Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционные подходы 2 страница






В первом случае мы имеем в виду экологизацию боль­шинства частных (отраслевых) физико- и экономико-геогра­фических дисциплин — например, климатологии, гидроло­гии, гляциологии, географии почв, географии населения, сельского хозяйства, рекреации, а также ряда пограничных наук. Во втором случае речь может идти о трех главных тер­риториальных уровнях применения экологизации. Во-пер­вых, это глобальный уровень, связанный с рассмотрением глобальной экологической проблемы и глобальных измене­ний в природной среде. Во-вторых, это региональный уро­вень, когда обострение экологических проблем порождает или может порождать опасность для здоровья, существова­ния людей и развития хозяйства в относительно крупных

районах. В-третьих, это локальный уровень, когда те же проблемы возникают в отдельных городах, агломерациях, локальных ТПК и пр.

Как уже отмечалось, отечественные географы применя­ют экологический подход при рассмотрении каждого из этих уровней. Но наибольшее практическое значение имеет, пожалуй, блок региональных экологических проблем (во взаимосвязи с глобальными). Для Советского Союза это были районы Чернобыля, Байкала, Ладожского озера, ни­зовьев Кубани и Азовского моря, Арала, Севана и многие другие. Большинство из них досталось России в наследство от СССР, но к старым прибавились и новые. Однако и ло­кальный уровень (в сочетании с региональным) тоже весьма важен. Ведь именно он позволяет глубже понять процессы взаимодействия территориальных систем с окружающей природной средой в масштабе, например, крупного города или промышленного узла. Если глобальный уровень все же несколько обезличивает экологический подход, то локаль­ный реально демонстрирует все многообразие воспроизвод­ства жизни.

Большое развитие в последнее время получило экологи­ческое картографирование. Оно включает создание карт ан­тропогенных воздействий на природную среду; карт риска опасных природных явлений и возникновения чрезвычай­ных экологических ситуаций; комплексных экологических карт; карт экологического природопользования; экологиче­ских карт природных комплексов. В качестве нового направ­ления экологического картографирования можно назвать со­здание карт экологических предпосылок развития и разме­щения различных отраслей хозяйства. На этой основе уже подготовлены и изданы такие оригинальные картографиче­ские произведения как Атлас радиоактивного загрязнения России, карта радиационного загрязнения Балтийского моря, атлас охраны природы Черного и Азовского морей и др.

Конструктивный подход. Это еще один общенаучный подход, который в данном случае представляет собой прак­тический выход учения о конструктивной географии, про­диктованный социальным заказом к географии в эпоху НТР. Основные черты этого подхода были охарактеризованы акад. И. П. Герасимовым еще в 60-е годы К ним относится прежде всего распространение данного подхода практиче­ски на весь ансамбль географических наук, по отношению к

которым он выступает не только как пронизывающая идея, но и как идея, охватывающая, объединяющая их усилия. Да­лее к таким чертам относится охват не только локальных, но и крупных региональных проблем, активность в поиске но­вых путей оптимизации отношений человека и природы, включение в анализ не только состояния природных и тех­нических систем и процессов, в них происходящих, но и процессов управления системами, охватом не только науч­но-технических и технических задач, но и сферы научного поиска, теории.

Еще на VII съезде Географического общества в 1980 году были сформулированы основные прикладные, кон­структивные направления отечественной гео­графии: прикладное ландшафтоведение, мелиоративная география, оптимизация природопользования, космическое землеведение, освоение Мирового океана, районная плани­ровка, географический прогноз. Все они получили развитие и в дальнейшем.

