Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы работы над рефератом






Первоочередной задачей референта является выделение в реферате новой и наиболее существенной информации.

Референт должен подходить к описываемой им проблеме, вопросу, теме по-научному: не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как данное явление в обществе или науке возникло, какие главные этапы в своем развитии прошло, чем оно стало в настоящее время. Неотъемлемой частью этого подхода являются объективность, выдержанность и принципиальность.

Пишущий реферат должен помнить о том, что реферирование есть сугубо творческий процесс, субъективный фактор в нем играет весьма важную роль. Конечный результат усилий референта прямо пропорционален его научной компетентности и квалификации. Следует учитывать, что свертывание информации при реферировании неизбежно сопровождается некоторой потерей, поэтому особое значение приобретает правильная оценка референтом содержания первичного материала (в книгах, статьях, документах). Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы потеря в минимальной степени коснулась важных, существенных элементов реферируемого материала.

Референт в ходе работы над темой должен отобрать, прежде всего, ценную и труднодоступную литературу, т.е. подвергнуть реферированию наиболее значительные, а не все произведения, суммирующие в себе особенности той или иной проблемы. А все, что бессодержательно, повторно, ненадежно, неубедительно и не может понадобиться для выяснения проблем по данной теме, должно быть исключено.

Среди основных критериев реферата важное место должны занимать следующие: теоретический уровень, степень разрешения в нем теоретических и практических проблем, например, таких, как актуальность, соответствие главным научным направлениям учебного предмета и требованиям достоверности, оригинальности, полноты информации как базы для возможно правильных выводов.

Важно понимать, что реферирование – многогранный творческий процесс. Он представляет собой краткое суммированное изложение концептуального содержания произведений с отражением основных направлений, аргументов и результатов исследования.

Методика реферирования представляет собой своеобразную технологию оценки и анализа, систему способов, правил и приёмов. Она подчинена необходимости отражать в рефератах концепции, иллюстративный материал, распространённую интерпретацию, выдерживать оптимальный стиль и язык изложения.

К проблемам структуры реферата относятся вопросы о способах передачи содержания оригинала. Их два, в рефератах используются оба:

1) интерпретация,

2) извлечение.

Оптимальность реферата есть соблюдение таких принципов, как адекватность, информативность, краткость, достоверность, практическая полезность.

Адекватность реферата – эквивалентность, краткость и логическая последовательность – концентрированное отражение всего наиболее существенного, содержащегося в оригинале реферируемого текста. Они достигаются путем правильного употребления терминов, экономной структуры предложений и использования терминологической лексики.

Информативность реферата есть передача фактографической информации, отражающей основные положения и выводы первоисточника.

В основе принципа краткости лежит соблюдение лингвистической структуры реферата, включающей большую насыщенность терминологией, высокую степень внутренней нормативности в области синтаксиса, преобладание простых предложений, распространенность перечислений, использование средств лаконизации языка: аббревиатур и неполных предложений.

Достоверность реферата – это правдивость, точность и проверяемость сообщаемых в нем фактов, примеров и выводов, почерпнутых из реферируемого исследования.

Практическая полезность реферата обеспечивается функциями: информативной, индикативной, сигнальной и адресной.

Автор реферата не имеет права на сознательное (умышленное) искажение в исследовании мысли цитируемого автора. Неповторимые особенности реферируемого материала, которые присущи оригиналу, должны передаваться референтом в виде кратких ключевых цитат. Референт должен давать оценку тому, насколько удачно автор (авторы) справился с освещаемой темой. При этом реферирование недопустимо без критического отношения референта к положениям явно ошибочным или заведомо ложным. Референт, не проявляя своих симпатий или антипатий, обязан выражать свою оценку по поводу сомнительных концепций автора (авторов).

В реферате необходимо использовать терминологию. При реферировании недопустимо заменять одни научные термины другими или допускать в изложении неизвестные, сложные термины. Референт обязан давать четкое истолкование приводимых в реферате терминов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.