Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека






Как биологические, так и социальные факторы вносят значительный вклад в развитие человека. Перечислим биологические факторы дизонтогенеза:

1) генетические факторы (наследственные болезни, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. д.);

2) внутриутробные нарушения (токсикозы, инфекции, интоксикации и т. д.);

3) патология родов;

4)ранние заболевания с поражением центральной нервной системы (прогрессирующие гидроцефалии, опухоли головного мозга, энцефалиты и т. п.). К социальным факторам дизонтогенеза относятся: 1) различные виды эмоциональной и социальной де-поивации:

 

1) различные виды эмоциональной и социальной де-привации;

2) разного рода социальные психологические стрессы. Проблемой влияния социальных и биологических факторов на онтогенетическое развитие человека занимается и клиническая психология, а точнее, специальный раздел клинической психологии - возрастная клиническая психология. В сферу интересов возрастной клинической психологии входят:

 

1) психические процессы и состояния;

2) анализ протекания возрастных кризов;

3) психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития человека.

На формирование индивидуально-психологических качеств человека большое влияние оказывают как биологическая, так и социальная составляющие развития. Без соответствующего «материального обеспечения» (наличия высокоразвитой нервной системы, головного мозга) любые попытки добиться соответствующего воспитания и обучения оказались безуспешными. То же касается и социальной составляющей: выпадение даже самого хорошего «материала» из социума в раннем детстве приводит к полному подавлению развития ребенка (например, «дети-маугли»).

Но конкретный ребенок находится не в социуме вообще, а взаимодействует с конкретными людьми, которые обладают индивидуальными характерами, имеют определенную культуру, интеллект и т. д. В процессе развития к началу каждого возрастного периода между ребенком и окружающей его социальной микросредой складываются определенные отношения. Эти отношения и есть суть социальной ситуации развития ребенка. При анализе процесса развития ребенка следует учитывать, что для каждого периода характерным является новый тип отношений

 

учитывать, что для каждого периода характерным является новый тип отношений между ним и окружающей его социальной средой. Становление психики ребенка возможно только при вовлечении в мир социальных взаимоотношений.

Возрастные психологические кризисы - это особые периоды онтогенеза, которые длятся относительно недолго и характеризуются резкими психологическими изменениями.

48. Типы нарушений психического развития

Существуют различные классификации дизонтоге-неза. Рассмотрим некоторые из них и дадим описание видам дизонтогенеза.

Г. Е. Сухарева различает три вида дизонтогенеза:

1) задержанное;

2) поврежденное;

3) искаженное развитие.

Близкой к рассмотренной является еще одна классификация нарушений психического развития.

1. Необратимое недоразвитие (связано с олигофренией).

2. Дисгармоническое развитие (связано с психопатией).

3. Регрессирующее развитие (связано с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией).

4. Альтернирующее развитие (наблюдается при различных соматических и

пгиуиирг^иу пэтпппп/iav'U "

 

психических патологиях).

5. Развитие, измененное по качеству и направлению (при шизофреническом процессе).

Г. К. Ушаков и В. В. Ковалев предложили выделить основные клинические типы дизонтогенеза:

1) ретардация - это заторможенное психическое развитие или устойчивое психическое недоразвитие;

2) асинхрония -дисгармоническое психическое развитие.

Клинические формы дизонтогенеза можно классифицировать следующим образом:

1) умственная отсталость;

2) пограничные и парциальные задержки психического развития;

3) искажения психического развития; 4)аутистические расстройства;

 

5) акселерация;

6) инфантилизм;

7) соматопатии.

Наиболее распространенной считается следующая классификация дизонтогенеза: 1)психическое недоразвитие;

2) задержанное развитие;

3) поврежденное психическое развитие;

4) дефицитарное психическое развитие;

5) искаженное психическое развитие;

 

6) искаженное психическое развитие;

7) дисгармоническое психическое развитие.

Существуют и другие дифференциации видов олигофрении. Например, в педагогическом плане наиболее распространенной можно считать классификацию М. С. Певзнер. Данный автор выделяет пять основных видов олигофрении.

1. Неосложненная олигофрения.

2. Осложненная олигофрения с присутствием нарушений нейродинамики.

3. Олигофрения, характеризующаяся нарушением различных анализаторов.

4. Олигофрения, для которой характерны психопа-топодобные формы поведения.

5. Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.