Рассмотрим в качестве примера прикладное ландшафто­ведение. Если в течение десятилетий традиционной сферой приложения принципов и методов ландшафтоведения было сельское хозяйство, то затем ландшафтоведы стали участво­вать в архитектурно-планировочных разработках, в ланд-шафтно-рекреационных и других подобных исследованиях. Основная их функция в таких случаях состоит в оценке ландшафтов и урочищ с точки зрения возможности и целе­сообразности использования их для сельского хозяйства, рекреации, строительства тех или иных сооружений. Затем стало формироваться более общее конструктивное направ­ление, которое можно назвать территориально-планировоч­ным [217, с. 53]. В научный обиход вошел родившийся в Германии новый термин «ландшафтное планирование». А. В. Дроздов обобщенно определяет ландшафтное планиро­вание как инструмент, используемый для построения такой пространственной организации жизнедеятельности обще­ства в конкретном ландшафте, которая обеспечивала бы со­хранение основных функций этого ландшафта, как системы поддержания жизни. Следовательно, научные аспекты ланд­шафтного планирования имеют непосредственное отноше­ние к ландшафтной экологии, а его практическая сторона — к территориальному планированию.

В качестве второго примера возьмем мелиоративную географию, которая в своих трудах исходит из идеи о возможности целенаправленного изменения свойств ландшаф­тов в соответствии с предстоящим их использованием. При этом в первую очередь речь идет о плодородии почв, улуч­шении их водного и теплового режима, микроклимата, мик­рорельефа в интересах сельского и лесного хозяйства. С та­кой целью были разработаны принципы и методы природ-но-мелиоративного районирования, мелиоративной оценки земель, слежения (мониторинга) за их состоянием. Большое развитие получило мелиоративное картографирование. Воз­никло представление о природно-мелиоративных комплек­сах (ПМК). На географическом факультете МГУ уже давно читается курс мелиоративной географии, опирающийся на учебники А. М. Шульгина, К. Н. Дьяконова и В. С. Аношко. Тем не менее на X съезде РГО в 1995 году отмечалось, что пока еще мелиоративные направления исследований дей­ствуют без достаточного взаимодействия.

Но наиболее ярким примером применения конструктив­ного подхода всегда считалась и продолжает считаться рай­онная планировка. Не случайно Д. И. Богорад сформулиро­вал поистине крылатое выражение: «Районная планиров­ка — конструктивная география района». О развитии рай­онных планировок как инструмента конструктивной геогра­фии неоднократно писал Е. Н. Перцик [82, с. 117]. Он же отмечал, что опыт развития районной планировки в СССР и России дает модель формирования новых конструктивных направлений в нашей науке, вызванных к жизни потребно­стями практики и опирающихся на фундаментальные гео­графические идеи и концепции.

Добавим, что в последнее время возникли и некоторые другие направления конструктивной географии. В том чис­ле, например, «инженерная география», также используемая прежде всего в районных планировках и занимающаяся определением нагрузок на грунты, объемов земляных работ, устойчивости оснований и конструкций сооружений и дру­гими вопросами инженерной подготовки территории. Новое развитие получили оценочное картографирование, кон­структивные аспекты медицинской географии.

Все эти направления имеют и конкретную комплексную территориальную привязку, причем на разных уровнях — городских агломераций, промышленных узлов, районов и ТПК, пригородных зон крупнейших городов, курортных районов, аграрно-промышленных комплексов, районов про­явления катастрофических природных процессов и пр.

В свое время географы принимали участие в составлении Генеральных схем развития и размещения производитель­ных сил страны — важнейших научных предплановых доку­ментов. Вообще рекомендации конструктивной географии широко учитывались при составлении именно предплано­вых документов — Генсхем, схем районной планировки, территориальных комплексных схем охраны природы — ТЕРКСОПов (например, зоны БАМ, бассейна озера Байкал).

Говоря об изменениях формулировок прикладных, кон­структивных задач географии, акад. В. М. Котляков отмечает, что если в первые послевоенные годы ставилась цель преоб­разования природы, то затем во главу утла были поставлены задачи более рационального освоения природных ресурсов и использования природных условий, затем оценка последст­вий антропогенных изменений природы и охрана окружаю­щей среды и, наконец, ныне — проблема экологической без­опасности и устойчивого развития природы и общества.

