Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мастерство






Мастерство — неоспоримый и один из наиболее очевидных компонентов творчества. Иногда мастерство отождествляют со способностью, творчеством, талантом. Безусловно, это неверно, поскольку художественные способности представляют собой индивидуальные психические свойства и качества личности, являющиеся необходимым условием изобразительной деятельности, талант — это особенно благоприятное сочетание и взаимодействие способностей к изобразительной деятельности, которые получили высокое развитие в процессе обучения и воспитания и обеспечивают высокий уровень художественного творчества, а мастерство представляет собой совершенное владение изобразительной техникой, знаниями, умениями, навыками в изобразительной деятельности. Одним из показателей высокой степени мастерства является способность художника находить, с одной стороны, наиболее подходящие из известных, а с другой — иногда и совершенно новые средства выразительности. И поскольку достигается этот уровень в процессе обучения и воспитания, то мастерство представляет собой составную часть той основы, на которой развиваются способности и талант. Без высокого уровня знаний, умений и навыков невозможно развитие таланта. Без знания жизни, культуры, без мировоззрения, вкуса только одно «техническое» мастерство, навыки, умения теряют смысл.

Овладение художественным мастерством представляет собой длительный и трудоемкий процесс. В течение многих лет учебы и всей дальнейшей творческой жизни художник должен работать по нескольку часов в день. Только при таком условии он может стать мастером. В творческой работе мастерство необходимо, но нельзя творчество сводить только к мастерству. Систематические занятия рисунком, живописью и другими видами изобразительной деятельности в различных материалах предполагают не только закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, но и постепенное овладение знаниями различных научных положений, закономерностей, правил, в том числе и по техническим приемам. На этом базируется мастерство.

Мастерство — это такой уровень овладения техникой, знаниями, умениями и навыками, когда в художественном произведении на высоком уровне все — и идейное содержание, и форма, и цвет, и т. д. Но и при таком высоком уровне художник не должен успокаиваться на достигнутом, а все время стремиться к дальнейшему совершенствованию и развитию мастерства, так как пределов совершенства в искусстве нет и быть не может.

В данной главе были рассмотрены силы и компоненты творчества, которые участвуют в творческом процессе. Как же протекает сам процесс? Исследование творческого процесса в искусстве охватывает множество проблем. Из них мы выделим лишь динамику творческого процесса, фазы творческих действий, которые дают достаточно объективную картину основ творчества как процесса, доступных теоретическому моделированию на уровнях психологического и философского исследования.

Из анализа материалов о творчестве писателей, художников и др., а также результатов исследований ученых разных отраслей науки можно достаточно ясно увидеть общие стадии, фазы любого творческого процесса, проследить его динамику.

В советском искусстве изучение проблемы творчества связано в первую очередь с именем М. Горького. Многие страницы его сочинений посвящены обобщению своего и чужого творческого опыта. Писатель выводит определенные закономерности, дает рекомендации. Известно, что по инициативе М. Горького стал издаваться журнал «Литературная учеба», где известные мастера слова давали уроки мастерства молодым, раскрывали опыт своей работы. Основное место в журнале занимают вопросы творчества. Сегодня продолжается обобщение опыта творческой работы, ведутся теоретические изыскания в этой области.

Открыть объективные закономерности творческой деятельности, обосновать их на теоретическом уровне стремятся ученые разных отраслей науки. Например, немецкий психолог К. Дункер расчленяет творческий процесс на четыре фазы:
1) анализ задачи;
2) пробы и ошибки при решении задачи;
3) изменение структуры и создание такой, которая решает задачу;
4) синтез материала.

Однако советские психологи обнаруживают в этих выводах существенные упущения. В частности, К. Дункер неверно считает задачу в творческом процессе взятой извне. Фазы творческого процесса у К. Дункера — это стадии творческого мышления вообще, а не художественного творчества. Ценным в исследовании немецкого психолога считается стимуляция творческого процесса наличием цели и организация содержания в зависимости от цели. Как положительное отмечается также изменение структуры первоначального замысла и создание нового целого.

Известный советский писатель А. А. Фадеев выделял три этапа творческого процесса:
1) период «первоначального художественного накопления», определяющего идею, форму и характер образов;
2) обдумывание и вынашивание замысла;
3) написание произведения.

Скульптор М. Г. Манизер, анализируя творческий процесс художника, отмечает: «Какой-то круг мыслей и чувств занимает и волнует каждого художника в любой момент его жизненного пути. Иногда они делаются неотступными, и художник начинает мучительно искать в окружающей его действительности выражение этих мыслей и чувств. Наконец, он замечает сюжет, то есть кусочек действительности, в котором впервые находит свою форму, свое выражение, интересующее его содержание. Обычно, почти одновременно с сюжетом, появляется в сознании и изобразительный пластический мотив будущего произведения». Затем ведется разработка найденного пластического мотива, т. е. поиски наилучшего варианта формы выражения сюжета или «образа будущего произведения». Параллельно с этим идет работа по собиранию подсобного материала — исторического, документального, портретного, пейзажного и т. д.

