Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Декоративное рисование
На занятиях декоративным рисованием также важную роль играет умение компоновать рисунки, делать их выразительными. Учитель должен помнить отличительные особенности уроков декоративного рисования и учитывать их при организации уроков, знать разнообразные методические приемы работы и уметь их применять, правильно используя каждый из них в нужные моменты уроков. Поскольку основным содержанием декоративной работы в I - III классах является знакомство с декоративно-прикладным искусством и выполнение узоров в полосе, квадрате и круге, то и композиционные задачи заключаются в том, чтобы на учить детей понимать сущность и закономерности, принципы композиции этого вида изобразительного искусства и пользоваться этими принципами в практической работе. Особенности декоративно-прикладного искусства одновременно являются и основными закономерностями композиции декоративных работ. Это относится к таким принципам, как утилитарность изображений, т. е. изображения на предметах быта, а также сами произведения декоративно-прикладного и народного искусства не являются самостоятельными, какими мы считаем картины, графические листы, плакаты и др. Изображение декоративного характера служит украшением предметов. Поэтому при разъяснении этой закономерности учитель должен доходчиво рассказать ученикам, что изобразительные элементы на предметах декоративно-прикладного искусства не могут доминировать, закрывать форму предмета. В этом случае следует привести примеры удачного и неудачного решения художественного оформления предметов быта или произведений декоративно-прикладного искусства. Характер изображения на предмете зависит прежде всего от его назначения. Например, на посуде даются изображения различных растительных форм. Необходимо учитывать и форму украшаемого предмета быта. Так, для чайника не подходит рисунок геометрических граненых фигур - треугольников, прямоугольников. Здесь уместны округлые формы - кружочки, стебельки, листья, ягоды, цветы. На предметах прямоугольной формы хорошо компонуются узоры в виде полос (параллельных, перпендикулярных, пересекающихся под прямым углом, составляющих прямоугольник, квадрат). Композиция узора для оформления какого-то конкретного предмета или вещи зависит от материала, из которого они изготовлены, а также цвета фона, на котором делается узор. С изложенными принципами компоновки узора тесно переплетается вопрос о декоративной переработке форм растительного и животного мира. Степень декоративной переработки (трактовки) играет здесь важную роль, так как значительно влияет на выразительность композиции. При объяснении одного из заданий учитель должен раскрыть один из важных законов декоративно-прикладного искусства - сохранение определенной плоскости. Смысл этой закономерности в том, что в декоративных работах не показываются светотеневые эффекты, передающие иллюзию объемности рисуемых предметов. Объясняется это тем, что изображения на предметах преследуют цель их украшения при условии сохранения восприятия той степени объемности, которая у них имеется. Поэтому для узоров характерно плоское или сильно упрощенное изображение различных элементов. Учитель должен также дать ученикам представление о таких закономерностях декоративно-прикладного искусства, как ритм, симметрия, асимметрия, выделение центра. Это следует делать путем разъяснения этих понятий и показа произведений декоративно-прикладного искусства, а также лучших работ школьников. При раскрытии таких понятий, как «ритм» и «симметрия», можно говорить с учениками о сущности композиции узора, о зависимости характера композиции от ритма, симметрии, асимметрии, выделения центра, о динамичности узора, которая зависит от степени передачи впечатления движения, яркости сочетания цветов. При построении композиции узора важное значение имеет также различная степень силуэтности изобразительных элементов (светлотная тональность) и характер цветового решения (в насыщенных, блеклых цветах, дополнительных или сближенных). Учитель должен всегда помнить, что для успешного выполнения школьниками композиций различных узоров необходимо систематически знакомить их с понятием «декоративно-прикладное искусство», показывать и анализировать произведения этого вида искусства (оформление одежды, мебели, посуды, украшения зданий). Наглядными пособиями на уроках декоративного рисования могут быть различные схематические рисунки и таблицы, наборы открыток и плакатов по декоративно-прикладному искусству, лучшие работы школьников. Хорошим средством наглядности являются также рисунки учителя на листах бумаги или мелом на классной доске, которые показывают порядок декоративной переработки форм растительного и животного мира, последовательность построения линейной композиции узора. Так, при выполнении эскиза узора в полосе на основе растительных форм (сирень, береза, земляника, клен) первым этапом создания композиции можно считать декоративную переработку растительных форм. Так как от характера декоративной переработки зависит выразительность будущей композиции узора, то контуры листьев можно сделать или более округлыми (линии будут плавные), или же более гранеными, ломаными, что придаст различный характер ритму, движению композиции. Об этом учитель должен рассказать до того, как ученики начнут непосредственное выполнение композиции узора. Вторая стадия работы над композицией - составление композиции в тонких линиях. Учитель объясняет, что следует выбрать формат в виде полосы. Пути создания эскиза композиции узора могут быть различными. Некоторые учащиеся, выбрав формат и размер, составляют композицию в окончательном варианте, внося изменения в него, заменяя отдельные элементы и прорисовывая новые изображения. Не все учащиеся смогут сделать в одном рисунке все исправления. Тогда учитель рекомендует в альбомном листе сделать несколько полос небольшого (эскизного) размера и попытаться в них выполнить наброски композиций разного характера. В одной из них листья будут иметь определенное направление, размеры, в другой эти элементы будут расположены по-иному; можно изменить форму и размеры элементов. В третьей полосе изображаются какие-то новые элементы. При этом