Жигорева М. В.
ДЕТИ
С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В РАЗВИТИИ:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОМОЩЬ
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальностям:
031500 (050712) — Тифлопедагогика; 031600 (050713) — Сурдопедагогика;
031700 (050714) — Олигофренопедагогика; 031800 (050715) —Логопедия;
031900 (050716) — Специальная психология; 032000 (050717) — Специальная
дошкольная педагогика и психология
ACADEMA
Москва
Издательский центр «Академия» 2006
УДК 37.01(075.8) ББК 74.3я73 Ж686
ВВЕДЕНИЕ
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор И.Ю.Левченко; доктор педагогических наук, профессор Н.М.Назарова
Жигорева М. В.
Ж686 Дети с комплексными нарушениями в развитии: педаго- гическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведе- ний / М. В. Жигорева. — М.: Издательский центр «Акаде- мия», 2006. — 240 с.
ISBN 5-7695-2947-4
В учебном пособии обобщен многолетний опыт работы автора в обла- сти обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в раз- витии. Подробно рассматривается модульная система коррекционно-пе- дагогической помощи детям, представлена модель индивидуальной кор- рекционно-педагогической программы обучения; освещаются вопросы ло- гопедии. Особое внимание уделено формированию коммуникативных на- выков, а также роли семьи в оказании помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. Приложение включает программное содержа- ние дисциплины, темы рефератов, вопросы к зачету, а также официаль- ные документы об организации работы с детьми, имеющими сложный
дефект.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по дефектологи- ческим специальностям, может быть использовано специалистами соот- ветствующих учебных учреждений.
УДК 37.01(075.8) ББК 74.3я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Жигорева М.В., 2006
© Образовательно-издательский центр «Академия», 20
© Оформление. Издательский центр «Академия», 2006
Преобразования, происходящие в нашей стране и во всем мире, не могли не затронуть и специальной педагогики. Предопределе- ны они в первую очередь изменившимся отношением к выделе- нию категорий детей с нарушениями в развитии. В частности, к детям, которых нельзя отнести ни к одной из известных катего- рий из-за сочетания различных нарушений первичного характе- ра, т. е. к тем случаям, когда мы имеем дело со сложными наруше- ниями в развитии.
В ряде научных публикаций и нормативных документов «слож- ные нарушения» обозначаются как «комплексные нарушения». В качестве синонима используется также понятие «множествен- ные нарушения», когда выявляются не менее трех первичных де- фектов.
По мере развития специальной педагогики проблема сложных нарушений привлекает все более пристальное внимание отече- ственных, а также зарубежных исследователей таких стран, как США, Голландия, Англия, Польша, Германия и др. Возможность многообразного сочетания нарушений отмечалась еще в середине прошедшего столетия в работах Г.Зондерзорге, Х.Барта (Sonder- sorge H., Barth H., 1963), Ф.Хилла (Hill F., 1971), Д.Фишера (Fischer D., 1992), Я. ван Дайка (Dijk I. van, 1992).
Одним из стратегических направлений современной специаль- ной педагогики является создание единой системы коррекцион- ной помощи детям, имеющим комплексные нарушения. Обуче- ние и воспитание таких детей — сравнительно малоизученная и труднейшая проблема специальной педагогики. Вместе с тем прак- тическая потребность в изучении и определении образовательных возможностей детей со сложными (комплексными) нарушения- ми, а также в разработке системы их социализации исключитель- но велика.
Большой исторический путь развития специальной педагоги- ки создал предпосылки и возможности для обращения к разно- сторонним и углубленным исследованиям в этой области. В своей работе мы опирались на труды таких известных отечествен- ных ученых, как А.В.Апраушев, М.Г.Блюмина, Г.П.Бертынь,
Л.С.Волкова, М.В.Ипполитова, И.Ю.Левченко, Р.И.Лалаева, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова, В.Н.Чулков и др. В содержании данного пособия нашли отражение результаты наших авторских исследований и методические поиски и наработки в коррекционной деятельно- сти с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии, а так- же исследований ряда специальных учебно-образовательных уч- реждений г. Москвы и Московской области.
На основе обобщения данных по изучению различных катего- рий детей с комплексными нарушениями развития представилась возможность разработать коррекционно-педагогические техноло- гии обучения и воспитания. В настоящее время в клинической и психолого-педагогической практике достигнут определенный уро- вень развития программного обеспечения реабилитационной по- мощи детям в основном с отдельными видами сложных наруше- ний, например, создана программа «Воспитание и обучение сла- бослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нару- шениями в развитии» (2003). Существует проект программы вос- питания и обучения слепоглухих дошкольников и учащихся под- готовительного, I —II классов (Мареева Р. А., 1982).
Сложность структуры дефекта и крайняя неоднородность кон- тингента детей, имеющих комплексные нарушения, обусловлива- ют необходимость дальнейших исследований по изучению различ- ных сторон их развития и создания единой научно-практической базы (педагогической, психологической, медицинской), в кото- рой было бы отражено скоординированное взаимодействие специ- алистов разного профиля, направленное на оказание коррекцион- ной психолого-педагогической помощи каждому ребенку, имею- щему сочетание различных отклонений первичного характера. Ука- занными причинами вызвана необходимость углубленного изуче- ния курса «Педагогическая помощь детям с комплексными нару- шениями в развитии» студентами дефектологических факультетов, т.е. будущими педагогами-практиками и, возможно, исследовате- лями. Пособие «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь» отражает содержание данного курса.
