Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация экспертизы инновационной деятельности






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             
Теоретическая база Общеметодологическая база   Технологии экспертизы    
   
             
               
  Экспертиза инновационной деятельности          
    Требования к экспертам      
    Требования к организации и процедуре
             
         
        Цели и задачи      
  Типология экспертизы    
       
                     
  Жизненные циклы инновации   Концептуальные подходы к экспертизе  
       
       
  Инновационная деятельность  
             
Теоретическая база   Общеметодологическая база  
                                   

 

Следующий уровень обоснования подходов к экспертизе составляют требования, предъявляемые к экспертам. Эти требования необходимо рас­сматривать как сочетание инвариантной и вариативной составляющих. К инва­риантной составляющей, как обязательной и неизменной, относятся профес­сиональная и квалиметрическая компетентности, к вариативной - знание концептуальных основ экспертизы инновационной деятельности и владение технологиями их реализации (научными школами), а также требования к лич­ностным качествам эксперта.

Учитывая, что в ходе экспертизы инновационной деятельности научное со­циальное знание действует совместно с практическим и повседневным знани­ем, необходимо в процессе экспертизы опираться на две исследовательские программы (см. п. 2.2).

Одна из них - натурализм - намеренно и методически заостряет объектную природу изучаемой реальности, ищет закономерности явлений, использует мо­дель объяснения. Другая программа - культурцентристская - намеренно и ме­тодически заостряет субъектную сторону изучаемого явления, использует мо­дель понимания. Одна из программ анализирует цели и ценности субъекта, другая - выявляет закономерности, которые могли бы привести к достижению этих целей. Признавая стахостический и неоднонаправленный характер буду­щего, необходимы взаимодействие и одновременная работа двух программ. Поле экспертизы расширяется, когда научные формы социального знания, пред­ставленные одновременно двумя исследовательскими программами, начинают взаимодействовать с вненаучным знанием - знанием практическим, приме­няемым в различных областях деятельности, исходя из чего можно делать обо­снованный вывод о необходимости и обязательности в качестве экспертов при­глашать практиков, имеющий опыт работы в образовании и принимавших непосредственное участие в инновационной деятельности в образовании.

В соответствии с представленной схемой 3 можно увидеть, что следующим уровнем обоснования подходов является процедура экспертизы, которая инва­риантна по структуре и вариативна по содержанию.

С учетом оснований, необходимых для организации экспертизы, рассмот­рим структуру экспертной деятельности и обязательные составляющие, входя­щие в данную структуру и их вариативность с учетом специфики инновацион­ной деятельности. Основу структуры экспертизы инновационной деятель­ности, как видно из представленной схемы составляют принципы, на которых базируется экспертиза.

1. Принципы — это нечто первичное (главное), порождающее и определя­ющие все остальное; оба эти значения присутствуют как в латинском его ори­гинале, так и в русском языке [10, с. 59]. Принцип (от лат. principium — начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д. [323, с. 1057].

Существуют различные подходы к определению принципов экспертизы. А.Н. Тубельский за основу при проведении экспертизы демократического уклада жизни школы и инновационных процессов, происходящих в ней, выде­ляет следующие принципы:

- открытости и публичности экспертных действий и решений;

- общественно-государственного и профессионального характера экс­пертизы;

- направленности экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и развитие инновационных практик и эксперимента;

В процессе исследования выявлено, что принципы экспертизы инновацион­ной деятельности в образовании имеют свои особенности. Первая из них связа­на с необходимостью в качестве ведущего принципа рассмотреть принцип гуманитарности.

Принцип гуманитарности. Этот принцип связан, прежде всего, с ценност­ными основаниями и морально-этическими критериями успешности образова­тельной деятельности, переносом акцента на поиск индивидуального, особен­ного, раскрытие субъектное™ инновационной деятельности, использования в процессе экспертизы модели понимания. Принцип характеризует направлен­ность на нестандартное исследование, признание сложности, противоречи­вости, неисчерпаемости человеческого в человеке.

Приниип креативности и гибкости. Этот принцип также является одним из ведущих. Несмотря на то, что экспертиза инновационной деятельности всегда имеет определенную концептуальную основу, фактически в каждом отдельном случае она представляет собой неповторимое сочетание целей, задач, условий, особенностей экспортируемой деятельности и подбора экспертов. Именно в силу особенностей инновационной деятельности организация, процедура и техно­логии экспертирования требуют гибкого, творческого подхода.

