Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертиза. Разработала Махмутова Л.Г.






Разработала Махмутова Л.Г.

Активное применение экспертизы как специфической процедуры началось со второй половины XX века, когда возникли достаточно сложные задачи, связанные с осознанием непредсказуемости и неопределенности в развитии нелинейных систем. Это потребовало иных подходов к решению, прежде всего, социальных проблем в соответствии с принципом «несовместимости» Л.А. Заде: высокая точность исследования несовместима с большой сложностью объекта. Следовательно, в социальных системах возможности использования строгих методов исследования сравнительно ограничены, на первый план выходят методы не формализованные и слабо формализованные. Подобного рода задачи стали решаться с использованием экспертизы или экспертного метода исследования.

Развитие экспертного метода шло от потребностей практики, появилось большое число типов, классов и видов экспертиз и около 300 методов экспертных оценок [252]. При этом прослеживается отставание общей теории и методологии экспертного метода исследования, в первую очередь, в научно-обоснованной терминологии, классификации, выявлении общих понятий и принципов экспертного исследования.

Рассматривая вопросы экспертизы инновационной деятельности, мы определили, что к ней обращаются, если:

1)на основании известных законов невозможно предсказать поведение системы в будущем;

2)невозможности провести экспериментальную проверку предполагаемого хода процесса;

3)выявлены или наличествуют неопределенные факторы, которые не поддаются контролю;

4)существуют многовариантные пути решения проблемы;

5)недостаточно информации, на основе которой принимается решение.

Именно эти случаи и характеризуют инновационную деятельность.

Разнообразие определений понятия экспертизы, неоднозначность толкования ее сущностных характеристик разными авторами (О.С. Анисимов, С.Г. Баронене, Г.А. Мкртчян, Е.А. Позаченюк, С.С. Татарченкова, B.C. Черепанов, А.Н. Тубельский и др.) говорят о различном понимании ее содержания, функций и места в системе образования,

Проводя анализ подходов к понятию «экспертиза», мы установили, что существуют различия в понимании экспертизы, которая в ряде случаев трактуется

как исследование какого-либо вопроса и его разрешение при помощи специалистов, при этом основной упор делается на исследовательскую функцию экспертизы.

Под экспертизой в общем виде понимают исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний [320, с. 799].

Экспертиза (франц. expertise - доказательство, от лат. expertus - опытный) - исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.п. [323, с. 1532].

В Толковом словаре В.И. Даля экспертиза рассматривается как освидетельствование, проверка, расследование чего-либо экспертами, и заключение их о чем-либо [98, с. 1531].

Экспертиза - исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения, например врачебная экспертиза, бухгалтерская экспертиза [319, с. 575].

В словаре СО. Ожегова исследуемое понятие трактуется как рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для дачи определенного заключения [24 1, с. 797].

В ряде других работ исследователи раскрывают понятие экспертизы через оценивание, показывая тем самым значимость и важность именно этой функции.

Экспертиза - это оценка объектов-вещей и объектов-процессов компетентными людьми (экспертами), необходимая для принятия обоснованных управленческих решений и действий в ситуации неопределенности [244, с. 47].

Педагогическая экспертиза в исследовании С.С. Татарченковой [336, с. 62-64] - это процесс анализа и вынесения оценочных суждений о профессиональной компетентности учителя и с учетом этих позиций - процесс рефлексии его деятельности.

Экспертиза инновационной деятельности в образовании - это оценка состояния, выявляющая общественную значимость инновации, ее потенциал, особенность включения данной инновации в реальную образовательную ситуацию (практику). Экспертиза включает в свои цели определение ценностных оснований инновации, возможных направлений ее движения, форм существования данной инновации и воздействия на ситуацию в реальной практике [268, с. 35].

