Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Защита свободы






§ 1. Всеобщая амнистия.

§ 2. Против фашистских лиг:

а) Эффективное разоружение и роспуск полувоенных формирований, соответственно закону.

б) Применение предусматриваемых законом мер в слу­чае провокации, убийства или покушения на безопасность го­сударства.

§ 3. Оздоровление общественной жизни, в частности пу­тем признания несовместимости парламентских мандатов с другими официальными функциями.

§ 4. Печать:

а) Отмена каторжных законов и чрезвычайных декре­тов, ограничивающих свободу мнений.

б) Реорганизация печати посредством законодательных мероприятий с целью:

Обеспечить действительные меры против клеветы и шантажа.

Обеспечить газетам нормальные условия существова­ния с тем, чтобы обязать их указывать источники своих средств, упразднить частную монополию на торговую рек­ламу, устранить возможность скандальных злоупотреблений с финансовой рекламой и, наконец, помешать созданию тре­стов печати.

в) Организация государственной радиопередачи с целью обеспечить точность информации и равенство политических и социальных организаций перед микрофоном.

§ 5. Профсоюзные свободы:

а) Применение и соблюдение права союзов.

б) Соблюдение права женщин на труд.

§ 6. Школа и свобода совести:

а) Обеспечить существование общественной школы не только необходимыми кредитами, но и такими реформами, как продление срока обязательного обучения до 14‑ летнего возраста, а для средней школы – отбор, необходимый в до­полнение к принципу бесплатного обучения.

б) Обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную сво­боду совести, в особенности же соблюдать уважение к нейт­ральности школы, к светскому характеру обучения и к гражданским правам преподавательского состава.

§ 7. Колониальные территории:

Создание парламентской комиссии по обследованию поли­тического, экономического и морального состояния француз­ских зарубежных территорий, в особенности во Французской Северной Африке и в Индокитае.

II. Защита мира

§ 1. Призыв к сотрудничеству всего народа и в особен­ности трудящихся масс в деле сохранения и организации мира.

§ 2. Международное сотрудничество в рамках Лиги наций с целью обеспечить коллективную безопасность посредством определения агрессора и автоматического и солидарного при­менения санкций в случае агрессии.

§ 3. Непрестанные усилия с целью перейти от вооружен­ного мира к миру на основе разоружения сначала путем со­глашения об ограничении вооружений, а затем путем всеоб­щего, одновременного и контролируемого сокращения воору­жений.

§ 4. Национализация военной промышленности и отмена частной торговли оружием.

§ 5. Упразднение тайной дипломатии, международные вы­ступления и публичные переговоры с целью возвращения в Женеву государств, вышедших из Лиги наций, но не посягая на основные принципы Лиги наций: коллективную безопас­ность и неделимый мир.

§ 6. Более гибкое проведение процедуры, предусматривае­мой уставом Лиги наций с целью мирного.пересмотра догово­ров, опасных для всеобщего мира.

§ 7. Распространение, в особенности в Восточной и Цент­ральной Европе, системы пактов, открытых для всех, соглас­но принципам франко‑ со­вет­ского договора.

Экономические требования

I. Восстановление покупательной способности, уничтоженной или ослабленной кризисом

Против безработицы и промышленного кризиса

Сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты.

Вовлечение в трудовой процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пен­сию в достаточном для жизни размере.

Быстрое проведение плана широких работ общественного значения в городе и в деревне; с этой целью присоединить к усилиям государства и отдельных коллективов местные ре­сурсы.

Против кризиса в сельском хозяйстве и торговле

Ревалоризация цен на продукты сельского хозяйства в со­четании с борьбой против спекуляции и дороговизны с целью уменьшить расхождение между оптовыми и розничными це­нами.

Создание национального посреднического бюро по про­даже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спеку­лянтами с производителей и потребителей.

Поддержка сельскохозяйственных кооперативов, снабже­ние удобрением по себестоимости через национальное бюро по продаже азотного и калиевого удобрения. Контроль и ра­тификация продажи суперфосфатов и других удобрений, раз­витие сельскохозяйственного кредита, снижение арендной платы.

Отмена принудительной описи имущества и облегчение долгового бремени.

Создание национального фонда безработицы.

Пересмотр закона о плате за торговые помещения.

В ожидании полной и скорейшей, по возможности, отмены всех несправедливых мер, предусмотренных чрезвычайными декретами, – немедленная отмена мер, направленных против категорий, наиболее затронутых этими декретами.

II. Против грабежа сбережений. За лучшую организацию кредита

Регламентация профессии банкира.

Регламентация балансов банков и акционерных обществ.

Новая регламентация полномочий администраторов ак­ционерных обществ.

Запрещение отставным или заштатным чиновникам при­надлежать к административным советам акционерных об­ществ.

Чтобы освободить кредиты и сбережения от власти эко­номической олигархии, превратить «Французский банк» – ныне частный – в «Банк Франции».

Упразднение регентского совета.

Расширение полномочий директора при постоянном конт­роле совета в составе представителей законодательной и ис­полнительной власти и представителей организованных сил труда и промышленности, торговли, сельского хозяйства.

Превращение капитала в облигации, причем необходимо принять меры, гарантирующие интересы мелких держателей.

III. Оздоровление финансов

Пересмотр военных заказов в связи с национализацией военной промышленности.