Приниип научности. Этот принцип связан с необходимостью опираться в ходе экспертизы на научные основы организации и проведения экспертизы как с точки зрения специфики научных школ, так и методологии и методики экспертной деятельности.

Приниип объективности. В основу принципа положено признание объек­тивного содержания информации об экспортируемом объекте, отражающей объективную действительность. Субъективные моменты совпадают с объек­тивным содержанием, если эксперты, осуществляющие экспортирование, име­ют необходимую теоретическую подготовку и навыки сотрудничества. В прак­тической работе экспертного сообщества следование этому принципу важно в силу того, что оценивание включает множество субъективных факторов, связанных с применением программы экспертирования, выбором диагности­ческих показателей и др. В силу этого субъекту экспертирования необходимо минимизировать действия субъективных факторов (если это не понимающая и дегустационная экспертизы), быть готовы к поиску методик и приемов оцен­ки инновации, обеспечивающих их адекватность образовательным ситуациям.

Приниип детерминизма. Этот принцип утверждает обязательную причин­ную обусловленность всех образовательных явлений, закономерность много­образия связей и отношений между ними. Каждое образовательное явление возникает как результат действия других. Связь между причиной и следствием есть порождение одного образовательного явления другим. Особенностью

применения данного принципа в экспертировании является то, что изучаемые взаимосвязи носят вероятностный, опосредованный, потенциальный, нечеткий характер как результат сложности самого образовательного процесса.

Принцип результативности. Экспортирование должно быть оптималь­ным по затратам, гарантировать достижение определенного результата эксперт­ной деятельности, его эффекгивности, которая определяется правильностью про­гноза, гарантировать заключение эксперта, которое подтверждается в опреде­ленные сроки.

Принцип управляемости. Данный принцип предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса экспертирования инновационной деятельности, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью достижения экспертного мне­ния, адекватного ситуации инновационной деятельности.

Приниип личной ответственности. Каждый эксперт выражает свою лич­ную позицию, давая заключение по результатам экспертизы инновационной деятельности, и, соответственно, несет персональную ответственность за свои действия. Учитывая, что инновации могут быть не только созидающими, но и разрушающими или «показными» (безрезультатными), заключение эксперта, как профессионала имеет решающее значение для поддержания или приоста­новления инновационной деятельности.

После обоснования принципов (оснований], на которых будет осуществ­ляться экспертиза, основной задачей является определение и обоснование про­цедуры проведения экспертизы.

2. Процедура экспертизы. Процедура экспертизы инновационной деятель­ности задается функциональным, мировоззренческим, организационным, объектным и субъектным классификационными направлениями. В каждом конкретном случае определяются цели и задачи, уровень организации, уровень проработки, форма организации, форма деятельности, форма контакта, форма представления материала, способ получения информации, отношение к субъекту и объекту экспертизы и сами объекты экспертизы.

В практике экспертизы инновационной деятельности, если она не про­водится в форме конкурса, процедура экспертизы может быть представлена следующей последовательностью:

- регистрация заявки на экспертную деятельность;

- выбор и согласование экспертной группы;

- согласование сроков проведения экспертизы;

- проведение экспертизы и подготовка экспертного заключения;

- определение возможных последствий реализации инновации в практику. Как и при проведении научного познания, исследования и при подготовке

и проведении оценивания, одним из основных вопросов экспертизы является вопрос целеполагания, определения целей экспертизы. Целью экспертизы инновационной деятельности является оценка какого-либо действия, процесса, случившегося, текущего или который только предполагается, или качества продукта по определенным показателям. В монографии обосновано, что, в со­ответствии с представленной классификацией в п. 2.2, целями экспертизы инновационной деятельности могут являться:

- контроль или констатация некого инновационного факта, действия, результата;

- диагностика или исследование инновационной деятельности или резуль­татов этой деятельности;

- оценка инновационных процессов и продуктов инновационной дея­тельности;

- прогноз развития как самой инновационной деятельности, так и ее влия­ния на другие процессы в образовании;

- формирование или «доращивание» инновации до возможности приме­нения ее в реальной образовательной практике;

- комбинация вышеназванных целей, которая чаще всего и осуществляется в процессе проведения экспертизы, например, прогнозно-диагностические цели, контрольно-оценочные цели, прогнозно-формирующие цели.

При определении целей в нормоконтролирующей экспертизе могут исполь­зоваться как их сочетание, так и отдельно поставленные (определенные) следу­ющие цели - контрольные, оценочные, диагностические. При проведении ква­лифицирующей (интерпретирующей) экспертизы основными целями являются диагностика и оценка. В дегустационной экспертизе приоритетными будут диагностические и прогнозные цели. В понимающей экспертизе основными целями являются прогнозные и формирующие.

