Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка уровня качества






Под оценкой уровня качества продукции понимают про­цесс и результат установления относительной характеристики качества продукции, основанный на сопоставлении значений показателей свойств продукции с соответствующими значени­ями лучших отечественных и (или) зарубежных образцов, при­нятых в качестве базовых.

Проблемой количественной оценки качества продукции занимается научная дисциплина квалиметрия.

Наиболее широко при оценке уровня качества применяется экспертный метод, основанный на учете мнений специалистов- экспертов. Достоверность результатов оценки зависит от ком­петентности и квалификации экспертов, а также применяемых методов определения значений показателей качества продук­ции. Экспертная группа должна состоять не менее чем из семи экспертов.

Оценка уровня качества продукции предполагает последо­вательное выполнение следующих основных процедур:

постановки цели оценки уровня качества;

предварительное изучение оцениваемого товара и сопро­
водительной документации к нему;

классификации и выбора номенклатуры показателей ка­
чества
для сравнения;

• выбора критериев оценки показателей и построение оце-

а°чных шкал;


• определение значимости (весомости) показателей каче
для потребителя;

• выбора методов и определения значений показателе

качества;

• выбора метода и определение значений оценок показа!

лей качества;

• обработки результатов оценки и получение обобщение

оценочного суждения;

• выработки рекомендаций или принятие управленчеа

решений.

По результатам оценки уровня качества, в зависимости^ целей оценки, продукция может быть отнесена к следуин градациям качества:

• превосходит лучшие отечественные и (или) зарубе?

образцы;

• соответствует лучшим отечественным и (или) заруб*

ным образцам;

• удовлетворяет требованиям потребителей, но уступЕ
лучшим отечественным и (или) зарубежным образцам;

• морально устарела, подлежит модернизации или снят
с производства;

• продукция низкого качества;

• продукция не соответствует требованиям технических ]
гламентов и не должна производиться и поступать на реализа1

Предварительное изучение товара и сопроводительной до< ментации к нему предусматривает выяснение, во-первых, пс~ бителя данного товара, во-вторых, где, в каких бытовых проц! сах он будет использоваться и, наконец, каким способом и в Kai условиях будет функционировать товар в этом бытовом проце

Весь комплекс характеристик, включающий описа! основных групп потребителей данного товара, классификаг бытовых процессов, в которых используется товар, и расемс ние условий и особенностей его потребления, определяет кретную ситуацию потребления данного товара.

Описание потребителей оцениваемого товара проводит на основе анализа существующих классификаций потребитед


по демографическим признакам (полу, возрасту), национально-культурным характеристикам (месту проживания, культурным запросам, национальным традициям потребления), роду заня­тия и степени подготовленности к потреблению данного товара, социально-экономическим параметрам (уровню дохода, очеред­ности приобретения, наличию спроса, предпочитаемой стоимо­сти товара).

Определение условий потребления товара и его реального назначения производится на основе анализа среды потребления (жилище, природа), характера потребления (мобильность, ста­ционарность), времени потребления (зима, лето), географии по­требления, исследования структуры функционального процес­са, в который включен оцениваемый товар, его основных этапов, выявления основной и дополнительных функций.

Знание конкретной ситуации потребления данного товара позволяет с определенной степенью условности смоделировать процессы, в которых будет использоваться товар, а также сфор­мулировать перечень требований потребителей к качеству това­ра. По существу модель конкретной ситуации потребления яв­ляется основанием выбора номенклатуры потребительских по­казателей качества.

Выбор номенклатуры потребительских показателей каче­ства конкретного товара проводится исходя из типовой номен­клатуры показателей путем отбора наиболее значимых показа­телей, необходимых для проведения оценки качества, их дета­лизации и конкретизации.

Основным критерием оценки потребительских показате­лей качества товаров служат базовые образцы и базовые зна­чения показателей.

Базовый (эталонный) образец выбирается из группы анало­гичной продукции, одинакового назначения, области примене­ния и выделенной по соответствующему классификационному признаку. Как правило, группа продукции для выбора базово­го образца формируется из продукции, отвечающей самым вы­соким, современным требованиям и пользующейся устойчивым спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках.


 




Выбор базового (эталонного) образца осуществляют пут попарного сопоставления значений показателей свойств всех < " разцов, вошедших в соответствующую группу.

Перечень показателей оцениваемого и базового образц должен быть одинаковым и соответствовать выбранной номек латуре, а значения показателей свойств выражены в соотв ствующих единицах измерения.

Сопоставление размеров показателей свойств может ос ществляться по различным шкалам. Для получения информ ции о размере физической или нефизической величины испо. зуют шкалу порядка, шкалу интервалов и шкалу отношений. Шкала порядка представляет собой форму представлен» измерительной информации, при которой размеры измеряв» величин располагаются в порядке их возрастания или убыва: Расстановка размеров величин в порядке их возраста: или убывания с целью получения измерительной информа по шкале порядка называется ранжированием.