Преследование расточительной траты средств граждан­скими и военными административными органами.

Создание военной пенсионной кассы.

Демократическая реформа системы налогов, предусмат­ривающая ослабление налогового бремени, с целью создания экономического подъема, создание новых ресурсов при по­мощи мероприятий, затрагивающих крупные капиталы (вы­сокая прогрессия ставок общего налога на доходы, превы­шающие 75 тыс. франков, изменение налога на наследство – обложение прибыли монополий, не допуская повышения цен на предметы потребления).

Борьба с сокрытием размеров движимого имущества, уста­новление с этой целью фискальных паспортов, вотируемых палатами, сопровождая эту меру налоговой амнистией.

Контроль над экспортом капиталов и преследование со­крытия капиталов самыми суровыми мерами вплоть до кон­фискации скрытых ценностей за границей или соответствую­щих ценностей во Франции. [36. Т. 1. С. 375–378]

 

7. Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск
в индустрии, торговле, свободных профессиях,
домашней службе и сельском хозяйстве
20 июня 1936 г.

Статья 1. В нижеследующей форме кодифицируются и составляются статьи 54f–54j второй книги трудового кодекса следующие положения:

Статья 54f. Всякий рабочий, служащий или ученик, занятый в индустриальной, торговой или свободной профессии или (за­нятый) в кооперативном обществе, а также подмастерье или ученик в ремесленной мастерской имеют право после одного года непрерывной службы в предприятии на оплачиваемый отпуск, минимальной продолжительностью 14 дней, включая 12 рабочих дней...

Если обычный период отпусков в данном предприятии наступает после шести месяцев постоянной работы, то рабочий, служащий, подмастерье или ученик имеет право на оплачивае­мый отпуск продолжительностью в одну неделю.

Предшествующие предписания не лишают силы те обычаи или те предписания коллективных трудовых соглашений, кото­рые обеспечивают оплачиваемый отпуск большей продолжитель­ности.

Статья 54d. Рабочий, служащий, подмастерье или ученик получает за свой отпуск... вознаграждение, равное:

1. Если он оплачивается повременно – жалованью, которое он получает за период отпуска.

2. Если он оплачивается другим способом – вознагражде­нию, которое он в среднем получал за равный период в год, пред­шествующий отпуску.

При установлении вознаграждения должны быть учтены по­собия многосемейным, а также дополнительные и натуральные выплаты, которыми невозможно пользоваться в продолжение от­пуска. [36. С. 444–445]

8. Закон, устанавливающий 40‑ часовую рабочую неделю
в индустриальных и торговых предприятиях
и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках
27 июня 1936 г.

Статья 1. Глава II (продолжительность труда) титула 1, книги второй трудового кодекса изменяется следующим образом…

Статья 6. В промышленных, торговых и ремесленных пред­приятиях и кооперативах или их побочных производствах... публичных или частных, светских или религиозных, а также в благотворительных учреждениях и профессиональных школах, про­должительность... труда рабочих и служащих обоего пола и лю­бого возраста не может превышать 40 часов в неделю…

Статья 8. В подземных рудниках продолжительность пребы­вания каждого рабочего в руднике не может превышать 38 часов 40 минут в неделю. [36. С. 445]

 

9. Рабочий материал Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала о задачах Народного фронта во Франции
2 апреля 1938 г.

1. Попытка буржуазии настроить население страны в пользу создания
правительства «общественного спасения» имеет следующую цель: нарушить народную волю, выраженную во время выборов на основе всеобщего избирательного права в мае 1936 г.; подорвать Народный фронт, чтобы путем правого политического курса укрепить позиции реакции и фашизма; расчистить таким образом дорогу фашизму; активно содействовать уничтожению Испанской республики; осуществлять политику компромисса с Гитлером, которая приведет к укреплению позиций Гитлера в Европе и, в конечном счете, создаст условия поражения французской нации…

2. Народный фронт, являющийся воплощением воли страны, должен решительно противиться данным попыткам буржуазии и должен сам перейти в наступление. Перед лицом опасности, угрожающей Франции, лишь Народный фронт может и должен решить задачу общественного спасения в соответствии с интересами нации и вопреки эгоистическим интересам капиталистов и крупных предпринимателей. Для достижения этой цели необходима решительная политика, которую можно определить так:

А) Внешняя политика: последовательная защита мира путем действий, достойных великой нации, сознающей свою силу и историческую миссию; союз с Англией, не следуя на поводу у консервативных профашистских и прогитлеровских элементов; эффективная помощь Испанской республике; защита Чехословакии; укрепление франко‑ советского договора; дружба со всеми демократическими странами и в первую очередь с США…

Б) Внутренняя политика: суровые меры по отношению к преступным элементам, организующим падение франка, расстраивающим финансы страны и подвергающим опасности национальную оборону: защита прав, приобретенных трудящимися массами, оказывая противодействие крупным предпринимателям, стремящимся лишить трудящихся этих прав; санкции против провокаторов, вызывающих и дезорганизующих производство (некоторые предприниматели, троцкисты, члены фашистских лиг); полное разоблачение заговора кагуляров и их арест, причем органы правопорядка должны принять меры против тех, кто своей агитацией на улицах провоцирует беспорядки; вдохновляясь уроками Великой французской революции, нужно предать Верховному суду изменников нации (Дорио, Ля Рока), заставить Фландена и Лаваля прекратить антифранцузскую пропаганду и, если они не перестанут этого делать, также предать их Верховному суду.

