Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Овладение звуковой формой слова в онтогенезе






1) Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка

o Около 3 месяцев «комплекс оживления»

 
 


o 5-9 месяцев

 
 
появляются сочетания губных и гласных звуков [бааа, мааа], а также язычных звуков [тааа, лааа], которые затем сменятся цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом [тя-тя-тя] и т.п., затем - цепи со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом [те-тя-те] и т.п.


 
 


o к 1 году

 
 


o от 9 до 18 месяцев

 
 


o до 3 лет

 
 

 


o до 4 лет

 
 
Свистящими звуками (С, Сь, З, Зь, Ц) ребенок овладевает к 3-3, 5 годам. Шипящими звуками (Ш, Ж, Ч, Щ) ребёнок овладевает в более поздние сроки в возрасте от 4 до 4, 5 лет.


o 5-6 лет

 
 
ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков (сонорные звуки) — Р, Рь, Л, Ль. На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения.

 


2) Последовательность различения звуков на слух

Последовательность развития Фонематические различения
Стадия Ступень Ряд Этап
Первая (разли- чение гласных) первая (различе- ние глас- ных) первый (различе- ние глас- ных) первый второй третий различение [а] и других гласных различение [и - у], [э - о], [и - о], [э - у] различение [и - э], [у - о]
Вторая (разли- чение соглас- ных) вторая предвари- тельная (различе- ниенали- чия соглас- ных) второй - различение наличия согласных: фонема = согласная - нуль - фонема ([бок - ок], [вэк - эк], [дик - ик])
  третья (различение сонорных и артикулируемых шумных) третий   различение сонорных и артикулируемых шумных: [м - б], [р - д], [н - г], [j - в]

 

  четвертая (различение твердых и мягких согласных) четвертый - различение твердых и мягких согласных: [н - н'], [м - м'], [б - б'], [д - д], [в - в'], [з - з'], [л - л'], [р - р']
  пятая (различение сонорных) пятый (различение сонорных) первый второй третий различение назальных и плавных + [j]: [м - л], [м - р], [н - л], [н - р], [н - j], [м - j] различение назальных: [м-н] различение плавных: [л - р]
  шестая (различение шумных) шестой - различение сонорных и не артикулируемых шумных: [м - з], [л - х], [н -ж]
    седьмой - различение губных и язычных: [б - д], [б - г], [в - з], [ф - х]
  восьмой - различение взрывных и придувных: [б - в], [д - з], [к - х], [д - ж]
    девятый - различение передне- и заднеязычных: [д - г], [с - х], [ш - х]
    десятый - различение глухих и звонких: [п - б], [т - д], [к - г], [ф - в], [с - з], [ш - ж]
    одиннадцатый - различение шипящих и свистящих: [с - з], [ш - ж]
    двенадцатый - различение плавных и [j]: [р - j], [л - j]

3) Классификация видов и форм речи

Виды и формы речи

       
   
Внешняя (устная и письменная) речь
 
 


Диалогическая, монологическая, полилогическая

Устная речь
формы


1.Вербальная кодифицированная
2.Вербальная некодифицированная

 
 

 

 


экспрессивная
Формы речи по характеру направленности речи

 

       
   
 
 

 

 

 


активная речь, реактивная, автоматизированная

 

 


       
 
Формы речи в связи с ролью речевой коммуникации в процессе той или иной неречевой деятельности
 
речь-установка, планирующая речь, речь-действие, контролирующая речь  
 


 

 

 
 

 

 


 

       
 
Характер социальной специфики речи обусловливает следующие ее формы:
 
обиходная, официальная, деловая, профессиональная, ораторская, сценическая, жаргонная и др
 



 

 

 



 

 
 

 


неразвернутая (несентенциональная) речь, развернутая (сентенциональная) речь, полностью развернутая
В зависимости от степени развернутости речи выделяются:

 

 



 


Рассмотрение вопроса о многообразии форм реализации речевой деятельности позволяет сделать следующий общеметодический вывод: педагогам разного профиля в «рамках» речевой работы необходимо обеспечить формирование всех основных функций и форм речи в их взаимосвязи друг с другом.

При этом необходимо учитывать, что в онтогенезе дети не сразу овладевают всеми формами и средствами осуществления речевой деятельности. В сложившейся речи нормально говорящие люди обычно в разной мере владеют ими. Данные логопедии (афазиологии) свидетельствуют о том, что у людей с патологией речи основные формы и функциональные составляющие речи также нарушаются не одинаково.

 

4) Примеры фонетических ошибок, характерных для речи детей дошкольного возраста (по материалам М.Б. Елисеевой, электрон.).

 

o До 3 лет:

- ассимиляция

Пр. кон ф ета – ф а ф ета; ра б ота- б а б ота; баб у ля- б у б у ля; к а пюшон- к а п а сён.

- пропуск отдельных согласных

Пр. ворона- аона; мох-мо.

- упрощение многих стечений согласных

Пр. стол- тёй; спать- пать; мишка- мика; привет- пивет.

- замена гласного Ы

Пр. сыр-сий.

 

o Замены ц, ч, ш, ж, щ, р, р’, л, л’.К 3г.- в основном типичные замены всех или части этих согласных

Пр. рука- лука, йука; чай-тяй, сяй; шуба-сюба, суба; жук- зюк, зук; цирк- тийк.

o Метатезис- перестановка звуков или слогов в слове

Пр. зайка- казяй, петух- типух, пакетик –капетик.

 

5)Ответы на тестовые задания

з.1 2 – И.А.Бодуэн де Куртенэ;

з.2 4 – онтолингвистика;

з.3 1 - осуществляет программирование, регуляцию и контроль психической деятельности;

з.4 3 – целостное объединение, в котором последующее звено речевой цепи в такой же степени связано с предыдущим, как и предыдущее с последующим;

з.5 2 – “сдвиг основной частоты голоса” в сторону заметного увеличения его сложности;

з.6 1 - о филогенетически заложенной “степени свободы”, являющейся предпосылкой для овладения ребенком любых из существующих языков;

з.7 2 – периоду лепетных псевдослов;.

з.8 2 – сонорные-шумные, глухие-звонкие, взрывные-фрикативные, твердые-мягкие, шипящие-свистящие;

з.9 1 – с учетом акустических свойств звуков;

Литература: Е.Ф.Архипова «Стертая дизартрия у детей», лекция №4- Н.Х Швачкин, электрон. вариант лекции № 1.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.