Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Тема: Публицистический стиль речи.






    2. Цели занятия: Дать понятие о публицистическом стиле. Особенности публицистического стиля.

    3. Вопросы для подготовки самостоятельной работы студентов:

    1. Лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

    2. Сфера употребления публицистического стиля

    3. Языковые средства публицистического стиля.

     

    4. Содержание занятия:

     

    Краткое теоретическое сведение.

    Публицистический стиль

    Публицистический стиль как функциональная разновидность литературного языка используется в газетах, общественно-политических и литературно-художественных журналах, в агита­ционно-пропагандистских выступлениях, в средствах массовой коммуникации. Публицистический стиль характеризуется попу­лярностью, образностью, полемичностью изложения, яркостью вы­разительных средств, наличием положительной или отрицательной экспрессии.

    Документальность — главная черта, отличающая публицистику от художественной литературы.

    Информационные жанры объединяет их главная цель — опера­тивно сообщить о том или ином факте, событии, явлении нашей

    Публицистический стиль – это стиль используемый в журналистике. Репортажи, очерки, газетные статьи пишутся так, чтобы привлечь внимание читателей, в них используются слова с экспрессивной окраской, отражающей отношение говорящего к тому, что он сообщает. Задача этого стиля – сформировать определенное отношение читателя к излагаемой информации. Публицистический стиль употребляется в агитационных выступлениях. Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно – политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах. Обычная форма реализации данного стиля – устный или письменный монолог.

    Основной чертой публицистического стиля является взаимодействие двух тенденций:

    Тенденции к экспрессивности (обусловлена функцией убеждения, эмоционального воздействия на читателя, слушателя);

    Тенденции к стандарту (обусловлена информационно-содержательной функцией на читателя, причем информация должна быть известна в кратчайшие сроки огромному количеству людей – это отличает газетно-публицистический стиль от других).

    Эмоциональное воздействие усиливается благодаря выражению отношения автора к сообщаемой информации, корректируемое мнением определенной социальной группы людей, к которой принадлежит автор.

    Название стиля публицистический происходит от латинского слова publics – общественный.

    К публицистическому стилю относятся репортаж, интервью, международное обозрение, очерк, информационная заметка и др., для которых характерна злободневность, актуальность.

    Репортаж – это рассказ об общественно-значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читательскую, новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представления о жизни, о протекающих в ней процессах.

    Репортаж– наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики. Для репортажа характерна документальность, строгое следование фактам с указанием времени и места события, внимание к подробностям события, явления, связанное с тем, что автор репортажа рассказывает о нем как очевидец или участник.

    Эффективность репортажа зависит и от формы его подачи. Ча­ще всего в газетном номере встречается один или несколько репор­тажей, помещенных на разных полосах. Но иногда они подаются тематической подборкой. Как правило, такие репортажи освещают разные стороны одного и того же события.

    Начало репортажа отличается быстрым переходом к действию. В конце дается краткий вывод. Пространные рассуждения здесь не­допустимы

    Интервью представляет собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, искусства, спорта. Содержание, фактическое, документальное наполнение определяют проблему, направление, смысл и характер интервью как публицистического выступления участников диалога.

    Интервьюстроится так, что читатель как бы слышит собеседника, зримо представляет его черты, обстановку беседы.

    Среди различных видов интервью выделяется интервью-мнение. Это развернутый комментарий к какому-либо факту, событию, проблеме.

    Заметка – основной информационный жанр газетной публицистики. Назначение заметки – оперативное сообщение новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость. По сравнению с другими информационными жанрами в заметке могут более подробно излагаться те или иные факты, которые, как правило, комментируются автором, а не просто сообщаются.

    Языковые особенности заметки зависят от характера информации, заключенной в ней, от ее содержания и фактического, документального наполнения.

    Языковые особенности заметки зависят от характера инфор­мации, заключенной в ней, от ее содержания и фактического, доку­ментального наполнения.

    При написании небольших заметок следует придерживаться типичных для этого жанра композиционных частей:

    1. Сообщение о важном или значительном событии.

    2. Комментирование события (оценка фактов, обращение к
    предыстории, разъяснения, характеристика и т.д.)

    3. Обобщение.

    Одной из разновидностей данного жанра являются путевые за­метки. Создаются они на материале, собранном во время путешест­вий. Автор путевых заметок фиксирует свои наблюдения, пишет о том, что его особенно удивило, поразило и запомнилось: это может быть и местность, и внешность человека, и беседы с интересными людьми, и достопримечательности города, поселка и т.д. В путевых заметках (зарисовках) пишут как о положительных, так и об отри­цательных явлениях жизни. Как и любое высказывание, путевые заметки должны быть подчинены определенной мысли автора. Из путевых заметок, как правило, рождаются путевые очерки.

