Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование. Помимо задачи сохранения аскетической традиции, в условиях репрессий для Церкви было жизненно важно решить проблему подготовки новых кадров






Помимо задачи сохранения аскетической традиции, в условиях репрессий для Церкви было жизненно важно решить проблему подготовки новых кадров церковнослужителей, а следовательно - церковного образования. Со второй половины 1920-х гг. Патриаршая Церковь в отличие от обновленцев не имела возможности легально давать своим членам начальное, среднее или высшее духовное образование. Разумеется, попытки продолжать дело церковного образования подпольно не прекращались. По всей стране при храмах во множестве возникали кружки, призванные дать детям и подросткам (а это каралось особенно строго) азы христианского воспитания. В 1926 г. такой кружок при поддержке местного епископа Августина (Беляева) существовал в Иваново-Вознесенске. Весной 1929 г. такие кружки работали в Кинешме, Юрьевце и том же Иваново-Вознесенске. Иногда число их посетителей было значительным. В Ачинском округе кружок Закона Божьего посещали 84 человека. Порой организаторы кружков ставили перед собой более сложные задачи, чем преподавание Закона Божьего, и вели занятия по апологетике и Священному Писанию. Вокруг изучения Нового Завета строилась работа кружков Христианского студенческого движения, возникших в России перед Первой мировой войной под влиянием христианских студенческих кружков в Германии. Целью движения была проповедь Евангелия среди молодежи. Проповедь эта была внеконфессиональна: в кружки входили православные, лютеране, баптисты, прозелитизм среди членов ХСК был запрещен. Говорить о ХСК в контексте церковного подполья нам позволяет тот факт, что многие их члены в процессе работы в кружках примкнули к Российской Православной Церкви, стали священниками и епископами. Среди них были один из лидеров ХСК священник Владимир Амбарцумов, активный член студенческих кружков Н. Е. Пестов (1892-1978), в дальнейшем - известный автор православного самиздата. В 1924 г. движение было запрещено, часть его членов арестована, но кружки продолжали действовать нелегально.

Существовали в церковном подполье и высшие учебные заведения Патриаршей Церкви. В частности, мы можем реконструировать судьбу нелегального учебного заведения, стремившегося продолжить традиции Московской Духовной академии. Покинув Сергиев Посад, академия с осени 1919 г. продолжала занятия в различных московских храмах.

«В Москве, - вспоминал переехавший туда в 1920 г. будущий епископ Вениамин (Милов), - я возобновил и свое обучение в Духовной академии, которая, доживая последние дни, ютилась в разных местах города: в Епархиальном доме, в церкви Иоанна Воина, в церкви Петровского монастыря и в храме Живоначальной Троицы в Листах у Сухаревки. Профессура в академии оставалась еще старая. <...> Среди профессоров я уже встретил не поверхностных дилетантов, каковыми являлись преподаватели семинарии, но серьезных, глубоких, часто безупречных знатоков своего предмета. Отношение их к преподаванию было добросовестным. Талантливость, творческий подход, тонкость выводов и обобщений блистали в их лекциях. Некоторые профессора способны были передать своим студентам любовь к своему предмету, охотно обнаруживали готовность руководить студенческими самостоятельными занятиями. Таковыми были патролог профессор И. В. Попов, профессор отец Павел Флоренский и некоторые другие».

Иером. Вениамин (Милов) закончил учебу в марте 1922 г., но, несмотря на его пессимистическое замечание о доживаемых академией последних днях, она продолжала свое существование. Мы встречаем упоминания о ней в различных источниках второй половины 1920-х - первой половины 1930-х гг.

Остановимся прежде всего на руководителях нелегальной академии. С сентября 1917 г. по март 1922 г. ее работой руководил ректор (протоиерей Анатолий Орлов (1879-1937), который проходил в качестве одного из обвиняемых по первому московскому процессу над духовенством о сопротивлении изъятию церковных ценностей и был сослан в Нарымский край. Его преемником стал протоиерей Владимир Страхов (1883-1938). Он с 1912 г. был экстраординарным профессором по кафедре Нового Завета, человеком, близким к священномученику Илариону (Троицкому). В ноябре 1917 г. он стал священником, а потом настоятелем московской церкви Троицы в Листах. В мае 1920 г. отец Владимир занял должность проректора академии, а в апреле 1922 г. - исполняющего обязанности ректора. 30 декабря 1930 г. протоиерей Владимир Страхов был арестован и сослан в Архангельск; в Москву он больше не вернулся. Очевидно, с этого момента работой подпольной академии стал руководить еп. Варфоломей (Ремов), о котором говорилось выше в связи с подпольной монашеской общиной Высоко-Петровского монастыря.

Нелегальная академия была предметом постоянного интереса со стороны карательных органов. В начале 1925 г. она попала в список агентурных разработок 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ1, а в начале 1933 г. были арестованы и осуждены несколько ее студентов. Это произошло после того, как один из священников Сергиевского храма на Большой Дмитровке, где в то время находилась петровская община, подал в ОГПУ сведения о действующей при храме «нелегальной академии». В конце марта были арестованы несколько членов общины, в том числе иеродиак. Феодор (Богоявленский), который фигурировал в деле как студент академии.