Для облегчения измерений по шкале порядка некотор: точки на ней фиксируются в качестве опорных (реперных). Реперная шкала порядка, по которой можно измерить ка ство, может иметь следующий вид: неудовлетворительно, уд летворительно, хорошо, отлично. Точкам реперной шкалы мо быть поставлены в соответствие цифры, называемые балла: например: 2, 3, 4, 5 или 0, 25; 0, 5; 0, 75, 1. Недостатком репере шкал порядка является неопределенность интервалов между перными точками, в связи с чем невозможно определить, в ка: степени (на сколько или во сколько) значение одной велич! больше или меньше другой величины. Никаких математиче действий на шкале порядка не производится.

Шкала, составленная из строго определенных инт величин, называется шкалой интервалов. На ней можно про: водить такие математические действия, как сложение и вьг такие, т. е. она позволяет определить на сколько значение о, величины больше или меньше значения другой величины. Шкала, по которой можно отсчитывать абсолютные чения размера и определять не только на сколько и во ск'


значение одной величины больше или меньше значения другой величины, называется шкалой отношений. На ней можно произ­водить все математические действия: сложение, вычитание, ум­ножение, деление. Любое измерение по шкале отношений состоит в сравнении неизвестного размера с известным и выражении первого через второй в кратном или дольном отношении.

Для измерения качества по шкале порядка достаточно срав­нить значения только отличающихся показателей качества. Это правило существенно снижает трудоемкость выбора базового образца.

Оценка уровня качества однородной продукции осуществ­ляется дифференциальным или комплексным методом.

Дифференциальный метод оценки уровня качества основан на сопоставлении единичных показателей свойств оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом условно принимают, что все показатели одинаково значимы в общей оценке уровня качества продукции.

Уровень единичных показателей свойств оцениваемой про­дукции рассчитывают по формуле

(1.1).

или

(1.2)

где П1 — значение t-го свойства оцениваемой продукции;

TIi6a3 — значение t-го свойства базового образца;

Формулу (1.1) применяют в тех случаях, когда увеличение значения показателя свойства оцениваемой продукции ука­зывает на улучшение качества изделия (например прочность, стойкость к истиранию, несминаемость и др.), а формулу (1.2) — когда увеличение абсолютного значения показателя характе­ризует ухудшение качества продукции (уровень шума, пыле-емкость и др.).

В результате дифференциальной оценки определяют, до­стигнут ли уровень базового образца в целом и по каким пока­зателям он достигнут.


При использовании дифференциального метода оце! уровня качества продукции могут быть получены следуки

результаты:

1) все относительные показатели больше единицы;

2) часть относительных показателей больше единиц!
остальная часть — равна единице;

3) все относительные показатели равны единице;

4) все относительные показатели меньше единицы;

5) часть относительных показателей меньше един!
остальная частьравна единице;

6) часть относительных показателей больше или равна i
нице, а остальная часть — меньше единицы.

Для первых трех результатов можно сделать следуки вывод: уровень качества оцениваемой продукции не ниже бг вого; для четвертого и пятого результата — ниже базового. Я бы сделать вывод по щестому результату, необходимо все пс затели разделить по значимости на две группы: существен (1-я группа) и не существенные (2-я группа). Если в 1-й р все относительные показатели больше или равны единице, 2-й группе большая часть показателей не меньше единицы| можно сделать вывод, что уровень качества оцениваемой дукции не ниже базового образца. В других случаях оценку; ня качества проводят комплексным методом.

Комплексный метод оценки уровня качества основа! расчете комплексного показателя, объединяющего показ* ли, выбранные для оценки уровня качества продукции с \ том их значимости (весомости) в общей оценке уровня качее!

Комплексный показатель качества определяют щ перемножения значений оценок единичных показателей ответствующих им коэффициентов весомости с последую! усреднением (метод средневзвешенных величин) по формз

t

где m4 — коэффициент весомости г-го показателя; Pvзначение t'-ro показателя.


Этот метод требует перевода натуральных значений показате­лей свойств в безразмерные единицы (баллы) по соответствующим шкалам и расчета коэффициентов весомостей показателей свойств.

Уровень качества, определяемый комплексным методом вы­ражается отношением комплексного показателя качества оце­ниваемого изделия оц) к комплексному показателю качества базового образца (Q^): Ук = Q04 / Q^.

Коэффициент весомости каждого свойства продукции опре­деляют экспертным методом путем ранжирования свойств.

Вычисление коэффициентов весомости осуществляется следующим образом:

1) каждому показателю свойств присваивается условное
обозначение (xv хг, х? ,..., хп);

2) каждым экспертом по шкале порядка производится ран­
жирование показателей свойств. В результате ранжирования
каждый показатель занимает соответствующее по значимости
место (ранг) в ранжированном ряду (табл. 1.2).

. Таблица 1.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.