     

     

    Обозрение– статья, радио- или телепередача, в которой рассматриваются общественно-политические, экономические, культурные, спортивные и другие явления общественной жизни.

    При подготовке обозрений особого внимания заслуживают изъяснительные конструкции, в центре которых находятся глаголы речи, мышления.

    Очерк публицистический и документальный предлагает анализ различных фактов и явлений общественной жизни. Так же, как в заметке, автор не просто излагает события, а истолковывает и комментирует их.

    Кроме путевого очерка, в публицистике встречаются портретные очерки: в них, как правило, повествуется о реально существующих людях, их работе, делах и поступках. Автор портретного очерка прослеживает обычно не всю жизнь героя, а выделяет отдельные ее моменты, такие, в которых с наибольшей яркостью проявляется как характер человека, так и смысл его общественной деятельности.

     

    Ответьте на вопросы.

    — Что относится к средствам массовой информации?

    - Какие газеты и журналы вы читаете?

    - Что в них вам больше всего нравится? Почему?

    - Какая радиоволна вам нравится? Почему?

    - Какие телепередачи вы смотрите?

    - В чем сила телевидения?

    - Какую роль играют средства массовой информации в жизни об-­
    щества?

    Задание 1.

    Прочитайте. Выпишите из текста термины и терминологические словосочетания, связанные с темой СМИ. Объясните их значение. Дополните текст.

    Средства массовой информации (СМИ) служат для распространения информации через печать, радио, телевидение, Интернет кино, звуко- и видеозапись. Их главная цель - оперативно сообщат о том или ином факте, событии, явлении нашей жизни, воздействовать на читателя и слушателя, т.е. что-то сообщать, в чем-то и убеждать, к чему-то призывать. Характер и цели СМИ как орудие воздействия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.

     

    Практическая часть

    Задание 1.

    Определите стиль и тип речи. И то и другое аргументируйте. Перескажите текст, сохраняя стиль и тип речи.

    Развитие значений слова обычно идёт от частного (конкретного) к общему (абстрактному).

    Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитаниё буквально означает «вскармливание», отвращение — «отворачивание» (от неприятного лица или предмета), предыдущий — «идущий впереди».

    Слова-термины, обозначающие отвлечённые математические понятия: отрезок, касательная, точка, — произошли от совер-шенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, во-ткнуть (ткнуть).

    Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобре-тает в языке более абстрактный смысл.

     

    Задание 3

    Определите стиль речи. Передайте сжато основной смысл текста. Найдите в тексте выразительные языковые средства, с помощью которых автор воздействует на читателя (повтор, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, прямое обращение к читателю, единственное число вместо множественного, разговорные слова и оценочные выражения).

     

    В полюбившейся всем нам песне поётся: «Ты, я, он, она — вместе целая страна...» Так вот страна — это ты, я, он, она, наши папы, мамы, дедушки, бабушки, соседи, знакомые и те, далёкие от нашего дома люди, о которых мы узнаём из книг, газет, передач радио и телевидения.

    И если металл запоздал на станкостроительный завод, значит, кто-то из нас плохо делал своё дело.

    Если комбайн через месяц, другой сломается на поле, где растёт хлеб, опять виноват кто-то из нас.

    Если мы не увидели на прилавке магазина того, что хотели купить, что ж, мы не самым лучшим образом трудились на поле, на ферме, на фабрике, в плановом отделе.

    И ты, мой юный друг, если учишься шаляй-валяй, имей в виду, что нам и завтра не изжить наших недостатков.

    (По Л. Симоновой )

    Языковые особенности заметки зависят от характера инфор­мации, заключенной в ней, от ее содержания и фактического, доку­ментального наполнения.

    При написании небольших заметок следует придерживаться типичных для этого жанра композиционных частей:

    1. Сообщение о важном или значительном событии.

    2. Комментирование события (оценка фактов, обращение к
    предыстории, разъяснения, характеристика и т.д.)

    3. Обобщение.

    Одной из разновидностей данного жанра являются путевые за­метки. Создаются они на материале, собранном во время путешест­вий. Автор путевых заметок фиксирует свои наблюдения, пишет о том, что его особенно удивило, поразило и запомнилось: это может быть и местность, и внешность человека, и беседы с интересными людьми, и достопримечательности города, поселка и т.д. В путевых заметках (зарисовках) пишут как о положительных, так и об отри­цательных явлениях жизни. Как и любое высказывание, путевые заметки должны быть подчинены определенной мысли автора. Из путевых заметок, как правило, рождаются путевые очерки.