Поведенческий подход. В основе поведенческого подхо­да лежит бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в социологии и психологии, исходящее из по­нимания поведения как совокупности реакций на воздейст­вия среды. Но географов интересует не поведение людей вообще, а их пространственное поведение; отсюда и поня­тие о поведенческой географии, поведенческом подходе.

Поведенческий подход в географии со­стоит в изучении особенностей восприятия людьми (пред­ставителями различных социальных, профессиональных, половозрастных, этнических и других групп) окружающей среды в пределах определенных районов и местностей, их представлений об идеальных условиях обитания и связан­ных с этим предпочтений в выборе мест проживания и от­дыха [114, с. 230]. Следовательно, в этом подходе можно вы­делить как бы две составные части — восприятие и поведе­ние. Разные группы людей обычно имеют разное воспри­ятие окружающей среды. Со своей стороны эти различия обусловливают и их поступки, поведение в пространстве (формирование планировочной структуры населенных мест, миграции и т. д.).

Поведенческий подход в географии зародился на Западе еще в первой половине XX века. Но настоящая «поведен­ческая революция» произошла уже в 60-е годы, после нача­ла НТР, увеличения интеллектуализации труда, возрастания роли информации. В принципе речь шла о том, что при размещении и организации своих предприятий любая частная фирма и тем более крупная корпорация должна учитывать социально-психологический фактор, поведение людей. И хотя такое размещение происходит на основе волевых ре­шений, при принятии таких решений должны использовать­ся определенные научные критерии. Так поведенческий подход фактически смыкается с вопросами управления про­изводством [33].

В Советском Союзе с его плановой централизовданной экономикой, принятием важнейших решений на государ­ственном уровне применение поведенческого подхода было крайне затруднено, и в географии он проявился довольно слабо. Тем не менее некоторые вопросы, например, геогра­фия и управление, привлекли внимание географов [24]. По­явились работы по географии преступности, географии нар­комании и т. п. Видимо, в условиях современной рыночной экономики для применения поведенческого подхода откры­ваются более широкие возможности.

9. Методы географии

9.1. Группировка методов

Овладение географической культурой предусматривает также знакомство с методами географической науки.

Литература по этим вопросам довольно велика, но, к со­жалению, не отличается достаточной четкостью, главным образом из-за смешения понятий «метод» и «подход».

В самом общем виде «метод» (от греч. methodos — путь исследования) — это способ, прием достижения цели, образ действий. Акад. Б. М. Кедров определял метод науки как об­щий способ достижения всестороннего отражения предмета исследования, раскрытия его сущности, познания его зако­нов. Методы науки чрезвычайно разнообразны и потому нуждаются в какой-то классификации, группировке. Подоб­ные группировки предпринимались разными авторами, но зачастую на основе весьма различных принципов. Ниже мы хотели бы предложить свою трактовку этого вопроса.

Вряд ли могут быть возражения по поводу подразделе­ния методов науки на традиционные, новые и новейшие, а также на общие, используемые многими науками, и част­ные, специфические, имеющие более ограниченное приме­нение. Сложнее обстоит дело с группировкой методов по существу. Представляется, что в этом аспекте их можно подразделить прежде всего на эмпирические и теоретиче­ские.

К числу эмпирических методов следует отнести класси­ческий экспедиционный (полевой) метод, который применя­ется со времени зарождения географии и является первоис­точником всех географических знаний. В свою очередь главными путями его реализации служат наблюдение — по­лучение первичной информации об изучаемом объекте и измерение — то же наблюдение, но с применением коли­чественных показателей. Далее, экспедиционный (полевой) метод может осуществляться стационарным, полустационар­ным и маршрутным способами. Поскольку сплошное поле­вое изучение территории дело дорогостоящее, а иногда и очень трудно осуществимое, во многих случаях целесооб­разно ее выборочное изучение, получившее название «мето­да ключей». Этот метод означает глубокое и всестороннее исследование отдельных объектов с последующей экстрапо­ляцией выводов на более обширные ареалы; не случайно Ю. Г. Саушкин как-то сравнил его с глубокими буровыми скважинами в геологии. К числу эмпирических следует от­нести и разнообразные камеральные, лабораторные методы исследований.

