Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Венеция






 

Венеция! Есть ли в мире город более своеобразный, более посещаемый и воспетый поэтами, более прославленный художниками! Венеция – это жемчужина Италии, красота Адриатики, царица морей, она приковывает взор каждого, кто впервые прорезывает в гондоле (лодке) улицы-реки, кто увидит ее чудное небо, услышит ее дивные песни, перед кем раскинется бесконечный вид ее мраморных дворцов и храмов…

 

Водные улицы Венеции

 

…Этот оригинальный город весь будто построен на воде. Вместо блестящих экипажей по водяным улицам города скользят черные гондолы (лодки). Посреди гондолы находится маленькая каютка, в которой устроено мягкое сиденье. Летом вместо темной каютки на многих гондолах можно видеть простой навес из материи ярких цветов. К большинству домов в Венеции можно подъехать в гондоле (лодке, которая заменяет экипаж). Во времена венецианской республики богатые люди тратили на гондолы громадные суммы: их строили с золочеными носами, снаружи каюты отделывали атласом и шелком, а внутри – бархатом, окаймляя золотой бахромой; гребешки на носу украшали страусовыми перьями, рукоять весла покрывали серебром, а гребцов наряжали в бархат, шитый золотом. Щит с гербом хозяина, которому принадлежала гондола, нередко горел драгоценными камнями. Когда сделалось известным, что многие разоряются на гондолах, явился закон, требовавший, чтобы все строили и украшали их по одному образцу. Так делается и в настоящее время, но все же одни из гондол попроще, другие побогаче, но все обыкновенно черного цвета. Эта узкая, легкая, длинная черная лодка с маленькой черной каютой быстро и тихо скользит по воде. В гондоле стоит гондольер в рубахе, вложенной в штаны, и опоясанный красным кушаком, или в куртке и в красном колпаке с оголенными по колена ногами…

…Здания, которые стоят точно на воде, уцепились за невидимые, плоские, песчаные островки, вследствие этого и кажется, что все эти постройки как будто вышли прямо из моря. Часто около здания нет даже самой узкой полосы земли, и венецианец, выходя из дому, должен сесть прямо в гондолу. В Венеции не существует ни извозчиков, ни экипажей. Появление лошади на одной из улиц или, точнее сказать, в невообразимо узеньких переулочках Венеции произвело бы немалый переполох. Благодаря отсутствию экипажей в Венеции нет ни шума, ни пыли. Вместо грохота и шума, с которыми катят экипажи, стучат колеса и каблуки пешеходов по каменным мостовым, – здесь тихо, без малейшего стука и шума, переправляются в барках и гондолах. Все здесь в высшей степени оригинально: и архитектура зданий, омываемых голубыми волнами, и чудное небо, и необыкновенная тишина в таком большом городе.

Чтобы полюбоваться общим видом города, нужно взглянуть на него с верхней галереи какой-нибудь колокольни. У ваших ног вы увидите огромный город, точно волшебной силой опущенный среди моря, изрезанный водяными улицами, канальчиками и окруженный то зеленоватой, то голубой поверхностью лагун. Но что такое лагуны? Это низменное морское побережье, отделяющееся от моря то песчаными, то болотистыми островками. Чтобы зыбкая почва болотистых и песчаных островов могла выдержать тяжесть громадных зданий, ее пришлось укреплять всевозможными подземными сооружениями. Более четырехсот мостов, перекинутых с островка на островок, соединяют между собою улицы и площади Венеции, а превосходные гранитные плотины защищают этот оригинальный город от ярости моря.

В этом городе так много величайших исторических памятников, и все, что есть в нем, до такой степени носит следы прошлой жизни венецианцев, что познакомиться с Венецией можно, только узнав, хотя бы в главных чертах, ее историю.

Население, разбросанное на многочисленных островах, расположенных в лагунах северо-западного угла Адриатического моря, не имело в давно прошедшее время никакого общего, связующего всех их правительства. В самом конце VII столетия представители этих островных поселков решили объединиться в один союз под главенством дожа, который охранял бы их от вражьего нападения. Но как в это время, так и гораздо позже, когда эти островные поселки назывались уже Венецианской республикой, дожи не были неограниченными монархами.