3. Народный фронт, единство и сплоченность которого должны быть сохранены и усилены, ставя интересы национальной обороны выше партийных, предлагает создать правительство единения, включив в него все антигитлеровские силы. Только такая политика и такое правительство сумеют укрепить престиж Франции и возместить ущерб, причиненный капитулянтской политикой Лаваля и Фландена, подвергающей серьезной опасности мир во всем мире.

Создание такого правительства не обусловливается участием в нем коммунистов. Коммунистическая партия, инициатор Французского фронта, будет поддерживать такое правительство и, чтобы облегчить его создание, не ставит вопрос о своем участии в нем. [15. С. 456–458]

10. Телеграмма полпреда СССР во Франции Я. З. Сурица в НКИД СССР
Октябрь 1938 г.

О том, что Франция пережила свой второй Седан и что в Мюнхене ей нанесено было страшнейшее поражение, сейчас отда­ет себе отчет любой француз.

Даже те, которые еще недавно надрывали себе горло при встрече Даладье и Бурже и осыпали цветами его триумфальное шествие к могиле Неизвестного солдата, сейчас уже усвоили ряд не­преложных и в достаточной мере неприятных истин, а именно, что:

1) Германия при помощи Франции без единого выстрела увеличи­ла свое население больше чем на 3 миллиона и сейчас довела его до размеров, больше чем в два раза превышающих население Франции;

2) Германия увеличила свою территорию больше чем на 27 тыс.
кв. км;

3) получила в подарок ряд высокооборудованных фабрик и за­водов и важнейшие отрасли минеральных богатств;

4) захватила сейчас в свои руки линию укреплений, которая всегда рассматривалась как наиболее серьезный барьер против германской агрессии в Центральной Европе; и что одновременно Франция:

а) лишилась своего наиболее верного союзника в Центральной Европе,

б) лишилась армии, которая в военное время могла быть дове­дена до 1–1, 5 млн человек и, опираясь на отошедшие укреп­ления, способна была задержать не меньшую по численности германскую армию,

в) что Франция растеряла сейчас всех своих союзников, на­дорвала связь с СССР и значительно, даже в глазах Англии, обесценила свой удельный вес и свою роль союзника... [26. С. 160–161]

 

11. Франко‑ германская декларация
6 декабря 1938 г.

1. Французское правительство и германское правитель­ство полностью разделяют убеждение, что мирные и добросо­седские отношения между Францией и Германией представляют собой один из существеннейших элементов упрочения положения в Европе и поддержания всеобщего мира. Оба правительства приложат поэтому все свои усилия к тому, чтобы обеспечить развитие в этом направлении отношений между своими странами.

2. Оба правительства констатируют, что между их стра­нами не имеется более никаких неразрешенных вопросов тер­риториального характера, и торжественно признают в каче­стве окончательной границу между их странами, как она существует в настоящее время.

3. Оба правительства решили, поскольку это не затраги­вает их особых отношений с третьими державами, поддержи­вать контакт друг с другом по всем вопросам, интересующим обе страны, и взаимно консультироваться в случае, если бы последующее развитие этих вопросов могло бы привести к международным осложнениям. [26. С. 163]

 

XII. Италия в 1929–1939 гг.

1. Из работы Б. Муссолини «Доктрина фашизма»
1932 г.

Как и все здоровые политические концепции, фашизм является и действием, и мышлением; действием, которому присуще учение, – учение, возникающее из данной системы исторических сил, в которых оно находится; и он действует на них изнутри. Следовательно, он имеет форму, соответст­вующую случайностям времени и пространства; но он имеет также и духовное содержание, которое делает его выражени­ем истины в более высокой области истории мысли. Не существует иного способа проверить духовное влияние в ми­ре той человеческой воли, которая доминирует над волей других, кроме как иметь концепцию временной, специфиче­ской реальности, на которой должно быть проверено это действие, а также и непрерывной, универсальной реальности, в которой пребывает и существует временное. Чтобы знать людей, надо знать человека, а чтобы знать человека, необ­ходимо ознакомиться с реальностью и ее законами. Не мо­жет быть концепции Государства, не имеющей в основе своей концепции жизни – философии или интуиции, системы идей, развивающейся в рамках логики или сконцентрированной на вере и созерцании, но всегда, хотя бы потенциально, ор­ганической концепции мира.

Таким образом, многие из практических выражений фашизма – такие, как партийная организация, система об­разования, дисциплина, – могут быть поняты только в связи с его общим отношением к жизни, с его духовной позицией. Фашизм видит в мире не только поверхностные, материаль­ные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опирающийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиняющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удо­вольствии; он видит не только индивида, но и нацию и стра­ну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого – подавить ин­стинкт к жизни, замкнутой в узком круге удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в которой индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность, как человека..