Теоретические методы также имеют не менее сложную внутреннюю структуру. Среди них можно выделить логиче­ские методы, к которым прежде всего относятся две главные формы умозаключения — дедукция и индукция, предусмат­ривающие соответственно путь рассуждений от общего к частному и от частного к общему. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явле­ний в каких-то свойствах, признаках, отношениях. Отдель­ную подгруппу составляют методы, которые можно назвать формализованными — статистический, математический, мо­делирования и др. В зависимости от характера географиче­ских объектов, их иерархического уровня, целей и задач ис­следования теоретические методы могут претерпевать изме­нения, но при сохранении их основной функции — познания объективных закономерностей пространственной органи­зации и эволюции географических объектов, процессов и явлений.

С учетом замысла настоящей работы наибольший инте­рес представляет подразделение всех методов географии на два больших класса —общегеографических и частногеогра-фических. Понятно, что первые из них имеют сквозной ха­рактер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые применяются, например, только физико- или эконо-мико-географами. Добавим к этому, что любые группировки методов имеют несколько условный характер, так как сами методы находятся в состоянии перманентного развития и совершенствования.

9.2. Общегеографические методы

К общегеографическим методам, которые находят при­менение практически во всех подсистемах географических наук, мы относим как более традиционные (описания, срав­нительно-географический, количественные), так и более но­вые, даже новейшие (математические, моделирования, аэро­космические и геоинформационные) методы.

Метод описания. Метод описания — древнейший из всех методов географии, к тому же наиболее соответствую­щий расшифровке самого названия этой науки. Но разуме­ется, что на протяжении более чем двух тысячелетий он не оставался неизменным.

В периоды древнего мира, средних веков, раннего нового времени, да и в начале собственно нового времени в геогра­фии преобладало эмпирическое описание, соответствовав­шее принципу «что вижу, о том и пишу». Яркими примера­ми такого рода могут служить описания Геродота, Страбона, Плиния Старшего, Козьмы Индикоплова, Ибн-Баттуты, Мар­ко Поло и десятков других путешественников тех времен. Положение мало изменилось и с началом Великих геогра­фических открытий, описания которых самими первооткры­вателями по большей части были такими же фактологичны-ми и к тому же нередко весьма субъективными.

Переход от эмпирического к научному описанию факти­чески начался только в XVIII веке, когда в кругосветных и Других крупных экспедициях стали участвовать ученые-естествоиспытатели. В России к числу подобных примеров можно отнести произведения В. Н. Татищева, знаменитое «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова, матери­алы Великой Северной экспедиции. В XIX веке научное описание получило еще более широкое распространение. Достаточно сослаться на труды Александра Гумбольдта, Кар­ла Риттера, Элизе Реклю, Видаль де-ла-Блаша, К. И. Арсень-ева, П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. В. Докучаева, А. И. Воейкова. То же относится и к первой половине XX века, когда только на российской почве выросли такие мастера научных геогра­фических описаний как Д. Н. Анучин [3], В. П. Семенов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, В. А. Обручев, А. Е. Ферсман, Н. Н. Ба­ранский.

Однако уже в середине XX века положение в отечествен­ной географии начало изменяться к худшему. В 1950 году Н. Н. Баранский с большой тревогой и горечью писал о по­степенной утрате мастерства географического описания, о высокомерном и пренебрежительном отношении к нему со стороны ученых-географов, о том, что «география, длитель­ное время не дающая комплексных описаний ни своей стра­ны, ни чужих стран, а ограничивающаяся аналитическими исследованиями отдельных элементов природы, тем самым сокращает свою аудиторию, сводя ее к очень узкому кругу лиц, специально работающих в области той или иной част­ной географической дисциплины» [10, с. 91].