Венецианская республика быстро развивалась и скоро сделалась могущественной морской державой. Соединенная морскими путями с Далмацией и с торговыми пунктами Византии, имея под руками речные пути и альпийские проходы, соединяющие ее владения с северной Европой, Венеция сделалась центром Торгового обмена между западом и востоком, и ее торговля все более процветала. Венецианцам нередко приходилось помогать своим флотом Византии, за что они каждый раз получали от нее всевозможные торговые привилегии.

В ХI в. венецианские купцы пользовались уже громадными преимуществами: имели право свободного входа во все гавани Византийской империи, ввозной и вывозной торговли без всяких пошлин. Силы, богатство и могущество Венецианской республики были так велики, что она растянула свои колонии по всему Ближнему Востоку и получила право заводить во всех подвластных христианам сирийских и палестинских городах свои торговые поселки, конторы, церкви, причем венецианские купцы освобождались от уплаты обычных налогов.

Наряду с торговлей развивалась и промышленность: венецианское правительство принимало всевозможные предосторожности, чтобы секреты производства страны не перешли за границу, а обогащали бы только родину. В ХIII столетии в Венеции уже вырабатывались шелковые и бумажные материи, бархат, парча, знаменитый венецианский хрусталь, стекло, кружева. Могущество Венеции усиливается и после этого: в ее руки переходит торговля с северными народами и с Малой Азией, она заключает выгодные торговые договоры с Сирией, Палестиной, Тунисом и Египтом; жители Венецианской республики чрезвычайно обогащаются.

Во времена могущества Венеции в ней строили и украшали роскошные, дивные по архитектуре, баснословные по цене того времени дворцы, собор св. Марка, дома, церкви, всевозможные постройки, из которых многие существуют и в настоящее время. В этот блестящий период в ней процветали и искусства: величайшие художники такие, как Беллини, Карпачио, Тициан, Тинторетто, Веронезе, Сансовино, Пальма и др., создали в ней замечательные произведения.

Открытие морского пути в Индию (1498 г.) было величайшим бедствием для Венеции: с этого времени торговля с востоком должна была перейти в руки других наций. Изделиями своей промышленности она тоже начинает торговать все меньше: Франция все лучше выделывает шелковые ткани, а Англия скоро не имела соперников по выделке сукон. Однако хотя с этого времени могущество Венеции и богатство ее жителей уже не возрастали, но сила республики не померкла сразу. Аристократы и богачи Венеции с конца XIII–XIV столетия под звуки гитар и мандолин безумным весельем и неописуемой расточительностью проживали свои баснословные состояния и прожигали свою жизнь… Жизнь богатых венецианцев походила на сплошной карнавал: монастыри превратились в увеселительные заведения, в места для свиданий. Маскарады, театры, балы, посещения игорных домов и различные удовольствия чередовались одно с другим. А между тем несчастья продолжали преследовать Венецию: в 1718 г. она окончательно потеряла свои восточные владения, а в 1797 г. была занята французами, и последний ее дож отрекся от власти. Таким образом …царица Адриатики была окончательно развенчана и перешла к Австрии, которая два раза ее теряла, но опять захватывала. Наконец, в 1866 г. Венеция присоединена была к Итальянскому королевству…

…В Венеции множество каналов и канальчиков, которые то омывают подножие домов, то отделены от них переулками. Некоторые из них до такой степени узки, что две гондолы с трудом в них разъезжаются. По каналам возят целые горы томатов, цветов, зелени, мебель тех, кто меняет квартиру, багаж путешественников. Воздух в наиболее отдаленных узких каналах зловонный и спертый: в их мутной воде плавают всевозможные предметы, иногда даже дохлые крысы. Если бы не существовало морского прилива и отлива, которыми уносятся все нечистоты и приносится свежая вода, венецианцы подвержены были бы смертельным заразным болезням.

Парадная лестница венецианских домов, в большинстве случаев, выходит на канал, а черная – обращена в переулок. Большинство этих переулков так узки, что напоминают коридоры. В них обыкновенно царят полумрак, зловоние и смрад. Тут над головой не всегда даже небо; его нередко загораживает развешенное для просушки белье. По обе стороны этих переулков-коридоров высятся высокие каменные стены домов. Среди них иногда встречаешь фасад старинного дворца; но здесь такая темнота, стены домов с той и с другой стороны так высоки, что рассмотреть его просто невозможно. Прогуливаясь по этим узким переулкам, иногда неожиданно для себя, выходишь на площадку с цистерной (водохранилищем), загородка которой украшена различными фигурами, но чаще всего изображением льва. Лев – герб Венеции, и его изображениями украшают колонны, столбы, всевозможные безделушки, часто спичечные коробки.