Фашистская концепция жизни является религиозной концепцией, в которой человек рассматривается в его постоянном отношении с высшим законом, дарованным объективной волей, превосходящей индивида и поднимающей его до сознательного участия в духовном обществе. Те, кто не выходит за пределы соглашательского рассмотрения религиозной политики фашистского режима, не могут осознать, что фашизм есть не только система правления, но и в конечном счете система мышления…

Фашизм видит в мире не только поверхностные, материальные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опираю­щийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиня­ющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удовольствии; он видит не толь­ко индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соеди­няются моральным законом с общими традициями, миссия кото­рого – подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком кругу удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в котором индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного су­ществования, в котором состоит его ценность как человека...

Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную во­лю человека как исторической сущности. Она противостоит клас­сическому либерализму, возникшему как реакция на абсолютизм и исчерпавшему свою историческую функцию, когда Государство стало выразителем совести и воли народа. Либерализм отрицал Государство во имя индивида; фашизм подчеркивает права Госу­дарства как выразителя настоящей сущности индивида. И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абст­рактной функцией, выдуманной индивидуалистическим либера­лизмом, то фашизм выступает за свободу, за единственную сво­боду, имеющую ценность, – свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый та­ким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство – синтез и объединение, включающее в себя все ценности, – объ­ясняет, развивает и придает силу всей жизни народа.

Вне Государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов). Поэтому фашизм противоположен социализму, которо­му неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этническую реальность, и который не видит в истории ничего, кроме классовой борьбы. Фашизм проти­воположен и тред‑ юнионизму как классовому оружию. Но, будучи вовлеченным в орбиту государства, фашизм видит реальные по­требности, которые дали начало социализму и тред‑ юнионизму и которые заняли должное место в объединенной или корпоратив­ной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве Государства.

Индивиды образуют классы в соответствии с опреде­ленными интересами. Они образуют профсоюзы на основе известной экономической деятельности; но в первую очередь они образуют Государство, которое является не просто некоей группой, суммой индивидов, составляющих большинство. Следовательно, фашизм противоположен той форме демо­кратии, которая отождествляет нацию с большинством, сво­дя ее до уровня наибольшего числа; но настоящей демократией является такой строй, при котором нация рассматривается с точки зрения качества, а не количества, и как идея она наиболее сильна, поскольку наиболее этична, наиболее последовательна, наиболее правдива и выражает себя в людях, причем в сознании и воле немногих, если не вообще одного, и стремится выразить себя в сознании и воле масс, целостной группы, этнически сформированной под влиянием природных и исторических условий в нацию, двигающуюся по тому же самому пути развития и духовного становления. Не раса, не географический регион, а народ, исторически увековечивающий себя, масса, сплоченная идеей и вдохновленная волей к жизни, волей к власти, к самосознанию себя как личности…

Фашистское Государство как высшее и наиболее мо­гучее выражение личности является силой, но силой духов­ной. Оно суммирует все проявления нравственной и интел­лектуальной жизни человека. Его функции, следовательно, не могут ограничиваться лишь поддержанием порядка и сохра­нением мира, как это представлено в учении либерализма. Это не просто механическое устройство для определения области, внутри которой индивид может соответствующим образом реализовывать свои права. Фашистское Государ­ство – внутренне принятый стандарт и правило поведения, дисциплина человека как целого; оно пронизывает волю не в меньшей степени, чем интеллект. Оно стоит за принцип, ставший центральным мотивом человека как члена цивили­зованного общества, глубоко погружающегося в свою лич­ность; оно живет в сердце человека мысли и человека дей­ствия, артиста и ученого: душа души.

Иными словами, фашизм – не только законодатель и основатель институтов, но и воспитатель и покровитель духовной жизни. Объект его перестройки – не только формы жизни, но и их содержание – Фашистское Государство является воплощенной волей к власти и управлению. Римская традиция здесь – идеал силы в действии. Согласно учению фашизма, правительство представляет собой не столько то, что выражено в территориальных и военных терминах, сколько то, что выражается в терминах моральности и духовности. О нем надо думать как об империи, т. е. человек, его характер и его вера. Для достижения этих целей он вводит дисциплину и использует авторитет, входя в душу и управляя с неоспори­мой властью. Поэтому он избрал своей эмблемой прутья ликторов (знак должностной и карающей власти.– Ю. К.) – символ единства, силы и справедливости… как о нации, которая прямо или косвенно правит другими нациями, не имея желания завладеть ни единым квадратным ярдом территории. Для фашизма подъем империи, т. е. расширение нации, является сущностным проявлением жизнеспособности и противоположностью признакам упадка. Люди, которые возвышаются или поднимаются вновь после периода упадка, – всегда империалисты; любое отступление есть признак упадка и смерти. Фашизм – это учение, наилучшим образом приспособленное представлять стремления и надежды народа, такого, как народ Италии, который поднимается вновь после многовекового уни­жения и внешнего порабощения. Но империя требует дисцип­лины, координации всех сил и глубоко осознанного чувства долга и жертвенности: этот факт объясняет многие аспекты практической работы режима, характер множества сил в Государстве и необходимость строгих мер, которые должны быть приняты против тех, кто будет противостоять этому спонтанному и неизбежному движению Италии в XX в. или попытался бы противостоять ему напоминанием изношенной идеологии XIX в., идеологии, отвергнутой всюду, где достало мудрости предпринять великий эксперимент общественной иполитической трансформации, поскольку никогда еще не была столь острой нужда нации во власти, в управлении, в порядке. Если каждая эпоха имеет свое собственное, характерное для нее учение, то существуют тысячи признаков, указывающих на фашизм как на характерное учение нашего времени. Учение должно быть живым, и это доказывается тем фактом, что фашизм создал живую веру, и то, что эта вера весьма сильна в умах людей, доказывается теми, кто страдает и умирает за нее.