Здесь же Н. Н. Баранский объяснил резкое сокращение хороших географических описаний двумя причинами: во-первых, переходом от описательного стиля к аналитическо­му, отражающему процесс внутренней дифференциации в системе географических наук, и, во-вторых, недооценкой литературной формы географических описаний.

К сожалению, этот призыв не был услышан. Напротив, по мере нарастания «количественной революции» страницы географических книг стали все более пестреть формулами и цифрами в ущерб географическим описаниям, искусство ко­торых старались сохранить и передать сравнительно немно­гие географы. Среди этих «последних могикан» упомянем Д. Л Арманда, Ю. Г. Саушкина, Н. Н. Михайлова, И. М. Забе­лина, В. В. Покшишевского, Ю. К. Ефремова, Э. М. Мурзаева, Б. Б Родомана. Так, Д. Л. Арманд не только выступал против псевдоноваторства и наукообразия, критикуя тех авторов, которым, кажется, доставляет удовольствие, что читатели их не понимают, но и сам представил такие образцы научной популяризации, как широко известная книга «Нам и внукам» [141].

Впрочем, в последнее время, кажется, началось возро­ждение метода географического описания, столь важного для учебной географии. Такой его ренессанс в значительной мере объясняется новым повышением интереса к странове­дению, в том числе и комплексному, развитием внутреннего и международного туризма, общим повышением «охоты к перемене мест». По мнению Я. Г. Машбица, описательный метод безусловно сохраняет свою важность для всех геогра­фических наук. Что же касается противопоставления его проблемности изложения, то Я. Г. Машбиц приводит извест­ное высказывание Н. Н. Баранского: «не одно вместо друго­го, а одно вместе с другим».

Картографический метод. Этот метод в общем такой же старый как географическое описание. Изучению карт древ­него мира, средних веков, нового времени посвящены мно­гие работы А. Б. Дитмара, К. А. Салищева, Н. Г. Фрадкина, А. М. Берлянта, а по России — А. В. Постникова, В. С. Кусова и др. В XIX — начале XX веков картографический метод ис­следования получил дальнейшее развитие благодаря деятель­ности А. А. Тилло, П. П. Семенова-Тян-Шанского, Д. Н. Ану-чина, Ю. М. Шокальского и многих других ученых. Альфред Вегенер использовал его при разработке своих идей текто­ники литосферных плит' и дрейфа материков, а Вальтер Кристаллер и Август Лёш выдвинули свою теорию цент­ральных мест на основе использования картометрии. Так складывался, обогащался и усложнялся картографический метод. О его значении для географии писали многие, но, на­верное, ярче и убедительнее других это сделал Н. Н. Баран­ский. Из всех его высказываний по данному поводу приве­дем лишь одно: «1) карта — альфа и омега географии, на­чальный и конечный момент географии; 2) карта — стимул к заполнению пустых мест; 3) карта — средство к выявле­нию географических закономерностей; 4) карта — необхо­димый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громад­ным по своим размерам объектом географического исследо­вания — поверхностью земного шара; 5) карта — «второй язык» географии; 6) карта — один из критериев географичности» [8, с. 286]. А Э.Б.Алаев предложил еще более лако­ничную формулировку: «Географично то, что картируется» [НО, с. 112].

Понятно, что общая задача картографического метода за­ключается в использовании карт для познания изображен­ных на них явлений. Не вызывает сомнения, что современ­ный картографический метод исследования располагает большим числом приемов для изучения самых разнообраз­ных объектов, определения их количественных характерис­тик, размещения в пространстве. Но эти утверждения могут служить лишь преамбулой к раскрытию истинной сущности данного метода, которая наиболее полно изложена в рабо­тах К. А. Салищева и А. М. Берлянта.

