Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прямые зарубежные инвестиции и транснациональные корпорации.






Одной из черт современной МЭ явл-ся усиление значения ино инвестиций, в особенности прямых ИИ (ПИИ). В роли прямого инвестора чаще выступают ТНК. Перенос значительной части пр-ва за рубеж, создания там множ-ва филиалов, интегриров-х в единую сеть пр-ва тов-ов и услуг, позволяет ТНК исп-ть рес-сы и конкурентные преимущ-ва многих стран.

Стремление крупных компаний вкладывать капитал за границу, создавая филиалы и дочерние предприятия, может быть объяснено целым рядом причин. Важной особен-ью прямого инвестир-ия, в отличие от портфел-го, явл-ся то, что наряду с доходами на вложенный капитал, прямые инвесторы могут получать дополнит-ые эк-ие выгоды, вытекающие из факта владения решающим голосом в управл-ии предпр-ем. Например, прямой инвестор может в рез-те такого вложения капитала получить доступ к рес-ам или рынкам, кот-ые в противном случае были бы ему недоступны. В этом случае зарубежное инвестир-ие становится важным инструм-ом конкурентной борьбы, когда ТНК, являясь монополистами на внутр-ем рынке страны базирования, стремятся усилить свое монопольное положение путем захвата новых рынков и приобретения контроля над предпр-ми в заруб-ых странах. Кроме того, вложив капитал в недостаточно прибыльное предпр-ие, прямой инвестор может повысить его рентаб-ть и стоим-ть благодаря своим администр-ым способностям, управленч-му опыту или компетентности в других областях. Наконец нестабильность рынка побуждает ТНК в целях минимизации риска диверсифицировать свои активы, в том числе географически.

Главная черта ТНК, наличие заруб.филиалов. В рамках концепции ТНК разработано неск-ко моделей прямых инв-ий:

1) Модель монополист-их преимущ-в, базир-ся на идее, что ино инвестор наход-ся в менее благопр. Ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок, правила игы, несет доп-ые трансп-ые издержки и больше страдает от рисков, поэтому ему нужны доп-ые монополист-ие преимущ-ва перед мест.конкур-ми, за счет кот-х он мог бы получить прибыль.

2) Модель жизненного цикла прод-ии, в соотв с этой моделью, новый продукт проходит 4 стадии жизненного цикла (внедрение, рост, зрелость и спад). М/н цикл впервые начавшей пр-во фирмы, выглядит след. образом: - моноп-ое пр-во и экспорт нового прод-та, -появл-ие аналогич-го прод-та у ино конкур-ов; - выход конкур-ов на рынки третьих стран и сокращ-е эксп-та прод-ии из страны пионера. При усиление угрозы эксп-ту фирма налажив пр-во за рубежом.

3) Модель интернацион-ии опир-ся на идею о том, что внутри большой корпорации м/у ее подразделениями сущ-ет особый внутр. рынок регулируемый руководит-ми корпорации и его филиалом. Счит-ся, что значит часть м/н корпораций осущ-ет свои операции фактически внутри фирмы м/у подраздел-ми больших хоз-х компл-ов называемых ТНК.

4) Марксистская модель базир-ся на постулате избыточного капитала. Монополии ставшие м/н через вывоз прямых инв-ий могут обладать преимущ-ми перед местными произв-ми из-за своей произв-ой, финн-ой и технолог-ой мощи.

5) Эклектическая- вобрала в себя из др. моделей то, что прошло проверку действительностью (особенно из модели монополистич-х преимущ). По этой моделе фирма начинает пр-во тов-ов и услуг за рубежом, потомучто одновременно имеются 3 предпосылки: - фирма обладает преимущ-ми по сравнению с др.фирмами в этой стране; - фирма исп-ет за рубежом некот-ые факторы пр-ва более эффективно чем у себя дома; -ей выгодней исп-ть все эти преимущ-ва самой за рубежом, а не реализ-ть их там через экспорт тов-ов или своих знаний местным филиалам.

Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

На современном этапе стратегия транснациональных корпораций характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. Проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности транснациональных корпораций, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в принимающие страны. Происходит это путем создания в других странах научно-исследовательских центров и технологических парков, а также поглощение местных фирм с высоким инновационным потенциалом. По данным международной статистики удельный вес инноваций, приходящихся на зарубежные филиалы транснациональных корпораций постоянно растет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.