Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и назначение реферата






Методические рекомендации

По написанию и оформлению реферата

 

 

Южно-Сахалинск


 

Разработчик:

Руководитель научно-методического центра ЮСПК СахГУ /Е.В. Черная/

 

Одобрено научно-методическим советом ЮСПК СахГУ

Председатель НМС ЮСПК СахГУ ___________________/А.А. Крылова/

Протокол № _________ от «_______» «______________________» 20____ г.

 

 


Содержание

Введение. 4

Раздел 1.Общие положения. 7

1.1.Понятие и назначение реферата. 7

1.2.Принципы работы над рефератом.. 8

1.3.Алгоритм действий студента. 10

1.4.Функции преподавателя. 12

Раздел 2.Требования к оформлению структурных частей реферата. 13

2.1.Общая структура и правила оформления реферата. 13

2.2.Правила оформления титульного листа и содержание. 14

2.3.Правила оформления введения. 15

2.4.Правила оформления основной части и заключения. 22

2.5.Правила оформления списка использованной литературы.. 24

2.6.Правила оформления глоссария. 27

2.7.Правила оформления приложения. 27

Раздел 3.Требования к соблюдению научного стиля. 29

3.1.Правила применения языковых конструкций для связи композиционных частей реферата 29

3.2.Требования к написанию числительных. 33

3.3.Правила оформления названий книг, инициалов авторов. 35

3.4.Правила оформления ссылок, сносок, заимствований и цитат. 36

3.5.Правила оформления таблиц. 35

3.6.Правила оформления иллюстративного материала. 38

3.7.Правила компьютерного набора текста. 41

3.8.Характеристика типичных ошибок при написании реферата. 42

3.9.Ошибки, допускаемые при написании основной части. 42

Раздел 4.Порядок оценки и процедура защиты.. 43

4.1.Процедура защиты.. 43

Список использованной литературы.. 44

Приложение 1.Образец оформления титульного листа (очное отделение) 45

Приложение 2.Образец оформления титульного листа (заочное отделение) 46

Приложение 3.Образец составления содержание. 47

Приложение 4.Образец оформления структурных частей реферата. 48

Приложение 5.Образец составления введения. 50

Приложение 6.Варианты оформления общего списка использованной литературы.. 53

Приложение 7.Образец оформления глоссария. 64

Приложение 8.Технические параметры и алгоритм выполнения требований методических указаний 34

Приложение 9.Карта оценки качества выполнения реферата. 61

Приложение 10.Карта оценки качества защиты реферата. 63

Приложение 11.Образец заполнения сводной ведомости оценки качества выполнения реферата 64

Приложение 12.Образец заполнения сводной ведомости оценки качества защиты реферата 64


Введение

 

Согласно требованиям к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование[1], 44.02.02 Преподавание в начальных классах[2], 44.02.03 Педагогика дополнительного образования[3], 39.02.01 Социальная работа[4], 43.02.11 Гостиничный сервис[5], 43.02.10 Туризм[6], выпускники должны обладать рядом общих компетенций (ОК), в частности, «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1), использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5), а также «оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений» (ПК 4.4)[7], «участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования» (ПК 4.5)[8].

Кроме того, введение модульной системы организации учебного процесса привело к сокращению аудиторной нагрузки студентов и увеличению объема часов на самостоятельную работу, что увеличило значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе, с использованием разного рода письменных работ: проектов, эссе, рефератов, тестов и др.

В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе с учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т. д., активному участию в учебно-исследовательской работе. Одним из шагов к решению этих задач является формирование у студентов умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Они служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи. Создание вторичных текстов связано с двумя основными процессами: свертывания и развертывания информации. При свертывании происходит сокращение первичного текста, при котором сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Обратный процесс - развертывание - не просто восполняет сделанные сокращения. Текст при этом дополняется уточнениями, пояснениями, от него протягиваются смысловые " ниточки", связывающие его со всей системой коммуникативных и социокультурных отношений. Таким образом, в процессе развертывания вторичный текст приобретает новые смысловые качества. Именно поэтому вторничные тексты, хотя сами не содержат новой информации, играют важную роль в ее приращении, освоении.

Основными процедурами свертывания первичного текста являются конспектирование, аннотирование, резюмирование. От уровня владения этими способами свертывания информации зависит умение реферировать, поскольку написание реферата включает использование различных процедур свертывания информации.

Цель написания реферата – овладение студентами навыками выполнения самостоятельного научного исследования.

Основными задачами для студентов в процессе работы над рефератом являются следующие:

1) формирование методологической, методической и психолого-педагогической готовности к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;

2) развитие умений самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению теоретического материала;

3) выработка умений логически формулировать и доказательно излагать суждения и выводы, публично их защищать;

4) овладение навыками научного стиля оформления учебно-исследовательской работы;

5) подготовка к выполнению курсовой работы.

Успешность выполнения реферата в значительной степени определяется тем, насколько студент представляет себе основные требования, предъявляемые к его написанию и оформлению. Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь студентам в освоении и соблюдении этих положений.


Раздел 1.Общие положения

Понятие и назначение реферата

 

Реферат, в кратком определении, может быть охарактеризован как сокращенное, связанное и точное изложение основного содержания оригинала. Он является для читателя не сигналом о наличии публикации на определенную тему и кратким перечнем рассматриваемых вопросов, а самостоятельной научной работой, подготовленной референтом, которая способна заменить читателю оригинал, недоступный ему по тем или иным причинам.

Слово «реферат» происходит от латинского – «докладывать», «сообщать». Это слово имеет два значения:

- краткое устное или письменное изложение научной работы, содержание почитанной книги и т.п.;

- доклад на какую-либо тему, основанный на образе литературных, документальных и других источников.

Реферат может быть рассмотрен, таким образом, как научная по содержанию и информационная по форме модель научного (или представляющего по своему содержанию определенный научный интерес) произведения и публикации.

В качестве оригинальной публикации реферат должен обладать следующими основными чертами:

- соответствовать оригиналу,

- замещать его в процессе научной деятельности в качестве источника научной информации,

- выступать как самостоятельный объект научного анализа, носить сигнальный характер.

Следует отметить, что в общественных науках особое значение имеет полнота информации. Автор реферата должен брать в обработку не отдельные факты, а всю их совокупность, без единого исключения и искажения, и, опираясь на них, строить свои выводы. Поэтому реферирование всегда являлось и является специфическим, трудным и очень важным видом работ в сфере информации, для которого характерно сочетание специальных знаний с искусством краткого изложения содержания документа, научной книги или статьи.

Процесс свертывания первичной информации есть, по существу, выделение референтом – в ходе аналитического исследования и обработки этой информации – основного содержания первоисточника, отделение существенного от несущественного в нем. Реферирование есть изложение оригинала, осуществляемое средствами непрямой (от имени автора оригинала), а косвенной (от имени референта) речи. Форма изложения реферативной информации должна исключать возможность ошибочной идентификации позиции референта с взглядами автора оригинальной публикации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.