М. Г. Манизер основой творческого процесса считает нахождение изобразительного пластического мотива в качестве исходного момента. От его новизны в значительной степени зависит эстетическая и познавательная ценность произведения искусства. Каким образом возникает в сознании художника пластический мотив? На этот вопрос Манизер отвечает так: «Он рождается или умозрительно, путем реализации каких-то предсказаний, ранее полученных от действительности, как плод воображения, или же путем непосредственного и пристрастного наблюдения этой действительности, так сказать, как подсмотренный в натуре».

Названные выше членения творческого процесса указывают на различное понимание этого процесса и как бы дополняют друг друга.

Если сравнить протекание творческого процесса в сознании ученого и художника, то, несмотря на специфические отличия, здесь можно обнаружить общие, сходные фазы. Например, первый этап — постановка научной проблемы, по сути дела, равнозначен замыслу художника; второй этап — поисковый соответствует периоду накопления жизненных впечатлений и других материалов, необходимых как ученому, так и художнику; третий этап — открытие, нахождение нужного решения, которое нередко сопровождается «вспышкой», «озарением» и дает положительный результат и в сфере науки и в сфере искусства: четвертый этап — анализ и обоснование, доказательство научной гипотезы — соответствует композиционной разработке найденного сюжета у писателя, мелодии у композитора, изобразительного пластического мотива у художника; пятый этап — реализация научного знания, его выход в систему обучения, культуры и практической деятельности — подобен выходу в свет книги писателя, исполнению музыкального произведения перед аудиторией, выставке художника.

Творческий процесс сложен, порой он таит в себе неожиданные повороты, возврат к пройденному. Он может начинаться с предложенного задания или, напротив, со случайного цветового впечатления, явившегося импульсом к творческой работе. Нередки случаи, когда капризы творческого процесса вынуждают художника отказаться от уже, казалось бы, сложившейся удачной композиции или ее части.

Анализ динамики творческого процесса, расчлененного указанными авторами на неодинаковое количество фаз, даже при несовпадении в их названиях, дает возможность понять гибкость и подвижность этого процесса в разных видах искусства и у отдельных мастеров.

Теперь представим в более целостной системе основные этапы художественно-творческого процесса и подробно рассмотрим их. Особенно в этом нуждается второй этап — замысел произведения, когда решающую роль в работе художника начинает играть интуиция, сущность которой до сих пор еще недостаточно раскрыта в научной литературе.

Итак, первая ступень творческого процесса художника — период первоначальных художественных накоплений (по М. Г. Манизеру — «нахождение изобразительного пластического мотива»). Он предшествует созданию произведения и характеризуется непроизвольностью, разнонаправленностью поисков, большим удельным весом случайностей, накапливанием разнообразных наблюдений, впечатлений, знаний. Поскольку у художника еще не сложился определенный сюжетный замысел, все, что привлекает его внимание, воспринимается с точки зрения общего эстетического смысла и значения. В этот период художник отчасти сознательно, а отчасти стихийно «складывает в копилку» материал действительности, еще не зная, когда он понадобится. В период накопления материала еще много неясностей и в то же время, как говорят психологи, присутствует «установка на наблюдение». Постепенно активизируется и обостряется зрительная память, происходят качественные изменения в связи с целенаправленностью наблюдений на основе имеющейся информации, появляются новые мысли, суждения, оценки. М. Горький говорил, что в результате перенасыщения информацией он ощущал импульсы к писательскому труду. Главный смысл этого начального периода творческого процесса выражен писателем в двух словах — «перенасыщение опытом».

Качество и продуктивность первоначальных накоплений во многом зависят от творческой энергии, проявляемой художником в момент наблюдения и в процессе познания реальной жизни в ее различных проявлениях и аспектах. Изобилие накопленного материала дает возможность художнику шире и глубже оперировать разнообразными сведениями, приходить к верному представлению и оценке эстетически постигаемых явлений, понимать сущность тех событий, которые попадают в поле его зрения и фиксируются в памяти.

Подлинные произведения искусства создаются на основе глубокого и всестороннего изучения действительности, которая отражается в художественных образах. Примером могут служить живописные полотна В. И. Сурикова, И. Е. Репина и многих, многих других мастеров живописи, скульптуры, графики.

Было бы ошибочным понимать этап первоначальных художественных накоплений как чисто созерцательный. Творческая работа в этот период сопровождается выполнением этюдов, набросков, чтением книг, просмотром кинофильмов, телевизионных передач. Все это дает богатый информационный материал с определенной эмоциональной окраской, приводит в действие творческое мышление и воображение, и каждый день жизни оставляет в памяти и сердце художника, по словам К. Г. Паустовского, «свои заметы и свои зарубки».

Как уже отмечалось, период первоначальных накоплений ценен «перенасыщением опытом», информацией, что приводит к переходу количества в качество, — зарождается замысел.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.