3. Объект экспертизы. Объектом экспертизы является инновационная
деятельность (процесс) в образовании или вещественные характеристики
(документы, программы, проекты, описанные результаты и т.п.), описывающие
или подтверждающие саму деятельность или ее результаты. Определяя место
экспертизы в деятельности, выделяют ее объекты: качество предмета, качество
исполнения; качество программы как будущей деятельности. Как показало
наше исследование, в ходе экспертизы инновационной деятельности объект
экспертизы связан со стадией жизненного цикла инновационной деятельности,
на которой осуществляется процесс экспортирования.

4. Предметом экспертизы инновационной деятельности выступают факты и обстоятельства определенного вида, исследуемые с применением специаль­ных знаний и навыков. Например, описанные результаты деятельности, про­дукты деятельности либо сама деятельность (процесс).

5. Средства экспертизы. Средствами экспертизы инновационной деятель­ности выступают сформированные в квалиметрии средства или сложившиеся в результате опыта интуитивные средства. Средства выбираются в зависимости от инновационного цикла (стадии), на которой находится инновация и основных целей, стоящих перед экспертом. В ряде случаев, например, в понимающейи дегустационной экспертизе, сам эксперт является главным средством экспертизы.

6. Формы экспертизы. Как мы уже отмечали в п. 2.2 экспертиза по форме деятельности может быть групповая и индивидуальная, по форме контакта -очная и заочная, по форме представления материала - устная и письменная. Экспертиза инновационной деятельности в большинстве случаев проводится в формах: аудита, организационно-деятельностной игры, идентификации, кон­курса, выставки, смотра. Выбор каждой из форм определяется, исходя из целей и задач экспертизы, но с учетом основного требования, что данная форма наи­более полно и с различных позиций позволит изучить объект и предмет экс­пертизы и дать обоснованное заключение по поставленным целям и задачам.

Экспертиза в форме «аудита» позволяет выявить противоречие между тем, что происходит реально в практике, в ходе осуществления инновационной дея­тельности, и тем, как это осознается, представляется работниками образования.

Экспертиза в форме идентификации позволяет в ходе экспертизы опреде­лять и оценивать инновационную деятельность с точки зрения определенных норм. Здесь экспертиза носит нормативный характер и в этом смысле направ­лена на удержание определенных границ, рамок. Учитывая, что не всякая дея­тельность поддается нормированию, то в качестве нормы могут выступать тра­диции. На основании норм, традиций и определенных стереотипов определяются рамки и критерии оценивания. Важно, чтобы экспертиза, опирающаяся на нормативы, традиции и соответствующие им критерии, была направлена не на псевдоборьбу с радикальными нововведениями, не на поддержку конъюнк­турных проектов, а на проекты, которые позволяют изменять реальную образо­вательную практику.

Экспертиза в форме конкурса. Экспертиза инновационной деятельности всегда «ненорма», и вопрос и значимость заключаются в том, на каких ценнос­тных основаниях основывается эта «ненорма», насколько «ненорма» не нару­шает ценностные устои, не несет опасности, является созидающей, а не разру­шающей. Экспертиза в форме конкурса наряду с вышеназванными целями позволяет осуществить реальную встречу с субъектами, представляющими инновацию, и тем самым оценить понимание и видение инновации самими авторами-разработчиками.

Экспертиза в форме организационно-деятельностной игры (экспертиза процесса). Особенность ОДИ состоит в том, что в ее рамках возможно произ­вести проблематизацию существующих способов и методов мышления и деятельности, «снять» с участников формы организации, в которых они суще­ствуют, и поместить эти способы и формы организации на внешние носители за счет схематизации. Собственно, в этом и состоит прием - ситуация в ее су­щественных характеристиках отчуждается от конкретных людей, объективи­руется и становится предметом анализа и критики, а затем — объектом экспертизы. Направление и способ осуществления изменений формируется в процес­се ОДИ за счет того, что распредмеченным участникам экспертизы дается зада­ние на проектирование своих будущих действий, имитацию их осуществления.

7. Критерии экспертизы. Критерии экспертной оценки определяются в со­ответствии с принципами и целями конкретной экспертизы. Критерий — при­знак, на основании которого производится оценка, определение или классифи­кация чего-либо; мерило оценки. Состав критериев определяется характером педагогических объектов, подлежащих экспертной оценке, наличием или от­сутствием выработанных нормативов, мер эталонов.