Отныне фашизм обладает в мире универсальностью всех тех учений, которые, самоорганизуясь, представляют этап в истории человеческого духа. [2. С. 235–253]

2. Новая хартия единства действий
коммунистической и социалистической партий
26 июля 1937 г.

Итальянская социалистическая партия и Коммунистиче­ская партия Италии, солидарные уже в течение трех лет в по­литике единства действий, которая дала значительные резуль­таты в Италии, в эмиграции, в Испании и показала себя необ­ходимым орудием борьбы пролетариата против фашизма и войны;

полные твердой решимости упрочить достигнутые резуль­таты, укрепить и развить их, договариваются о следующих пунктах, которые состав­ляют новую Хартию единства действий:

I. Итальянская социалистическая партия и Коммунистиче­ская партия Италии, имея своей общей целью уничтожение фашизма и капитализма и установление социалистического общества, принимают решение укрепить связи, которые их объединяют, как в общеполитической деятельности, так и в повседневной практической работе. Они рассматривают су­ществование прочной связи в форме единого фронта между коммунистической и социалистической партиями, как одно из основных условий единства всех антифашистских сил и созда­ния в Италии движения народного фронта.

II. На нынешнем этапе классовой и политической борьбы обе партии намерены призвать и организовать весь итальян­ский народ на борьбу за завоевание свободы и демократии и установление демократической республики, опирающейся на рабочий класс, которая обеспечит народу хлеб, мир и сво­боду, примет необходимые меры для уничтожения экономи­ческой базы реакции и фашизма (национализация монопо­листического промышленного и банковского капитала, уни­чтожение всех форм феодализма в деревне и т. д.) и откроет дорогу для перехода к социализму…

III. Убежденные в неотложной необходимости массовой борьбы против внутренней и внешней политики фашизма, борьбы, являющейся единственным путем, ведущим к уничто­жению фашистского режима, обе партии принимают на себя обязательство вести совместную борьбу на фабриках, в массовых фашистских организациях (профсоюзы, «дополаворо» (фашистские культурные организации. – Ю. К.) и т. д.), в городских кварталах, в молодежных организациях, в деревне, в школе, в армии за выдвижение всех непосред­ственных экономических и политических требований народ­ных масс, используя для этой цели также все легальные воз­можности фашистского режима…

VII. Обе партии видят в единстве действий первый шаг к созданию единой партии рабочего класса, которая будет представлять собой самое могущественное оружие пролета­риата в его борьбе против фашизма и капитализма. Проб­лемы органического единства будут глубоко изучены и обсуждены обеими партиями в свете современного опыта в Ита­лии и в других странах...

IX. Обе партии сохраняют полную автономию как в орга­низационном, так и в теоретическом отношении. Каждая из них продолжает свою самостоятельную деятельность и про­паганду и обязуется, пользуясь правом высказываться с пол­ной откровенностью о теоретических и тактических разногла­сиях, все еще препятствующих слиянию, делать это таким об­разом, чтобы не наносить удара и не препятствовать развер­тыванию общей деятельности... [36. Т. 1. C. 389–391]

XIII. Испания в 1934–1939 гг.

1. Декрет о проведении аграрной реформы
7 октября 1936 г.

Статья 1. Подлежат безвозмездной экспроприации все земельные владения, независимо от их размера и способа использования, принадлежащие до 18 июля 1936 года лицам, принимавшим прямое или косвенное участие в мятеже против республики…

Статья 4. Право пользования участками, экспроприиро­ванными на основании статьи 1, получают сельскохозяйствен­ные рабочие и крестьяне данного или смежного муниципаль­ного округа...

Каждый боец, вступивший в ряды народной милиции или добровольческие соединения армии, который квалифици­рован в муниципалитете своей общины как сельскохозяй­ственный рабочий, мелкий арендатор или собственник, при получении земельного участка в длительное пользование будет приниматься во внимание в первую очередь... Участок земли должен быть достаточным для содержания его семьи.

Если получившие по этому распоряжению земли входят в профсоюзную организацию сельскохозяйственного харак­тера или желают создать таковую, то они могут объединить свои участки с целью коллективной обработки.

Преимущество, о котором говорится в предыдущем пара­графе, распространяется в первую очередь на родственников погибших бойцов, а также на семьи раненых и инвалидов, потерявших трудоспособность в период пребывания в рядах республиканской армии. [36. Т. 1. С. 402–403]

2. Итало‑ испанское соглашение
28 ноября 1936 г.

Фашистское правительство и национальное испанское пра­вительство, солидарные в общей борьбе против коммунизма, который в данный момент больше, чем когда‑ либо, угрожает миру и безопасности Европы, воодушевленные желанием раз­вить и укрепить свои собственные взаимоотношения и всеми силами содействовать социальной и политической стабилиза­ции европейских наций, подробно рассмотрели вопросы, ка­сающиеся обоих государств, через посредство своих предста­вителей в Риме и Бургосе и пришли к соглашению по сле­дующим пунктам:

Фашистское правительство обеспечит в дальнейшем национальному испанскому правительству свою поддержку и свою помощь для сохранения независимости и целостности Испании, как метрополии, так и колоний, и для восстановле­ния социального и политического порядка внутри страны. Технические органы обеих стран будут поддерживать с этой целью связь и в дальнейшем.