Двери и окна в нижних этажах домов этих узких переулков открыты: сапожники, лудильщики, портные, швеи, работают у окна или у открытой двери. Солнечный свет редко заглядывает в конурки здешнего рабочего люда, и, как ни темно на открытом воздухе в этих переулках, все же светлее, чем в его жилищах. Здесь и там в открытых лавчонках продают плоды, рыбу, крабов; тут же на низенькой железной печке готовится обед…

…Площадь св. Марка, которого считают патроном (покровителем) Венеции, самая большая в Венеции. Она вымощена порфировыми и мраморными плитами с трех сторон, окружена зданиями, в нижнем этаже которых – блестящие магазины. Венеция еще со времен республики славится своими зеркалами, украшенными рамками из хрустальных цветов художественной работы, разнообразными произведениями из тонкого стекла и мозаикой – все это продается в здешних магазинах.

На площади всегда огромная толпа народа. Голуби тучами носятся в воздухе; они здесь почти ручные, по преданию они однажды доставили венецианской республике важные депеши, и с тех пор их содержат за государственный счет, или, точнее сказать, их прокармливают иностранцы, которые тут же покупают зерна кукурузы и бросают им. По всем направлениям двигаются гуляющие, раздаются крики разносчиков, пение артистов, шарманка и звучный венецианский говор…

…Как собор св. Марка, так и Дворец дожей представляет замечательный памятник искусства. Кроме величайших произведений даровитейших художников, этот дворец хранит воспоминания прошлой жизни Венецианской республики. Вот мраморные ступени лестницы Гигантов, которая так названа потому, что она украшена двумя громадными статуями. На ее верхней площадке короновали некогда дожей; и новоизбранный получал золотую шапку, унизанную жемчугом и драгоценными каменьями. Тут же знаменитое отверстие в стене. Прежде здесь стоял лев, в его пасть желающие бросали доносы. Этот дворец служил не только жилищем дожей, но вмещал разнообразные учреждения: приемные залы, украшенные картинами знаменитых художников, тюрьмы. Особенно поражает громадная зала «Большого Совета» своими картинами, фресками и живописью в них изображена вся история республики, преимущественно прославляется ее военная слава и могущество…

…Ничто не может сравниться в Венеции с ее ночами и серенадами (так называют песни и музыку под окном вечером или ночью). Венецианская ночь может очаровать хоть кого! Небо серебрится и сверкает, щедро усыпанное яркими звездами. Воздух до того прозрачен, что днем ясно видишь все предметы даже на далеком расстоянии, ночью же на небе ярко выделяются звезды. На пустынной водяной улице темно и тихо. Но вот отделилась длинная тень, и красная точка побежала поперек канала: это гондола с фонарем. Серенады обыкновенно заказаны иностранцами. Для этого нанимают нескольких простых рабочих, славящихся своими голосами. Как только наступают сумерки, они садятся в гондолы и отправляются к подъезду дома, где заказана серенада. «Приходи, – поют певцы, – моя Нинетта, барка готова, приходи! Земля, небо, все ждет тебя, моя Нинетта, приходи!» И далеко, далеко разносятся чудные, мелодические звуки итальянского голоса. А взгляните вокруг, как прекрасны эти дворцы и храмы, эти каналы и скользящие по ним гондолы, когда вы смотрите на них ночью при серебристом свете луны!

 

Рим

 

Сюда, в этот город, со всех концов мира стекается множество народа: одни, чтобы провести зиму в теплом, мягком климате, истинные католики, чтобы видеть папу, присутствовать на религиозных церемониях; для многих главной приманкой является римский карнавал, а образованных людей привлекают сюда знаменитые памятники искусства; наконец, благочестивые христиане приезжают, чтобы поклониться там, где так много пострадали христианские мученики.

В настоящее время Рим – столица итальянского королевства; город этот расположен на реке Тибре, в местности, называемой Римской Кампанией, не на семи холмах, как считали прежде, а на десяти. Древние стены Рима сохранились по всей окружности теперешнего города. Когда путешественник входит в город через северные ворота, перед ним открывается столица Италии со всеми ее холмами и лощинами, спусками и подъемами, с памятниками древности и с современными постройками. Этот многохолмный город особенно живописен, когда его наблюдаешь с одной из высот, на которых он расположен. Повсюду разбросаны церкви, дворцы, фонтаны, статуи, сады, виноградники, и тут же огромные пространства земли со множеством развалин древних построек, повсюду пестреют тысячи куполов, колоколен, но между всеми зданиями, много выше всего, точно высокая гора на горизонте, поднимается купол величайшей в мире церкви св. Петра.