В действительности в 1933 г. тайная академия не была уничтожена, еп. Варфоломей и отдельные преподаватели (например, о. Иоанн Смирнов, о котором речь пойдет ниже) оставались на свободе. Это позволяет сделать вывод, что академия продолжала действовать, по крайней мере, в 1933 и 1934 гг., до ареста еп. Варфоломея в феврале 1935 г. Очевидно, именно с этого момента она окончательно прекратила свое существование. Во всяком случае источников второй половины 1930-х гг., в которых упоминалась бы подпольная московская академия, у нас уже нет.

К сожалению, мы практически ничего не знаем о числе студентов и выпускников этого учебного заведения. Кроме иером. Вениамина (Милова), учащимися нелегальной академии были иноки подпольного Высоко-Петровского монастыря иеромонахи Феодор (Богоявленский) и Герман (Полянский), а также священник Василий Надеждин. Судя по всему, ее студентами были будущие священники и монахи, готовившиеся к постригу и принятию сана, в возрасте 25-35 лет. Еп. Вениамин (Милов), пожалуй, был из них единственным, кто дожил до 1940-х гг.

У потомков отца Василия Надеждина сохранился уникальный документ - его диплом (на старом бланке МДА) об окончании академии и присуждении ему 10/23 мая 1926 г. степени кандидата богословия. Благодаря этому документу сегодня мы можем более подробно судить о внутренней жизни (преподавательском составе, изучаемых предметах) и истории этого учебного заведения. Диплом о. Василия был выдан в Москве 5/18 октября 1927 г. и подписан (в следующем порядке) и. о. ректора, проректором протоиер. Владимиром Страховым, ординарными профессорами С. Глаголевым, священником Павлом Флоренским (еп. Варфоломеем, С. Соболевским. На дипломе стоит печать МДА и номер - 86.

О. Владимир Страхов и еп. Варфоломей как руководители академии упоминались нами выше. Заслуженный профессор МДА С. С. Глаголев (1865-1937) преподавал основное богословие, был известен как энциклопедически образованный человек. Он был арестован в Сергиевом Посаде в мае 1928 г. и сослан в Пензу. Профессор по кафедре греческих языка и словесности, член-корр. АН СССР С. И. Соболевский (1864-1963) был братом знаменитого филолога академика А. И. Соболевского, который, возможно, также преподавал в тайной академии. Из дела Петровского монастыря 1933 г. мы узнаем имена еще двух преподавателей подпольной академии: протоиерея Иоанна Смирнова и профессора И. П. Четверикова. О. Иоанн Смирнов (1879-1937) был магистром богословия и экстраординарным профессором МДА, специалистом по церковно-славянскому языку и палеографии, а И. П. Четвериков (1875-?) - экстраординарным профессором по кафедре логики и психологии, вошедшим в состав преподавательской корпорации МДА в 1920 г. Кроме того, известно еще как минимум девять преподавателей академии, читавших лекции в Москве в основном в первой половине 1920-х гг..

Учебный план подпольной академии был унаследован от дореволюционной МДА, хотя и подвергся некоторой коррекции. Судя по диплому о. Василия Надеждина, шестнадцать общеобязательных предметов оставались прежними, а изменения коснулись предметов специальных. Вместо теории и истории иностранной и русской литературы во второй половине 1920-х гг. студенты изучали историю философской терминологии, психологию религии, историю церковного пения, историю русской Церкви в синодальный период и - как и раньше - один из европейских языков.

В целом учебный процесс строился по традиционной схеме: читались лекции, писались диссертации, хотя время диктовало и новые условия. По воспоминаниям прихожан Высоко-Петровского монастыря, для студентов академии устраивались экскурсии в Третьяковскую галерею, куда они ходили маленькими группами по 2-3 человека. Это могли быть занятия по богословию иконы. Лекции же читались обычно в подсобных помещениях храмов (в подвалах, на колокольнях).

Учебный процесс предусматривал написание кандидатской диссертации. Так, о. Вениамин (Милов) писал работу по патрологии на тему «Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение». Как сказано в позднейшей характеристике этой работы, «предварительно с греческого языка на русский он < иером. Вениамин> перевел пять книг творений Преп. Григория и попутно критически проанализировал прежние переводы этих творений, принадлежащие Паисию Величковскому и Епископу Феофану (Говорову). Разбросанный в книгах Преп. Григория Синаита материал из области христианской догматики, этики и аскетики был им систематизирован и развернут в виде логически стройного мировоззрения Синаита.

Кандидатское сочинение получило высшую оценку». Судя по его диплому, писал кандидатское сочинение и о. Василий Надеждин.

Неясно, насколько эффективна была работа тайной академии. Большинство из ее учеников, вероятно, были уничтожены. Лишь немногие из них, как еп. Вениамин (Милов), смогли найти применение своим знаниям в послевоенные годы. И все-таки подпольная академия существовала в течение 15 лет, продолжая традиции дореволюционного духовного образования. Один из ее выпускников с теплотой отзывался о том времени:

«Думаю, что из академии я вынес определенную глубину мышления, способность к самостоятельной научной работе, жажду знания и уважение к серьезной научной мысли. Подробности содержания курсов от времени затушевались в памяти, но дух академической науки до сих пор витает в моей душе».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.