Во всех этих понятиях выделяется то общее, что их или объединяет или позволяет рассматривать как не противоречащие, а взаимодополняющие подходы к понятию - это обязательное получение информации, ее исследование (анализ), оценка, выработка оптимального решения в виде заключения, при наличии специальных знаний у эксперта (привлеченного специалиста).

Учитывая, что инновационная деятельность многомерна и сложна, именно экспертиза является тем инструментом, который позволяет исследовать и оценить предполагаемые или уже реализованные изменения.

 

В исследованиях, обсуждениях отдельных аспектов экспертизы обращается внимание на целый ряд её функций. Экспертиза нужна для:

- оценки возможных инвестиций и получения объективных данных об эффективности их вложения (А.И. Адамский);

- количественной оценки качества и получения коллективного суждения о педагогическом объекте (B.C. Черепанов);

- поддержки педагогической инициативы, деятельности, проекта (Н.Г. Алексеев, С.Г. Баронене, Р.Б. Стеркина и др.);

- различения и соорганизации разных образовательных практик (О.С. Ани-симов, М.В. Борисова, Л.В. Дмитриева, Г.Н. Прозументова и др.);

- выявления подлинности инноваций (Д.В. Галкин, А.Н. Тубельский и др.);

 

- управления развитием образования (Н.Г. Калашникова, В.Р. Лозинг, Т.В. Сидорина и др.);

- развития способности педагога к рефлексии своего опыта (А.Г. Асмолов, Р.Б. Стеркина и др.);

- поддержки экспертируемого проекта; его совместного анализа экспертом и автором (А.И. Адамский, С.Г. Баронене, Л.В. Дмитриева, А.Н. Тубельский, Г.Н. Прозументова и др.).

Многообразие представлений о функциях экспертизы связано как с ее полипредметностью и полифункциональностью, так и с разворачиванием конкретных практических работ экспертного характера.

Экспертизу характеризуют несколько функций:

- прогностическая. которая позволяет осуществить оценку альтернативных решений в ходе разработки и реализации инновации и выделить наиболее предпочтительные варианты, определить возможности (или невозможности) интеграции инновации в образовательное пространство школы, города, региона (В.М. Полонский, О.С. Анисимов, А.К. Маркова) [13; 201; 255];

- исследовательская создание достаточного многообразия моделей инновационной образовательной практики для последующего их отбора и совершенствования. Эту особенность выделяет также А.Н. Тубельский; «В процессе экспертизы следует, прежде всего, определить наличие самого инновационного процесса, то есть установить, происходит ли движение, изменение содержания образования, поиски нового уклада школьной жизни, средств педагогической работы» [129]. Исследовательский характер экспертизы проявляется в разработке адекватных критериев оценивания и в теоретической реконструкции и осмыслении наблюдаемых инноваций в практической деятельности, и в обнаружении принципиально новых моделей (или элементов) образовательной деятельности, и в определении перспектив развития инновации;

- оиеночная — связана преимущественно с вынесением оценочных суждение относительно осуществляемых инноваций, их результатов, возможностей развития инноваций в массовой практике или уникальности и неповторимости инновационной практики;

- гуманистическая — в ее основе лежит механизм понимания вновь создаваемых уникальных образцов инновационной образовательной практики, раскрытие роли личности педагога [178; с. 386];

- социалъная- предполагающая выявление социальной значимости инновационного опыта для образовательного сообщества (школы, города, региона), расширение сферы профессионального общения (В.Н, Максимова, Л.М. Фридман) [198, с. 368];

- коррекционная - заключающаяся в выработке рекомендаций по трансформации или сохранению управленческих ориентиров при внедрении инновационной деятельности, ее распространении (О.С. Анисимов, А.К. Маркова) [13; с. 201];

- мотиваиионная определение и создание необходимых условий для включения в инновационную деятельность (B.C. Черепанов) [379];

- обучающая - приобщение к поиску, изменениям, исследованиям, эксперименту и формирование профессионально-значимых умений (самодиагностики, самоанализа, рефлексии, концептуализации деятельности) в процессе совместного экспертного анализа (Л.М. Фридман) [368];