 

Рим

 

За последние сорок лет город этот чрезвычайно изменился: Рим прежде и теперь – два совершенно различных города. Столица Италии в последнее время спешит, хотя до некоторой степени, приблизиться к другим столицам Европы в отношении блеска, красоты и изящества. Чистота и порядок на главных улицах образцовые, а в отношении водоснабжения Рим превзошел многие южные столицы. Всюду проведена ключевая вода, на многих улицах и площадях возвышаются чудные фонтаны. Путешественник, не бывший здесь лет сорок, с изумлением осматривает «новый город», – так называют теперь новый ряд кварталов. На месте пустырей, в которых прежде прогуливались коровы и козы, вместо развалин, возвышавшихся на открытых площадях, теперь проведены широкие улицы, застроенные колоссальными зданиями с зеркальными окнами, устроены рестораны, магазины. Но и теперь еще в Риме остается немало пространств земли, совершенно незастроенной, представляющей пустыри, подъемы и спуски или, наконец, огороды и виноградники. Хотя Рим сильно расширяется, здесь и там проходят уже широкие, новые улицы с прекрасными тротуарами, с великолепными, многоэтажными домами, но и теперь еще существуют целые кварталы с узкими, грязными улицами, застроенными жалкими домами.

В Риме путешественник может ознакомиться не только с древнеримским миром, но и с Римом средневековым, с Римом папского всемогущества (Ватикан и церковь св. Петра), с катакомбами, на далекое пространство обрамляющими город и служившими убежищем первым христианам. Но Рим не только город бесчисленных музеев и великих памятников старины – его до сих пор можно считать всемирной мастерской художников всех национальностей, какой бы отраслью искусства они ни занимались…

…Храм св. Петра служит усыпальницей пап и их придворной церковью. При его постройке имелось в виду показать, до какого величия, до какой пышности должно быть доведено служение папы – единственного в мире первосвященника. И действительно, храм св. Петра гораздо более прославляет величие пап, чем всемогущество Бога: он весь наполнен статуями и гробницами пап. Здесь и там начертаны их имена, одним словом, все здесь прославляет пап, а затем уже Бога.

Громадная площадь св. Петра, расстилающаяся перед величайшим христианским храмом, производит сильное впечатление. Справа и слева ее тянется овальное пространство, окруженное грандиозными колоннадами; эти колоннады состоят из четырех рядов колонн, образующих три открытых хода, кровли которых украшены статуями святых (колоннада Казанского собора в Петербурге несколько напоминает колоннаду храма св. Петра). Посреди этой площади возвышается высокий обелиск, а с той и с другой его стороны стоят великолепные фонтаны, с шумом выбрасывающие вверх блестящие на солнце струи воды…

…Колизей – одно из замечательнейших сооружений всего мира, обширнейший из древних амфитеатров, в котором римляне наслаждались зрелищем гладиаторских игр и христиане подвергались звериной травле. В те древнейшие времена, когда Колизей был построен (это было в I столетии до Р. Х.), он представлял величайшее из зданий, когда-либо воздвигнутых человеческими руками. Зрителей в нем помещалось до 87000 человек. В настоящем своем виде это здание сильно разрушено и временем, и землетрясениями, но более всего оно пострадало от бесцеремонных расхищений. В средние века папы и важнейшие аристократические фамилии тащили из Колизея материал на постройку своих собственных дворцов, похищали его украшения; вероятно, расхитили и разобрали бы все это громадное здание, но такую массу не скоро стащишь. Однако в ХVIII столетии строго запрещено было растаскивать и разрушать Колизей; напротив, его стали даже охранять и поддерживать, убедившись, что Рим своими развалинами и древними памятниками привлекает множество иностранцев, которые оставляют в нем немало золота…

…Колизей, как и другие амфитеатры, представлял собой овальное здание… В Колизее устраивались разнообразные развлечения для народа… Здесь же сотнями гибли христиане, отдаваемые на растерзание диким зверям. Христиане поражали язычников, своих преследователей, тем спокойствием, с которым они шли на верную смерть, и своей улыбкой блаженства на устах, с которой умирали некоторые из них.