По К. А. Салищеву, картографический метод включает такие приемы использования карт, как их визуальный ана­лиз, заключающийся в глазомерной оценке по ним разме­щения явлений; картометрию (в узком смысле) или измере­ния по картам расстояний, площадей и других величин; гра­фический анализ карт, используемый при составлении раз­ного рода пространственных профилей; статистический ана­лиз карт, который позволяет сопоставлять различные явле­ния и исследовать их связи; анализ карт при помощи изме­нения их проекций; математический анализ карт; автомати­зированный анализ карт.

А. М. Берлянт характеризует свойства карты, как наибо­лее распространенной географической модели — абстракт­ность, избирательность, синтетичность, метричность, одно­значность, непрерывность, наглядность, обзорность, геомет­рическое подобие и географическое соответствие [145, с. 39]. Он выделяет четыре основные группы приемов анали­за карт: 1) описание по картам как способ качественной ха­рактеристики явлений, изображенных на карте; 2) графи­ческие приемы анализа карт, включающие построение по ним разного рода двухмерных и трехмерных графиков и ди­аграмм; 3) графоаналитические приемы — картометрию и морфометрию, которые предназначены для производства по картам измерений и количественных определений; 4) мате-матико-картографическое моделирование [308, с. 108—109]. Наконец, он же определяет главные предпосылки становле­ния и развития картографического метода, заключающиеся в создании громадного фонда топографических и тематических карт, в разработке и совершенствовании приемов анализа карт, в автоматизации картографии, в потребностях науки и практики в быстром и экономичном средстве иссле­дования [145, с. 19—20].

Картографический метод получил широкое распростра­нение в физической географии, где на первом месте стоит ландшафтное картографирование. К этому можно добавить использование общегеографических, тематических карт и картометрические методы, которые давно применяются в геоморфологии и гидрологии. Большое применение карто­графический метод нашел и в социально-экономической географии: для получения количественных характеристик различных объектов с помощью оценочных карт, выделения и оценки основных факторов размещения таких объектов, изучения динамики развития и тенденций размещения, оценки и выявления взаимосвязей, обеспечения районной планировки и социально-экономического прогнозирования. А в страноведении данный метод помогает не только полу­чить максимум информации, но и создать «портрет террито­рии». При этом нужно учитывать, что картографический метод применяется фактически при всех аспектах и уровнях научного исследования — и подготовительных, и аналити­ческих, и обобщающих, и прогнозных.

Как и другие, картографический метод находится в со­стоянии постоянного развития и совершенствования. На­пример, в последнее время географы проявляют все боль­ший интерес к анаморфированным картам, масштаб кото­рых трансформируется и варьирует в зависимости от коли­чественных показателей изображаемого явления, например, размеров территории или численности населения (рис. 34), к картоидам, ментальным («мысленным») картам и т. д.

Сравнительно-географический метод. Этот метод можно также отнести к числу традиционных для географии. Его ос­новоположниками обычно считают Карла Риттера и в осо­бенности Александра Гумбольдта, прежде всего благодаря его «Картинам природы». В этой же работе Гумбольдт дал следующую характеристику сравнительного метода: «Срав­нивать между собой отличительные особенности отдельных стран и представить в кратких чертах результаты этих срав­нений — благодарная, хотя и трудная задача общего земле­ведения» [233, с. 78].

Впоследствии сравнение стало поистине одним из уни­версальных методов географии, помогающих осуществле­нию индивидуализации и типизации, дифференциации и обобщению изучаемых объектов и явлений. В физической географии этот метод применяется при характеристике рельефа, климата, рек, природных комплексов и т. д., в со­циально-экономической географии при характеристике стран, районов, городов, ТПК и других территориальных единиц. Не меньшее, если не большее, применение этот ме­тод находит в страноведении.

