усложнение гипотез в процессе познания — о существовании, о свойствах, о причинах — отражение присущей процессу познания диалектики: от простого — к сложному, от внешнего — к внутреннему, от явления — к сущности.

2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.

(1) Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоносовым гипотеза об атомистическом строении вещества; современные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академика В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти и другие.

Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развита... научных знании. Будучи доказанными, они становятся научными^ теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний. ч

(2) Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы" тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотез» о существовании или о свойствах этого обстоятельства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.