Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение преступности.






 

 

Несмотря на необходимость справедливого, своевременного и неотвратимого наказания преступника, для сдерживания преступности и обеспечения общественного порядка, по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось мнение о том, что именно предупреждение преступности - наиболее перспективный способ борьбы с этим явлением.

Первым историческим криминологическим законом в мире был Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений, который вошёл в Свод законов Российской империи в 1833г. (принят в 1832г.). В этом Законе были определены общие принципы и меры предупреждения преступлений. В дореволюционной России специально регулировалась профилактическая деятельность полиции; с участием общественности была создана разветвленная система учреждений социальной помощи для предупреждения рецидивных преступлений и преступлений несовершеннолетних.

Основы современной системы предупреждения преступлений были заложены в советский период времени. Несмотря на то, что в 70-80-е годы эта система все в большей степени ощущала отрицательное воздействие формализма и погони за отчетными показателями, она сохраняла достаточную эффективность. В 90-е годы система была разрушена. В настоящее время целесообразно ее восстановление и развитие в новых условиях с использованием существовавших форм и методов предупредительной деятельности, выдержавших испытание временем и практикой.

Учитывая сказанное можно привести одно из определений предупреждения преступности, под которым предлагается понимать деятельность государства и общества, направленную против преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин [50].

Положительных результатов в предупреждении преступности можно достичь только при комплексном подходе к решению этой проблемы. При этом важнейшую роль играет политическая воля. Поэтому деятельность по предупреждению преступности часть политики государства по национальной безопасности и (во взаимодействии с уголовно - правовыми мерами) противодействии преступности.

Целью предупреждения преступности можно считать достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивного изменения ее характера или структуры. Содержание составляет деятельность государственных и общественных и иных органов и организаций как по устранению и нейтрализации объективных предпосылок антиобщественного поведения, так и изменения сознания лиц, склонных к правонарушениям.

В основу предупреждения преступности положена совокупность принципов, каковыми являются законность, демократизм, социальная справедливость и гуманизм, комплексность, дифференциация и индивидуализация, своевременность и необходимая достаточность, научная обоснованность.

Предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в себя четыре основных элемента: основные уровни и формы, объекты, меры, субъекты.

В рамках первого элемента выделяют три основных уровня и три соответствующие им формы предупреждения преступности. Обще-социальный уровень (обще-социальное предупреждение) включает в себя деятельность государства, общества, направленную на разрешение противоречий в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной, организационно-управленческой и иных сферах жизнедеятельности. Специально-криминологический уровень (криминологическое предупреждение) состоит в целенаправленном воздействии на преступность в целом, на отдельные ее виды и группы преступного поведения. Обще-социальное и специальное (криминологическое) предупреждение преступности взаимосвязаны. При этом органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе анализа социальной и криминальной ситуации сообщать о необходимости учета тенденций этой ситуации в содержании крупномасштабных мер обще-социального уровня.

Индивидуальный уровень (индивидуальное предупреждение) представляет собой конкретизацию обще-социальных и специальных криминологических мер в отношении конкретных правонарушителей. Данный вид предупреждения преступности зависимости от стадий развития искаженных ориентаций и черт личности и выражающего их поведения, а также момента начала профилактической работы. Поэтому специалисты в рамках данного предупреждения выделяют четыре вида (стадии): раннее, непосредственное, пенитенциарное и постпенитенциарное[51].

Индивидуальное предупреждение осуществляется в двух формах: воздействие на условия микросреды личности; воздействие на личность конкретного правонарушителя (программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения).

Исходя из уровней и форм предупредительной деятельности, к объектам предупреждения преступности можно отнести:

1) Причины преступности, отдельных ее видов, способствующие им условия;

2) Ситуации на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующие или провоцирующие совершение преступлений;

3) Группы повышенного криминального риска;

4) Лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений;

5) Деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п.;

6) Личность преступника, понимаемая как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

Система предупреждения преступности включает в себя меры предупредительного воздействия. Среди них можно выделить - общие (обще-социальные) и специальные (криминологические). По конкретному содержанию меры могут быть классифицированы на политические, экономические, социальные, организационно-управленческие, культурно-воспитательные, правовые и иные.

Представленный перечень предупредительных мер далеко не полон. Можно также назвать, например, предупредительные меры демографического, технического, медицинского, психологического и иного характера. Особое место занимают индивидуальные меры воздействия.

Следующим элементом системы предупреждения преступности являются субъекты, которых для удобства изучения можно разделить на три группы. Субъекты обще-социального предупреждения – федеральные, региональные и местные органы власти и управления, межведомственные и ведомственные комиссии, советы и комитеты, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи и др.

Субъекты специально - криминологического предупреждения - государственные органы, выполняющие правоохранительные функции; органы, осуществляющие специальную юрисдикцию (комиссии по делам несовершеннолетних и соблюдению их прав, наблюдательные комиссии); частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия, добровольные народные дружины, общественные правозащитные организации и др.

Субъекты индивидуального предупреждения - семья; сотрудники государственных правоохранительных органов; работники иных государственных органов и учреждений; отдельные граждане.

Конечно, такое распределение субъектов носит условный характер, так как отдельные аспекты индивидуального, специального и обще-социального предупреждения преступности имеются в деятельности субъектов каждой из вышеуказанных групп. Кроме того, все перечисленные субъекты находятся во взаимодействии друг с другом.

Предупреждение преступлений должно осуществляться в строгом соблюдении законодательства. В противном случае сама эта деятельность может быть признана противоправной. Перечень правовых актов, регламентирующих предупреждение преступности, занимает несколько тысяч. Федерального закона в этой области до сих пор не принято. Для удобства анализа, с учетом определенных особенностей можно выделить несколько групп:

1. Международные правовые акты.