Будучи уверены в том, что тесное сотрудничество между ними будет полезно для обеих стран и для политиче­ского и социального порядка Европы, фашистское правительство и национальное испанское правительство сохранят между собой связь и будут согласовывать свои действия по всем вопросам, касающимся обеих стран, особенно по вопро­сам, касающимся западной части Средиземного моря, по которым потребуется координация их действий, и будут ока­зывать друг другу поддержку в целях эффективной защиты их обоюдных интересов... [36. Т. 1. C. 403–404]

XIV. США в 1929–1939 гг.

1. Политическая платформа демократической партии
1932 г.

Сейчас, когда мы переживаем небывалое еще экономиче­ское и социальное бедствие, демократическая партия заявляет о своем твердом убеждении, что основной причиной, привед­шей к возникновению этого положения, была гибельная поли­тика экономической изоляции, которую наше правительство проводило после мировой войны и которая способствовала как слиянию конкурирующих фирм в монополии, так и неправиль­ному увеличению выдач кредита частному капиталу за счет интересов народа...

Только коренное изменение экономической политики прави­тельства может дать нам надежду на улучшение существую­щего положения, уменьшение безработицы, прочное улучшение жизни народа и возвращение к тому завидному положению, когда счастье царило у нас в стране и когда мы шли впереди других стран мира в финансовой, промышленной, сельскохозяйственной и коммерческой областях...

Мы требуем немедленного резкого сокращения правитель­ственных расходов путем уничтожения ненужных учреждений и должностей, путем слияния различных департаментов и уп­равлений и путем отказа от излишних денежных трат таким образом, чтобы все вышеуказанные меры привели бы к умень­шению расходов на содержание федерального правительства не менее чем на 25%...

Мы выступаем за увеличение занятости рабочей силы пу­тем значительного сокращения рабочего дня и за поощрение перехода на неполную рабочую неделю путем введения ее в государственных учреждениях. Мы выступаем за разумное пла­нирование общественных работ.

Мы выступаем за принятие в штатах законов о социальном страховании по безработице и по старости.

Мы выступаем за возрождение сельского хозяйства, этой основной отрасли национальной экономики, за лучшее финан­сирование закладных под фермы, которое должно проводиться через специальные сельскохозяйственные банки на условии взимания невысоких процентов и предусматривать постепенный выкуп этих закладных; мы выступаем за выдачу кредитов в первую очередь разорившимся фермерам для выкупа ими сво­их ферм и домов...

Мы выступаем за то, чтобы военно‑ морской флот и армия соответствовали бы действительным потребностям националь­ной обороны и определялись бы на основе точного учета всех существующих воинских частей, чтобы в мирное время народ не вынуждали нести расходы, ежегодная величина которых быстро приближается к миллиарду долларов.

Мы выступаем за принятие более действенных антитрестов­ских законов и за их беспристрастное проведение в жизнь, чтобы помешать образованию монополий и возникновению не­честной практики в деловой деятельности, а также за пере­смотр нашего законодательства с целью усиления защиты как труда, так и мелкого производителя и мелкого торговца…

Мы выступаем за сохранение, развитие и использование на­циональных энергетических водных ресурсов в интересах всего общества.

Мы выступаем за отказ правительства от вмешательства в деятельность частного предпринимательства, за исключением тех случаев, когда это будет необходимо для увеличения объе­ма общественных работ и использования естественных богатств в интересах всего общества.

Мы выступаем за твердую внешнюю политику, подразуме­вая здесь поддержание мира со всеми странами, урегулирова­ние международных споров через арбитраж, невмешательство во внутренние дела других держав, безусловное выполнение договоров, безупречное выполнение финансовых обязательств, признание, с определенными оговорками, Международного суда и признание пакта Бриана‑ Келлога, запрещающего войну как средство национальной политики, которая, чтобы быть эффективной, должна предусматривать возможность проведения консульта­ций и конференций во всех случаях возникновения опасности нарушения договора.

Мы выступаем за достижение международного соглашения о сокращении вооружений и за сотрудничество с народами за­падного полушария в целях поддержания духа доктрины Монро.

Мы выступаем против практики аннулирования иностран­ными державами своих долгов Соединенным Штатам.

Мы выступаем за отмену 18 поправки к конституции...

Мы осуждаем ненужные и чрезмерные денежные траты в политической деятельности.

Мы осуждаем практику содержания различными деловыми кругами специальных оплачиваемых лобби, которые посредст­вом личного давления на членов конгресса и других государст­венных служащих стремятся повлиять на действия последних.

Мы осуждаем действия и заявления высокопоставленных государственных служащих, если эти действия и заявления де­лаются с целью оказать влияние на биржевые курсы... [36. Т. 1. С. 516–518]

 

2. Инаугурационная речь президента США Ф. Рузвельта
4 марта 1933 г.