Страсть к зрелищам – самая характерная черта древних римлян. «Хлеба и зрелищ!», – кричали они, когда им недоставало того или другого, но правительство обыкновенно более заботилось о доставлении народу зрелищ, чем о его насущном хлебе. Чтобы удовлетворить этой страсти народа, строили не только амфитеатры в роде Колизея, описанного выше, но и театры, цирки. В так называемом Большом цирке в Риме, который в действительности был до того громаден, что мог вместить 250 000 зрителей, происходили самые разнообразные зрелища: состязание в беге колесниц, конские скачки с препятствиями (через барьер), состязание в бросании какого-нибудь предмета, борьба на кулачки и более любимая всеми охота, в которой стравливали зверей между собой или вынуждали животных бороться с людьми. Для этой звериной травли доставали неимоверное число животных: так однажды, лишь для пятидневных цирковых игр, было добыто 500 львов, 400 пантер и множество леопардов. При этом обыкновенно вся громадная арена была залита кровью, это только приводило в восторг публику.

Катакомбы представляют собой запутанную стену крайне узких подземных переулков, которые точнее будет назвать коридорами; они охватывают Рим почти сплошным кольцом. Когда христианство стало сильно распространяться в этой столице, а римские императоры начали преследовать его, подземелья эти служили убежищем, где преследуемые христиане собирались и совершали свое богослужение. Эти подземелья были надежным убежищем, потому что многие из них представляли лабиринт, где трудно отыскать людей, в них скрывавшихся; они же были и местом погребения для первых христиан. В катакомбах совершенно темно, и осматривать приходится с огнем. Некоторые из этих подземных коридоров до того узки, что в них вдвоем, один подле другого, пройти трудно… Кроме надписей на могильных плитах можно увидеть изображение то голубя с масличной веткой, то ягненка, то рыбу, то рисунки на евангельские и библейские темы, то изображение Христа в виде доброго пастыря с овцой на плечах и другие христианские символы…

…Римляне всех классов общества общительны, любезны, словоохотливы и в высшей степени вежливы. Их обращение чрезвычайно мягкое, манеры изящные, и безграмотный простолюдин так же вежлив, как настоящий аристократ. Все увеличивающийся класс чиновников не составляет здесь замкнутого сословия и не претендует ни на какие преимущества перед другими вне исполнения своих служебных обязанностей. В общественных местах, в публичных собраниях решительно не отличишь, кто к какому классу общества принадлежит: по платью можно только судить о большей или меньшей зажиточности; люди сближаются между собой чрезвычайно легко и просто. Уроженец Рима, кто бы он ни был – пастух или дворянин – чрезвычайно гордится, что он истинный римлянин. Когда он указывает на что-нибудь и прибавляет, что это римское, никто не должен сомневаться в достоинстве предмета; всякий обязан помнить, что это самое лучшее, что только есть на свете. И это естественно: он родился и живет в городе, где все говорит о всемирном величии и славе, где следы древности на каждом шагу. Вот почему многое в жизни и нравах римского простонародья напоминает обычаи древних римлян: оно нередко украшает свои лавки, как это делали в давно прошедшие времена…

…Мужчины из простонародья в большинстве случаев одеты в куртку и короткие штаны до колен; одежда женщин отличается яркими цветами, в ушах у них обыкновенно большие серьги, большой кусок материи сложен в виде пакета на голове; передник и корсаж, из-под которого выглядывает рубашка, длинные булавки в волосах и гребни составляют характерную часть их остального туалета. Нужно, однако, заметить, что в этой национальной одежде женщины все реже появляются в столице, и в таком наряде чаще всего можно встретить подгородных крестьянок.

 

Итальянские земледельцы

 

Корсо – самая богатая, лучшая и оживленная улица Рима; она находится между Народной и Венецианской площадями. На ней и на смежных улицах можно увидеть несколько дворцов римской знати.

Новые кварталы, в противоположность старому Риму, отличаются своими прямыми, широкими улицами. На широких, новых улицах – прекрасная мостовая, а на крутых подъемах хорошее шоссе; по всем направлениям снуют электрические трамваи. В этих новых кварталах Рима при доме – двор, который залит асфальтом и обыкновенно весь уставлен растениями; растениями же и клетками с певчими птицами уставлены и окна…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.