2. Правовые акты стран Союза Независимых государств (СНГ) и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС).

3. Внутригосударственные правовые акты.

4. Ведомственные нормативные акты.

Среди международных правовых актов, имеющих значение для предупреждения преступности, можно назвать такие, как: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.); Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и т.д. Во вторую группу правовых актом входят, например, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995г.). Третью группу правовых актов (внутригосударственных) составляют: Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, Федеральные, региональные программы по борьбе с преступностью. Четвертую группу правовых актов составляют внутриведомственные нормативные акты, которые содержат разъяснение и детализацию правомочий субъектов правоохранительной системы. Они могут быть в форме приказов, распоряжений, наставлений, уставов, положений и т.д.

Наиболее значимые по степени общественной опасности преступления нередко совершаются на территории двух и более государств, а преступно нажитое скрывается и " отмывается" за пределами страны, где было совершено преступление. Поэтому должное противодействие преступности может быть достигнуто только сотрудничеством в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон.

Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью разнообразны:

- Оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;

- Заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью и, прежде всего, транснациональной;

- Исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

- Регламентация уголовно - юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;

- Обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;

- Проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;

- Обмен опытом правоохранительной работы;

- Оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

- Взаимное представление материально - технической и консультативной помощи.

Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций (ООН). С этой целью разрабатывается специальная Программа ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию. В основе программы решения Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, рекомендации конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Кроме того ООН:

- Координирует сотрудничество государств по предупреждению преступности;

- Издает специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства;

- Вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений и лиц, лишенных свободы.

Помимо вышеназванных структур, специализирующихся в вопросах борьбы с преступностью, в ООН входят различные центры, например, Центр по международному предупреждению преступности (Венский центр), а также институты, например, Хельсинский институт ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Наиболее значимыми с точки зрения криминологии мероприятиями, проводимыми ООН, являются международные конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Первый конгресс состоялся в Женеве в 1955 году.

ООН в силу своего специфического положения применительно к борьбе с преступностью решает в основном задачи глобального, стратегического характера. Более конкретные, тактические задачи решаются региональными международными организациями: Совет Европы, Европейский Союз, Организация американских государств, Лига арабских стран, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация Африканского единства. Российская Федерация и ряд стран СНГ наиболее плотно сотрудничают с региональными международными организациями, находящимися на европейском континенте.

В сентябре 1992 года министры внутренних дел и юстиции государств Европейского Сообщества приняли решение о создании Европола - органа полицейского сотрудничества со штаб-квартирой в Страсбурге. Основная задача Европола - организация и координация взаимодействия национальных полицейских систем в борьбе с терроризмом, " отмыванием" денег, нелегальным оборотом наркотиков и оружия, контроль за внешними границами Европейского Сообщества.

Европол имеет некоторое сходство с Интерполом - Международной Организацией уголовной полиции, созданной 7 сентября 1923 года. Россия была принята в Интерпол в 1990 году. Основные цели Интерпола:

- Обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) криминальной полиции в рамках существующего законодательства в духе Всеобщей декларации прав человека;

- Создавать и развивать институты, которые могут содействовать успешному предупреждению уголовной преступности. Устав Интерпола не допускает вмешательства во внутренние дела стран - членов или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол является главным координатором интернационального розыска преступников. Он определяет стратегические направления деятельности полиции. К услугам Интерпола обращаются не только полицейские, но и другие правоохранительные органы. Объектами практического воздействия этой организации являются в основном транснациональные преступления и преступники.

Высший орган Интерпола - Генеральная Ассамблея, куда входят представители всех членов этой организации. Генеральная Ассамблея помимо организационных и финансовых вопросов определяет приоритетные направления деятельности.

Структурные звенья Интерпола - Национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ), которые одновременно являются подразделениями полиции стан - участниц Интерпола. В России НЦБ со штаб – квартирой в Москве образовано в соответствии с Указом Президента и Постановлением Правительства РФ, утвердивших “Положение о национальном центральном бюро Интерпола” (1996 г.). В соответствии с Положением задачами НЦБ Интерпола являются:

- обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;

- наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.

Международная ассоциация уголовного права (МАУП - 1924г.) сформировалась на основе Международного союза специалистов по уголовному праву, возникшего в 1889г. Согласно Уставу эта организация стремится к совершенствованию законодательства и правовых институтов, обеспечивающих гуманное и эффективное правосудие. Она осуществляет деятельность с помощью национальных групп отдельных стран. Ассоциация организует проведение международных конгрессов по проблемам уголовного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации, по просьбам государственных органов отдельных стран проводит экспертизы проектов законодательных актов. Основными задачами МАУП являются: изучение преступности, причин и средств борьбы с ней, изучение реформ уголовного права, пенитенциарной системы и уголовного процесса, изучение проблем международного уголовного права.

Международное криминологическое общество (МКО, Рим - 1934г.) - обеспечивает сотрудничество в борьбе с преступностью. Создано по инициативе итальянского профессора уголовной антропологии Бениньо ди Туллио. Настоящее название общество получило в 1938г. на 1 конгрессе в Риме. Устав МКО был принят в 1949г. Главная цель МКО - содействовать изучению преступности на международном уровне, объединяя для этого ученых и практиков специалистов в области криминологии, криминалистики, социологии, психологии и других дисциплин, заинтересованных в изучении преступности. От России в работе МКО принимает участие представитель НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ.

При всей глобальности и международной значимости сотрудничества Российской Федерации в области борьбы с преступностью в рамках ООН, Совета Европы, иных континентальных и межконтинентальных межгосударственных сообществ и организаций особое значение по-прежнему приобретают вопросы взаимодействия со странами СНГ и ШОС.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.