 

 


Рис. 34. Анаморфоза стран мира на основе численности населения (по В.С.Тикунову)

 

По И. М. Маергойзу, в сравнительном методе нужно раз­личать две операции: операцию отождествления и операцию различения. Сравнение может быть полным и неполным. При первом из них осуществляются обе эти операции, при неполном одна из них. Естественно, что для географии боль­шее значение имеет полное сравнение. Далее, И. М. Маер-гойз условно разделил сравнения на качественные и коли­чественные, причем качественное сравнение, по его мне­нию, должно проводиться до количественного. Наконец,

И. М. Маергойз сформулировал и основные принципы срав­нения в географии: возможность сравнения только одномас-штабных объектов и только однопорядковых признаков объектов, явлений и процессов; необходимость сравнения сначала существенных, а затем уже второстепенных призна­ков; учет тех объективных условий, в которых сравнивае­мые объекты развивались и существуют [220, с. 120—121].

Особая ценность сравнительно-географического метода заключается в том, что он помогает лучше выявить и уяс­нить многообразие географических типов человеческой дея­тельности в различных природных и социально-экономиче­ских условиях.

Количественные методы. Такое понятие применяется до­вольно часто, но содержание его слишком нечетко, размыто. Нам кажется, что к числу количественных следует отнести те методы, которые имеют опору на статистико-математи-ческий аппарат, но в более традиционной трактовке. Боль­шинство из них возникло задолго до начала НТР и «количе­ственной революции», с нею связанной.

Очевидно, к таким методам можно отнести карто­метрию, которая уже упоминалась выше. Картометрия означает измерение по картам координат, высот, глубин, длин и расстояний, площадей, объемов, горизонтальных и вертикальных углов и направлений и др. В этом смысле кар­тометрией занимался еще Эратосфен в III веке до н. э., вы­полнивший удивительно точное градусное измерение Земли, не говоря уже о де ла Кондамине, измерявшем дугу мериди­ана в Андах в XVIII веке. Картометрические измерения пер­воначально использовались главным образом в геоморфоло­гии и гидрологии, затем получили широкое применение в океанологии, почвоведении, социально-экономической гео­графии, геодемографии. К задачам картометрии относится также оценка надежности и точности измерений с учетом масштаба и картографических проекций.

К группе картометрических методов принято относить и Центрографический метод, предложенный Д. И. Менделее­вым и развитый в 20-х годах Е. Е. Святловским и его шко­лой. Этот метод представляет собой совокупность аналити ческих и графических приемов изучения характера рас­пространения различных объектов и явлений на конкретной территории (акватории) путем нахождения соответствую­щих центров размещения и анализа траекторий их смеще­ний во времени. К числу таких центров могут относиться центры распространения различных типов почв, центры влажности, тепловой поверхности, населенности и др. Они определяются с помощью расчетов, аналогичных способам нахождения центров тяжести в механике. Более подробно центрографический метод описывали Б. Н. Семевский [95, с. 158—172], Л. И. Василевский, П. М. Полян, А. И. Трейвиш.

-

Впрочем, недавно Б. Б. Родоман удачно сравнивал такие, отнюдь не однопорядковые территории, как Московская область и Камчатка.

 

К относительно простым количественным методам можно отнести метод баллов, который подразумевает цифро­вую оценку географических объектов и процессов, подобно оценке поведения и успеваемости учащихся, результатов спортивных состязаний и т. п. Примерами применения этого метода могут служить работы А. А. Минца по экономической оценке естественных ресурсов [69, с. 250—251], О. Р. Наза-ревского по оценке природных условий жизни населения, Ю. Д. Дмитревского по определению природно-ресурсного потенциала территории [42], А. Т. Хрущева по характеристи­ке факторов размещения промышленности [237, с. 82—83], Е. Н. Перцика по районной планировке, М. К. Бандмана по моделированию ТПК.

Рискнем отнести к этой же категории и балансовый метод, точнее группу расчетных методов, применяемых для анализа, прогнозирования и развития динамических систем с установившимися потоками ресурсов и продукции («затраты—выпуск», «производство—потребление», «ввоз— вывоз», в общем виде «приход—расход») и с детерминиро­ванными зависимостями между приходной и расходной час­тями [ПО, с. 149—150]. Наибольшее распространение балан­совый метод получил в экономических науках, но он давно уже нашел довольно разностороннее применение и в гео­графии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.