ученики могут сравнить несколько вариантов и выбрать наиболее интересную выразительную композицию. При объяснении сущности таких понятий, как «ритм», «симметрия», «асимметрия», «центр», в линейных композициях узоров учитель пользуется наглядными пособиями (образцами декоративно-прикладного искусства, их репродукциями, таблицами, плакатами, лучшими рисунками детей). Например, для передачи ритма в композиции необходимо рассмотреть чередование двух или более элементов изображения. В узоре-полосе могут быть изображены лист сирени, цветок сирени, лист березы, листья земляники с ягодами, ромашки, колокольчики и т. д. (рис. 30). Для показа симметричности полосу делят пополам вертикальной чертой. Посередине изображается в вертикальном положении ягода земляники, а слева и справа - чередующиеся листья и ягоды земляники, но в наклонном положении. Таким образом будет соблюдена симметричность композиции и выделен ее центр. Выделение центра декоративной композиции характерно для узора в круге, овале. Это очень хорошо проследить в жестовских подносах, где показаны декоративные букеты цветов в свободной композиции. Здесь мы не видим четкого ритма, характерного для композиции в горизонтальной, вертикальной полосах или в полосе, идущей по кругу или овалу. В жестовских подносах крупные цветы располагаются от центра к краям. Размеры цветов и листьев от центра к краям уменьшаются. Уменьшается и их яркость. Такое построение линейной и цветовой композиции дает возможность четко увидеть центр композиции. После выбора лучшего из вариантов рисунка ученики продолжают совершенствование композиции, вносят изменения и исправления. Когда же композиция окончательно определена, проводится ее детальная проработка. На этом заканчивается первая часть работы над композицией узора. Вторая часть работы над композицией включает поиски цветового решения. Учитель указывает, что выразительность композиции зависит от подбора цветов узора. Выясняется степень их насыщенности и светлотное сочетание, которое определяет силуэтность композиции. Например, желтый, оранжевый, светло-зеленый, голубой, розовый, сиреневый и некоторые другие цвета в сочетании между собой и показанные на сером фоне могут выглядеть красиво подобранными, но при этом форма, контуры отдельных фигур будут неопределенными, так как чувство силуэта будет почти отсутствовать. Сочетание этих цветов, показанное на белом или черном фоне, выглядит значительно выразительнее. На белом фоне виден четкий силуэт названных цветов, а на черном фоне относительно блеклые цвета, которые на сером казались бледными, будут более насыщенными, яркими. Степень четкости и яркости силуэта в композиции узора будет зависеть от того, для украшения какой вещи предназначен узор. Более слабый силуэт дается обычно в тех случаях, когда предмет рассматривается с близкого расстояния или постоянно находится в сильном освещении. Возможна небольшая яркость силуэта и при условии, если этого требует фактура материала, из которого сделан предмет. В программе по декоративному рисованию для III класса предусмотрено ознакомление с элементами брускового шрифта. В связи с этим решается другая задача, уже в какой-то степени задача синтеза. Ученики должны уметь выполнить сочетание изобразительной части и шрифтовой, т. е. выполнить эскизы праздничной открытки с небольшими текстами: «1 Мая», «С Новым годом!», «8 Марта», «Поздравляем!» и др. Учитель должен рассказать о том, что существует художественная открытка как жанр изобразительного искусства (или, как говорят, искусства малых форм). Все, что изображается на открытке, должно быть показано в единстве, т. е. элементы рисунка и шрифтовая часть должны быть умело скомпонованы. Здесь также нужно подумать о симметрии или об асимметрии композиции. И при симметричном, и при асимметричном расположении всех элементов должен быть выделен центр композиции, который может находиться в разных местах формата. Важное значение в композициях открыток имеет учет отношения размера изображений к размеру шрифта, а также размеров изображений и шрифта к размеру формата. В IV - VI классах на уроках декоративного рисования учитель должен продолжать укреплять и развивать те знания и умения по композиции, которые получены учениками в I-III классах. Содержание программы по декоративному рисованию в IV-VI классах значительно расширяется и усложняется по сравнению с предыдущими. Наряду с совершенствованием умения составлять, компоновать узоры, в том числе для обоев и тканей, ученики занимаются компоновкой эскизов праздничных альбомов, плакатов, изучают художественные шрифты, составляют эскизы декораций к праздничным вечерам, эскизы карнавальных костюмов и т. д. (рис. 31). На занятиях декоративным рисованием в IV-VI классах учащиеся знакомятся и с другими композиционными закономерностями декоративно-оформительских работ. Так, при объяснении принципов составления композиции эскизов стенгазет, различных стендов учитель исходит из знаний и умений учащихся, полученных ими при разработке эскизов праздничных открыток. Однако при компоновке эскизов стенгазет и стендов композиционная задача усложняется, так как здесь увеличивается площадь для изображений и количество изобразительных и шрифтовых элементов. Необходимо рассказать школьникам о зависимости размеров и количества изобразительных элементов от размера и формата газеты, стенда, о роли и месте заголовка, о характере шрифта и цветовом решении. В IV - VI классах на уроках декоративного рисования ученики занимаются и выполнением эскизов оформления книг - созданием заставок, концовок, виньеток, заглавных букв. Иллюстрирование книг является очень интересным и в то же время довольно сложным для детей видом работы. Здесь действуют свои особенности композиции. Прежде всего следует рассказать о малых размерах всех изображений, что тесно связано с размерами книг. Более внимательным должно быть отношение к каждому элементу, к деталям изображения в рисунке. При создании концовок, заставок орнаментального плана действуют законы декоративной композиции, лежащие в основе композиции узоров. Если же композиция является сюжетной, следует пользоваться закономерностями, присущими этому виду композиции (см. методику композиции тематических рисунков).
|