- нормативная - функция, обеспечивающая содержательно-процессуальную сторону развития инновационной деятельности в образовании посредством документов, регламентирующих инновационную деятельность, обеспечивающих внедрение новых видов деятельности в реальную образовательную практику. Заключение по результатам экспертизы является нормативным документом, в котором фиксируются основания и условия проведения экспертизы, поставленные на разрешение вопросы и объекты экспертизы, описывается процесс экспертного исследования и установленные экспертом фактические данные;

развивающая, обеспечивающая развитие как субъектов образовательного процесса, так и инновационной практики за счет творческого подхода, позволяющего открывать или осваивать новое;

- консульташюнно-поддерживаюшая. предполагающая консультационную,
научную, методологическую, методическую, материальную, финансовую, ин
формационную и прочую поддержку субъектов образовательного процесса.

В ходе проводимого исследования наряду с определением сущности экспертизы и ее функций стояла задача раскрытия феноменологической сущности экспертизы. Изучение феноменологии экспертизы показало, что она не является однозначной. Экспертизу можно рассматривать как процесс, процедуру, способ, метод и результат оценивания объектов, предметов, процедур, деятельности, результатов.

Экспертиза как процесс может быть охарактеризована со стороны результатов. В этом случае она включает в себя деятельность экспертов (внешняя экспертиза) и самого педагога, управленца (самоэкспертиза), имеет свое содержание, методы, средства и формы. Экспертиза инновационной деятельности как процесс в качестве содержания рассматривает продукты инновационной

 

Экспертиза рассматривается как метод исследования, с помощью которого можно осуществить прогноз, смоделировать ситуацию или процесс, осуществить проверку и оценку. В.М. Полонский указывает на место экспертизы в образовании в качестве метода наряду с экстраполяцией и другими методами: «На современном уровне анализ и оценка тенденций развития в науке, подготовка рекомендации и предпочтительности определенных направлений исследований, распределения ресурсов осуществляется с помощью таких методов, как моделирование, экстраполяция, экспертиза и т.д.» [255]. К такому видению места и функции экспертизы присоединяется другие ученые, занимающиеся исследованиями в области педагогики. С.С. Татарченкова указывает, что «экспертиза или экспертное оценивание—не что иное, как количественная оценка качества, где основным методом является метод экспертной оценки. Тем самым, экспертиза сводится к методу экспертных оценок [336, с. 34].

Ряд авторов (Б.Г. Ананьев, Н.В Кузьмина, Б.В. Скаткин и др.), рассматривая экспертные методы - описательные, оценочные, констатирующие в качестве методов педагогических исследований (теоретических и прикладных), особое внимание уделяют интерпретационным экспертным - генетическому и структурному, поскольку они позволяют решить задачу описания изменяющегося социального объекта и прогнозирования его развития.

Экспертиза может быть охарактеризована как результат оценивания и вынесения суждений, которые представляются в виде заключения с развернутым ответом на основные задачи, которые решались в ходе экспертизы. Например, в чем заключалась инновация, каков ее уровень, каково необходимое ресурсное обеспечение, имеются ли реальные возможности ее реализации в практике и т.п.

 

Раскрывая подходы к экспертизе инновационной деятельности, еще раз подчеркнем, что «инновация - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [63, с. 3]. Приме нительно к образованию инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося, управление, экономику.

В ходе проводимого исследования было предложено следующее определение понятия «экспертиза инноваиионной деятельности в образовании» - исследование, направленное на выявление уровня развития инновационной деятельности и имеющее своим результатом описание способов ее реализации с точки зрения сохранения уникальности и специфичности, а также предложений по корректировке этих способов в направлении развития практики образования.

Экспертиза инновационной деятельности в образовании переживает этап становления. Обозначим те направления, в которых экспертиза может быть осуществлена, и о целях, которые перед ней стоят.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.