Я уверен, что мои дорогие соотечественники‑ американцы ждут, что, вступая в должность президента, я обращусь к ним с прямотой и решимостью, как того требует нынешнее положение нашей страны. Сейчас самое время говорить правду, всю правду, открыто и смело. И нам нет нужды уклоняться от честного взгляда на сегодняшнюю ситуацию в нашей стране. Эта великая страна выстоит, как это бывало и прежде, возродится и расцветет. Поэтому первым делом разрешите мне высказать твердое убеждение, что единственное, чего нам следует бояться, это страха – отчаянного, безрассудного, неоправданного ужаса, который парализует усилия, необходимые для превращения отступления в наступление…

Счастье заключается не просто в обладании деньгами, – оно в радости свершений, в творческом волнении. В безумной погоне за мимолетной прибылью больше нельзя забывать об этой радости и о моральном стимулировании труда. Эти мрачные времена будут оправданны, если научат нас, что наше истинное предназначение не прислуживать кому‑ то, а служить самим себе и нашим собратьям…

Однако восстановление требует не только нравственных перемен. Стра­на просит действий, и действий немедленных.

Наша величайшая первоочередная задача – вернуть людям работу. Эта проблема окажется вполне разрешимой, если мы подойдем к ней разумно и смело. Частично ее может решить прямая мобилизация силами самой власти, взявшейся за эту задачу так, как мы действуем в чрезвычайных военных условиях, но в то же время направив рабочую силу на осуществление в высшей степени необходимых проектов по стимулированию и реорганизации использования наших природных ресурсов…

Наконец, вновь берясь за работу, мы нуждаемся в двух гарантиях защиты от старых зол. Должен быть установлен строгий контроль над всей банковской, кредитной и инвестиционной деятельностью. Должен быть положен конец спекуляциям с чужими деньгами и обеспечена адекватная требованиям, но здоровая валюта.

Таковы направления атаки. Теперь я изложу перед новым конгрессом на специальном заседании детальные меры для ее проведения и попрошу немедленного содействия нескольких штатов.

Этой программой действий мы призываем самих себя навести порядок в собственном национальном доме и сбалансировать доходы с расходами. Хотя наши международные торговые связи крайне важны, в данный момент и при данных потребностях они отходят на второй план перед лицом создания здоровой национальной экономики…

В области мировой политики мне хотелось бы, чтобы наша страна проводила политику доброго соседа – соседа, который решительно уважает себя и поэтому уважает права других; соседа, который уважает свои обязательства и уважает святость своих соглашений с соседями во всем мире…

…Наша Конституция столь проста и практична, что всегда можно ответить на чрезвычайные требования, переставляя акценты и меняя порядок слов, не утратив сути. Именно поэтому наша конституционная система зарекомендовала себя как самый надежный по прочности политический механизм, существующий в современном мире. Она выдержала все потрясения широкой территориальной экспансии, зарубежных войн, острых внутренних раздоров, мировых отношений.

Будем надеяться, что нормального баланса исполнительной и законодательной власти окажется вполне достаточно для решения стоящей перед нами беспрецедентной задачи. Но, возможно, какое‑ то беспрецедентное требование жизни и необходимость неотложных действий заставят нас временно отойти от нормально сбалансированного государственного процесса…

Мы смотрим в грядущие трудные дни, согретые теплом национального единства, с осознанным стремлением вернуться к старым и дорогим моральным ценностям, с светлым удовлетворением, которое приносит строгое исполнение долга как стариками, так и молодежью. Наша цель – гарантировать полноценную и стабильную жизнь страны… [12. С. 220–224]

 

3. Поправки к Конституции США

А). Поправка XX

Ратификация поправки завершена 23 января 1933 г.

Раздел 1. Срок полномочий Президента и Вице‑ президента оканчивается в полдень двадцатого января, а срок полномочий сенаторов и представителей – в полдень третьего января того года, в который эти полномочия должны кончиться, если бы на­стоящая статья не была ратифицирована, с этого же времени на­чинается срок полномочий их преемников.

Раздел 2. Конгресс собирается не реже одного раза в год, и его сессии начинаются в полдень третьего января, если только Конгресс законом не установит другой день.

Раздел 3. В случае смерти вновь избранного Президента до начала его полномочий Президентом становится вновь избран­ный Вице‑ президент. Если Президент не будет избран к моменту, установленному для начала его полномочий или если вновь из­бранный Президент не вступит в должность, то вновь избранный Вице‑ президент будет исполнять обязанности Президента, пока последний не вступит в должность. В случае если ни вновь избранный Президент, ни вновь избранный Вице‑ президент не вступят в должность, Конгресс устанавливает, кто будет испол­нять обязанности Президента или в каком порядке должен быть избран тот, кто будет исполнять указанные обязанности, и такое лицо будет действовать в этом качестве до тех пор, пока Прези­дент или Вице‑ президент не вступит в должность.

Раздел 4. Конгресс имеет право принимать меры в случае смерти одного из тех лиц, из числа которых Палата представите­лей избирает Президента, когда право выбора переходит к ней, и смерти одного из тех лиц, из числа которых Сенат избирает Вице‑ президента, когда право выбора переходит к нему.

Раздел 5. Первый и второй разделы вступают в силу пятнад­цатого октября, следующего за ратификацией настоящей статьи.