     

    Грамматический материал

     

    Имена существительные - это слова, которые имеют общее значение предмета(названия вещей, лиц, состояний и т. д.) и отвечают на вопросы что это? Или кто это?, например: тетрадь, карандаш, смельчак, Олег, сон.

    Большинство существительных относится к одному из трех родов.

    А) к мужскому: дом, отец, трамвай, городишко, подмастерье

    Б) к женскому: стена, стрела мама земля

    В) к среднему: село, поле, воспитание, чудовище

    Примечания

    1. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа, рода не имеют (каникулы, чернила)

    2. некоторые существительные с окончанием - а- я- могут обозначать лиц как мужского, так и женского пола, например: сирота, умница, неженка. Такие слова называются существительными общего рода.

    Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (колос кран) и во множественном числе, когда речь имеются в виду несколько предметов (колосья, края)

     

    Некоторые существительные употребляются или только в единственном числе или только во множественном числе. Например:

     

    Существительные, которые имеют только форму единственного числа Существительные, которые имеют только форму множественного числа
    1. Названия множества одинаковых лиц, предметов(собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, сырье, человечество 1. названия составных и парных предметов: брюки, весы, ворота, грабли, вилы
    2. названия предметов с вещественным значением: асфальт, бензин, керосин, каучук, хлопок, фарфор 2. Названия материалов или их отходов: белила, духи, опилки, хлопья
    3. Названия качества или признака: белизна, злоба, молодость, темнота 3. Названия промежутков времени, игр? Каникулы, сутки, шахматы
    4. Названия действия или состояния: косьба, изумление, горение 4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, нападки, переговоры
    5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга 5. Некоторые географические названия: Карпаты, Афины, Альпы

     

    Практическая часть.

     

    Упражнение – 1

    Определите род имен существительных

    Ядро, дождь, волк, нога, окно, жара, ум, болото, бревно, рука, холод, сапог, самовар, арбуз, борода, шахматы, сутки, тюрьма, каторга, день, конь, жмурки, будни.

     

    Упражнение – 2

    От существительных, обозначающих время, образуйте имена прилагательные, подчеркните в них суффиксы. С образованными словами составьте словосочетания «прилагательное + существительное».

    Образец: весна - весенний, весенний день.

    Осень, зима, лето, март, май, день, вечер, год, век.

    Задание №3

    Определите, от каких глаголов образованы следующие существительные.

    Образец: создание-создать.

    Обучение, оснащение, исследование, размещение, внедрение использование, получение, изучение, получение, проектирование, построение.

     

    Задание №4

    Определите, от каких слов образованы следующие существительные.

    Агроинженерия, биотехнология, электрохимия, евростандарт, телемост

    Упражнение 5. Поставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях. Определите род имен существительных.

    1. Общение, изобретение, сомнение, первобытные люди, те­левидение, сообщение, используются, друг другу, привязан­ность, желание, чувство.

     

     

    Задание - 6. От имён существительных мужского рода образуйте имена существительные женского рода, обозначающие профессию.

    Учитель, преподаватель, писатель, журналист, переводчик, актер, упаковщик, нормировщик, укладчик, продавец.

     

    Типы предложений по цели высказывания.

    В зависимости от цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными.

    В повествовательном предложений высказываются сообщение о каком – либо факте, событии, явлении. Ему свойственна интонация сообщения- постепенное понижение тона к концу предложения.

    Например: С вечерним озером я разговор веду с высоким ладом песни.

    Вопросительное предложение выражает вопрос и может быть или собственно – вопросительным или вопросительно – риторическим.

    В собственно – вопросительном предложении спрашивается о том, что неизвестно говорящему.

    Например: Какие сны тебе, Россия,

    Какие бури суждены?

    Вопросительно- риторические предложение выражает утверждение или отрицание в вопросительной форме и тем не самым придает высказыванию выразительность.

    Например:

    Не твоих ли звуков сладость

    Вдохновляла те года?

    Не твоя ли, Пушкин, радость

    Окрыляла нас тогда?

     

    Побудительное предложение выражает приказание, просьбу или пожелание. В нем употребляются формы повелительного наклонения глагола, а также сослагательное наклонение и инфинитив в различных значениях.

    Например: Любимая, спи

    Мою душу не мучай

    Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения становятся восклицательными, если заключение в них сообщение, вопрос, или побуждение сопровождаются интонационным выражением каких – либо чувств – восторга, удивления, гнева и.т.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.