Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура чистого самосознания в формуле cogito ergo sum.
Чистое мышление или Cogito 1) Подвергнуть сомнению всё чему нас учили 2) Подвергнуть сомнению органы чувств 3) Подвергнуть сомнению чувственный опят по отношению к себе 4) Подвергнуть сомнению свое сознание. Сон у всех европейских философов инобытие. Мыслю значит существую. Сдвижка с мышления на существование. rescogitens я есть мыслящая вещь. Принцип тождества мышления и бытия. Когито означает факт самосознания, простую чистую изначальную рефлексию. Когито – чистая спонтанная интеллектуальная активность, которая никем и ничем не определяется кроме себя самой. Cogito= чувственность(пока не мыслит)+воображение(не воображает) + мышление (мыслит) Опыт с восковой пластиной. Вещи он постигает не с помощью чувств, а с помощью мышления. Воспринимать – впечатывать (имплитинг). Я есть мышление, которое единство чувственности+ воображения+ мышление Субстанция – вещь которая в своём существовании не нуждается." Cogito" Декарта тесным образом связано с развитием прежде всего математики, естествознания. Декарт писал, что лишь арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и несомненное. И во сне и наяву, говорит Декарт, два плюс три всегда равняется пяти, а прямоугольник имеет не больше четырех сторон. Невозможно, чтобы такие очевидные истины подвергались сомнению. " Cogito" Декарта - это мыслящая субстанция, которая открыта нам непосредственно, в то время как другая субстанция, а именно материальная, раскрывается нам опосредованно. Таким образом, мыслящая субстанция - это мышление, а материальная субстанция - это тело, она обладает акциденциями - формой, положением, движением на месте и т.д. Мыслящая субстанция не обладает протяженностью, она неделима, материальная же субстанция, или телесная, наоборот, обладает протяженностью, она делима на отдельные части. 6.Правила метода Декарта (содержание второй части «Рассуждения о методе…»).
Основные положения своего метода Декарт сформулировал в следующих четырёх правилах: Вот как об этом пишет сам Рене Декарт:
Итак, основное требование и содержание методологии Декарта заключается в следующем:
От Декарта в науку и в педагогику вошло требование: " Всегда надлежит идти от известного - к неизвестному, от простого - к сложному и от абстрактного - к конкретному. "
7. Правила морали (3 часть «Рассуждения о методе…»).
Чтобы прожить как можно счастливее Декарт составил некоторые правила морали. 1) Повиноваться законам и обычаям страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости Божией, я был воспитан с детства и руководствуясь во всем остальном мнениями, сообща выработанными разумными людьми, в кругу которых ему предстояло жить. 2) Вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял х за вполне правильные.(В этом я уподоблялся путникам заблудившимся в лесу, которые не должны были кружить или блуждать, а идти по направлению которое они выбрали) 3) Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли. Требуются продолжительные упражнения, чтобы привыкнуть смотреть на вещи под таким углом. Утвердившись в этих правилах, Декарт поставил их рядом с истинами религии, которые всегда были первым предметом его веры. 8. Метафизика Декарта (4 часть «Рассуждения о методе…»).
Декарт считал метафизику исходным пунктом своей философии; к ней теснейшим образом примыкают физика и другие конкретные науки. В «Началах философии» он писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого—метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». Материя Декарта (в отличие от схоластов, противопоставлявших земное небесному) едина: «материя неба не разнится от материи Земли»; «во всем мире существует только одна материя; мы познаем ее единственно в силу ее протяженности». Постановка вопроса о материальном единстве мира является заслугой Декарта. Отождествление материи и протяженности ведет еще к одному важному заключению: протяжение никогда не может быть пустым, не может прерваться, поэтому Вселенная безгранична. Отождествление материи и протяженности ведет еще к одному важному заключению: протяжение никогда не может быть пустым, не может прерваться, поэтому Вселенная безгранична. Получить из ничего вещь явно невозможно – писал Декарт. Поскольку неприемлемо допускать, чтобы более совершенное было следствием менее совершенного, как и предполагать возникновение какой-либо вещи из ничего, то я не мог сам её создать. Таким образом, оставалось допустить, что эта идея была вложена в меня тем, чья природа совершеннее моей и кто соединяет в себе все совершенства, доступные моему воображению – одним словом, Богом. К этому, я добавил, что, поскольку я знаю некоторые совершенства, каких у меня самого нет, то я не являюсь единственным существом обладающим бытием. В своей физике Декарт развивает концепцию механистического детерминизма, которая нашла выражение в создании космогонистической гипотезы. Эта гипотеза содержала в себе прежде всего эволюционистскую концепцию мира. Декарт писал, что материальные вещи легче познать, видя их постепенное возникновение, чем рассматривая их как совершенно готовые. В космогонистической гипотезе Декарта роль Бога состояла лишь в создании материи и придании ей первоначального толчка, в результате которого возникает хаотическое движение. Ликвидация этого хаотического движения и образование Солнечной системы происходят уже по законам механики - вихреобразных движений.
|