Раздел 6. Настоящая статья не вступит в силу, если она не будет ратифицирована в качестве поправки к конституции зако­нодательными собраниями трех четвертей всех штатов в течение семи лет со времени представления ее для ратификации.

Б). Поправка XXI

Ратифицирована 5 декабря 1933 г.

Раздел 1. XVIII поправка к конституции Соединенных Шта­гов настоящим отменяется. [37. С. 298–299]

 

4. Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве
12 мая 1933 г.

Настоящим заявляется, что конгресс будет проводить ниже­следующую политику:

Устанавливать и поддерживать такое соотношение между производством и потреблением сельскохозяйственных продуктов и такие условия их продажи, которые поднимут покупательную способность сельскохозяйственных продуктов по отношению к предметам, необходимым фермеру, до покупательной способнос­ти этих продуктов в базисный период. За базисный период в отношении всех сельскохозяйственных продуктов, за исключе­нием табака, принимается довоенный период с августа 1909 года по июль 1914 года.

Министр сельского хозяйства настоящим уполномочивается заключать оптационные контракты с производителями хлопка о продаже любому из них такого количества хлопка, которое не должно превышать разницы, существующей между количеством выращенного данным производителем хлопка в текущем и про­шедшем году, во всех тех случаях, когда этот производитель даст письменное согласие сократить производство хлопка в 1933 году по сравнению с предыдущим годом не менее чем на 30% без одновременного увеличения затрат на удобрения, вно­симые на каждый акр возделываемой им площади.

Каждому такому производителю, согласившемуся на умень­шение продукции, министр сельского хозяйства направит, без права его дальнейшей передачи, оптационный контракт о прода­же вышеуказанному производителю такого количества хлопка из запасов, находящихся в распоряжении и под контролем ми­нистрасельского хозяйства, на которое данный производитель хлопка дал согласие уменьшить его производство... Министр сель­ского хозяйства уполномочивается:

С помощью заключаемых на основе добровольности соглаше­ний с производителями или с помощью других методов прини­мать меры по сокращению посевных площадей или товарного производства (или того и другого) любого из основных сельско­хозяйственных продуктов, а также принимать меры по обеспе­чению выплаты платежей и бенефиций, проистекающих как из вышеуказанных соглашений, так и из соглашений, касающихся такой части продукции какого‑ либо из основных сельскохозяй­ственных продуктов, которая, по мнению министра, может быть по справедливости признана необходимой для внутреннего по­требления. Платежи и бенефиции выплачиваются из любых сумм, которые могут оказаться пригодными для такого рода оплат... [24. С. 167–168]

 

5. Закон о восстановлении национальной экономики
16 июля 1933 г.

Настоящим признается, что страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким рас­пространением безработицы и дезорганизацией промышленнос­ти, что в свою очередь тяжело ложится на межштатную и вне­шнюю торговлю, наносит ущерб народному благосостоянию и подрывает жизненный уровень американского народа. Настоя­щим заявляется также, что конгресс будет следовать политике, направленной на устранение трудностей, стоящих на пути сво­бодного развития межштатной и внешней торговли, которая спо­собствует ослаблению этого напряженного положения; на дости­жение всеобщего благосостояния путем поощрения организации промышленности и совместных действий различных профессио­нальных групп; на то, чтобы побуждать и поддерживать совмес­тные действия труда и предпринимателей «на основе равного их признания со стороны правительства и под его наблюдением; на уничтожение несправедливой практики в деловой деятельности; на поощрение наиболее полного использования имеющихся про­изводственных мощностей; на то, чтобы избегать ненужных ог­раничений производства (за исключением тех случаев, когда это будет временно необходимо); на увеличение потребления про­мышленных и сельскохозяйственных продуктов путем повыше­ния покупательной способности населения; на уменьшение без­работицы и оказание здесь необходимой помощи и на улучше­ние условий труда; а также любыми другими способами стремиться к оздоровлению промышленности и сохранению ес­тественных богатств...

По поступлении на имя президента соответствующих проше­ний от одной или более профессиональных или промышленных ассоциаций или групп президент может утверждать кодекс или кодексы о справедливой конкуренции для данной профессии или отрасли промышленности или их отдельных организаций в соот­ветствии с внесенными просителем или просителями предложе­ниями, если он найдет: (1) что эти ассоциации или группы не ставят никому неравных ограничений при принятии своих чле­нов и что они действительно являются представителями указанных в прошении профессий или отраслей промышленности или входящих в них организаций; (2) что предложенные кодекс или кодексы о справедливой конкуренции не направлены на разви­тие монополий или на уничтожение или подавление мелкого предпринимательства и что они будут способствовать проведе­нию в жизнь политики, предусмотренной настоящим законом...

По утверждении президентом какого‑ либо из вышеупомяну­тых кодексов о справедливой конкуренции положения этого ко­декса будут рассматриваться как нормы, регулирующие справед­ливую конкурентную практику для данной профессии или отрас­ли промышленности или входящих в них организаций. Любое нарушение этих норм при совершении какой‑ либо межштатной или внешнеторговой коммерческой сделки или затрагивающее эту сделку будет рассматриваться как нечестная коммерческая кон­куренция, понимая этот термин так, как он трактуется в действу­ющем законе о правах Федеральной торговой комиссии...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.