О.Е. Лебедев, раскрывая вопросы критериальной оценки инновационных проектов, исходит из того, что непосредственным результатом экспер'газы, как и любой другой исследовательской деятельности, являются знания - новые зна­ния - «описательные», «оценочные», «инструментальные». В качестве непо­средственного результата экспертизы чаще всего рассматриваются оценочные знания. Критериями оценки в таком случае является новизна (идей, способов, результатов), соответствие (техническому заданию, каким-то эталонам), значи­мость (для решения актуальных проблем развития образовательной системы -локальной или любой дугой).

Но в ряде случаев результатом экспертизы может быть и новое знание (новое по сравнению со знанием создателя объекта экспертизы) о характерных чертах объекта экспертизы, прежде всего, о вариативных и инвариантных характеристиках.

Результатом экспертизы может быть и «инструментальное» знание - знание о способах использования опыта, воплощенного в объекте экспертизы [187, с. 25].

Обращаясь к мировой практике, следует отметить, что в качестве критериев инновационных проектов принято учитывать:

- жизнеспособность проекта,

- самовоспроизводимост проекта после окончания стартового финанси­рования,

- эффективность отдачи от сделанных вложений,

- расчет рисков,

- наличие партнерских связей и поддержки извне.

Другой подход к классификации критериев экспортирования представлен на конкурсе инновационных проектов Института «Открытое общество», опи­санный В.И. Слободчиковым;

- общие критерии — те, которые позволяют оценить значимость предлагае­мого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений раз­вития и реформирования образования на разных уровнях его организации;

- специальные критерии - те, которые позволяют оценить компетентность автора и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям;

Значимостью такого же порядка является и степень проработанности структурных элементов проекта.

Следующим специальным критерием является представленная в проекте согласованность структурных частей проекта: рассматриваются ли во взаимо­связи анализ ситуации и описание проблем, которые необходимо решить; концепция, цели и задачи инновационного проекта; цели и задачи проекта и необходимые ресурсы (технологические, организационные, профессиональ­ные, финансовые, материально-технические и т.д.).

Отдельной группой критериев, необходимых для экспертной оценки инно­вационного проекта, являются частные критерии, к которым, в первую оче­редь, относим реалистичность инновационного проекта. Она предполагает со­ответствие идей, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации и имеющимся ресурсам. Другим частным критерием является реализуемость и н-новационного проекта, заключающаяся в наличии, вовлеченности и согласо­ванности действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации. В случае рассмотрения реалистичности инновации предполагается не рассматривать, на сколько реально может суще­ствовать тот или иной инновационный проект, а определить, имеет ли он право быть, как он соотносим с ситуациями будущего, имеется или может ли быть представлен прогноз с пошаговыми действиями, в которых будет осуществляться инновационный проект. Другим критерием инновационной деятельности является ее реализуемость (ресурсное обеспечение), которая рассматривается в соответствии с участниками инновационного проекта. В данном случае возникает необходимость определить круг лиц, вовлеченных в инновационную проектную деятельность, каждому из которых должно быть четко определено свое функциональное место, чем и будет обеспечиваться его включенность в реализацию идеи.

Еще одной характеристикой и частным критерием в экспертизе иннова­ционных проектов выступает инструментальность Гуправляемость) проекта, то есть наличие организационных форм, способов и плана действий по реали­зации проекта.

Ряд авторов в качестве критериев экспертизы или критериальной базы рас­сматривают: уровень инновашонности проекта, гуманитарность проекта. проработанность инновационного проекта, возможность распространения. Под уровнем инновационности проекта понимается новизна данного проекта в современном российском контексте, является ли он оригинальным прелом­лением известного, или в данном проекте отсутствует инновация.

Гуманитарность инновационного проекта заключается в отражении в нем гуманистического мировоззрения или же представлении в проекте разнообраз­ной образовательной среды, или в демократичности инновационного проекта.

Большую значимость имеет критерий возможного распространения пред­ставленной в проекте инновации, так как в данном случае наравне с возможно-

стью распространения инновации определяется и ее уровень - подлежит ли распространение инновации на федеральном, региональном, межрегиональном, местном уровнях, или возможно ее частичное использование, или же иннова­ция не подлежит распространению в связи с экстраординарностью, не пред­ставляет интереса.

Рассмотренные подходы к определению критериальной базы соотнесем с жизненными циклами инновационного развития и этапами разработки ин­новационного проекта (см. табл. 6).

Таблица 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.