Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое мотив






Термин «мотив» пришел в литературоведение из музыки, где под мотивом понимается «мельчайшая часть мелодии, гармонического последования, которая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогичных построений» В литературе выделяют мотивы «структурные» (сюжетные) и «свободные» (по преимуществу описательные); при пересказе обычно воспроизводится последовательность сюжетных мотивов, прежде всего однократных действий героев. Сюжет (ход событий в произведении) как бы расчленяется на «простейшие единицы», в совокупности они образуют динамическую основу мира произведения. Так, при пересказе романа Достоевского «Преступление и наказание» невозможно опустить эпизоды с убийством Раскольниковым старухи-процентщицы, его исповедь перед Соней и последующую явку с повинной.

«Свободные» мотивы при пересказе, напротив, часто опускаются, поскольку они не участвуют прямо в развитии действия: например, можно не упоминать про лучи заходящего солнца, освещающие квартиру процентщицы, хотя они запомнились Раскольникову, когда он «делал пробу своему предприятию»: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова…». Но эта деталь глубоко символична и многократно повторяется в романе, предваряя будущее раскаяние героя. К «свободным» мотивам относятся по преимуществу статичные, описательные детали (например, пейзажные).

В любом случае важнейший признак мотива – его повторяемость либо в одном произведении (например, лучи заходящего солнца в «Преступлении и наказании», гроза в одноименной пьесе А.Н.Островского), либо (что характерно для сюжетных мотивов) в группе произведений (например, дуэль в романтической литературе).

Таким образом, при всей разности музыкального звука и литературного слова мотив в литературе сохраняет основные качества мотива в музыке – его краткость, созидательную способность и, главное, огрмную роль в композиции целого. Мотив можно поэтому понимать как «визитную карточку» литературного или музыкального произведения.

Здесь хотелось бы привлечь внимание не к сюжетным (динамическим), но к описательным мотивам, часто приобретающим в тексте символическое значение; вообще повторы любой «единицы» в тексте (литературном и музыкальном) подчеркивают её важность для автора. Есть произведения, где именно такие мотивы раскрывают основное, глубинное содержание целого, они как бы «спорят» с сюжетом (яркий пример – рассказ И.Бунина «Легкое дыхание», заглавие которого совсем не связано с событиями, о которых рассказал повествователь).

«Высший смысл» рассказа «Один день Ивана Денисовича», в отличие от рассказа Бунина, непосредственно вырастает из его сюжета. Однако здесь чрезвычайно велика и роль описательных мотивов – подробностей обстановки, пейзажа, а также многократные, повторяющиеся действия и размышления героев. В совокупности они углубляют понимание рассказа, подчеркивают суть событий, передают – не прямо, но символически – авторское отношение к ним.

Поскольку лагерная тема, воплотившаяся в персонажах и сюжете рассказа, оказалась для первых читателей и продолжается оказываться для каждого нового читателя совершенно необычной и познавательно интересной, многие удовлетворяются только прослеживанием сюжета. Обращаясь же к мотивной структуре, мы стремимся понять «высший смысл» рассказа.

Естественными координатами сюжетного произведения являются время и пространство (события всегда происходят где-то и когда-то). Но в «Одном дне…» многократные упоминания о времени и пространстве выстраиваются в мотивную структуру: ведь время для всех заключенных – это отмеренный лагерный срок, а пространство – ограниченная лагерная зона, и в сознании персонажей они постоянно присутствуют во всей их кокретности: пять минут в столовой – «святые минуты», день на больничной койке – мечта для усталого зэка.

С категориями времени и пространства связано и понятие судьбы того или иного героя. Почему он оказался в определенный момент именно в этой точке, когда и где решилось его будущее? Об этом размышляют и сами герои, и автор-повествователь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.