В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к кате- гории детей с комплексными нарушениями в развитии, может быть затронут тот или иной анализатор (слух, зрение, опорно- двигательная система), значительно снижены интеллектуальные возможности, уровень развития речи, познавательная деятель- ность, нарушено личностно-эмоциональное развитие. Педагогу не- обходимо четко понимать сущность сложного нарушения, уяс- нить его первопричинность, оценить последствия дефекта. В свою очередь это позволит научно обосновать адекватные педагоги- ческие условия для реализации компенсаторного потенциала ребенка с целью преодоления аномального хода его развития.
Г
Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и высокого профессионализма педагога-дефектолога. Универсальность его знаний и возможностей предопределяется умением ориентиро- ваться в различных отраслях специальной педагогики (олигофре- нопедагогике, логопедии, сурдопедагогике, тифлопедагогике), глу- боким пониманием специальной психологии и определенными сведениями и даже некоторой подготовленностью по ряду меди- цинских дисциплин. Обретение этих качеств становится залогом возможности и успешности интегрального подхода при разработке вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ для детей, имеющих комплексные нарушения в развитии.
Изучение студентами дефектологических факультетов наибо- лее актуальных проблем специальной педагогики, в число кото- рых входят вопросы обучения и воспитания детей с комплексны- ми нарушениями в развитии, несомненно, будет способствовать повышению уровня их профессиональной, теоретической и прак- тической подготовки.
Основная задача пособия — дать студентам, педагогам-дефек- тологам определенный объем научно-теоретических и практиче- ских сведений, обобщающих результаты современных исследова- ний по проблеме сложных нарушений, вооружить их знаниями по организации педагогической помощи детям данной категории. Педагоги должны научиться правильно понимать сущность тех или иных отклонений в развитии ребенка, выступающих во всей со- вокупной сложности их сочетаний. Только при таких условиях по- является возможность более верной организации специального обу- чения этих детей.
Цель нашей работы — ознакомить дефектологов с методологи- ей и практикой изучения структуры сложных нарушений, а также с методами реализации системы коррекционно-педагогической работы с детьми в условиях дошкольных и школьных специаль- ных коррекционных образовательных учреждений.
Предлагаемое пособие по курсу «Педагогическая помощь де- тям с комплексными нарушениями в развитии» состоит из вось- ми разделов. В каждом раскрывается его программное содержа- ние, даются пояснения, на которые следует опираться при само- стоятельном изучении проблемы. В разделах 1 — 3 и 6 для рассмот- рения выделены отдельные темы; материал, представленный в разделах 4, 5, 7 и 8, объединен единой тематической направлен- ностью. Содержание всех разделов соотнесено с требованиями Го- сударственного образовательного стандарта 2005 г.
Нам представлялось необходимым дополнить книгу определен- ными, важными для изучения этой сложной проблемы, материа- лами, которые помещены в приложениях.
Приложение 1 содержит хрестоматийный учебный материал. Обучение детей с комплексными нарушениями в развитии мало-
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В РАЗВИТИИ
Программное содержание
1. Предмет и задачи курса «Педагогическая помощь детям с комплекс- ными нарушениями в развитии».
2. Актуальность данной проблематики.
3. Значение смежных дисциплин для изучения и углубленного пони- мания отклонений в развитии при комплексном нарушении.
Острая необходимость углубленной разработки системы спе- циального образования детей с комплексными нарушениями раз- вития определяется большим количеством детей, имеющих такие нарушения. «Полагают, что дети со сложными нарушениями раз- вития — это редкая статистически малоизученная категория ано- мальных детей. Между тем, согласно данным исследований и на- блюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составля- ют в среднем до 40 % контингента специальных образовательных учреждений»1.
Со времени появления первых публикаций по данной пробле- ме (А.В.Апраушев, Г.П.Бертынь, И.А.Лукашова, А.И.Мещеря- ков, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, И.А.Соколянский, М.Г.Хват- цев и др.)2 накопилось довольно много новых научных данных. И тем не менее все отчетливее проступает скудность информации о существующих формах поддержки и помощи детям, имеющим сочетание двух и более нарушений, что в значительной степени осложняет работу педагогов-практиков.
1 Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями раз- вития // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2001. — С. 333.
2 Перечисляя педагогов и ученых в связи с рассмотрением конкретных во- просов, мы руководствуемся двумя правилами: если даются даты публикаций или исследовательских работ, то перечисление основывается на хронологичес- ком принципе; если даты не приводятся — на алфавитном. — Примеч. ред.
Преобразования, происходящие в последнее десятилетие в раз- личных сферах науки и образования, распространились и на спе- циальную педагогику. Благодаря этому оказались актуальными проблемы, которые еще недостаточно полно осознаются как пе- дагогами и родителями, так и общественностью. Сказанное мож- но в полной мере отнести к проблеме педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития.
Попытаемся разобраться в этом вопросе.
Прежде всего обратим внимание на терминологический ста- тус словосочетания «педагогическая помощь». Согласно словарю С.И.Ожегова (1952), «педагогическая» значит соответствующая требованиям педагогики — науки о воспитании и обучении; «по- мощь» — это содействие кому-нибудь в чем-нибудь, приносящее облегчение («содействие» — деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчать, помочь, поддержать в какой-либо деятельно- сти). Следовательно, «педагогическая помощь» — это особая дея- тельность, обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка. Мы рассматриваем педагогическую деятельность как один из видов социально значимых действий, специально направленных на орга- низацию условий ДЛЯ становления личности ребенка через созда- ние у него и передачу ему образцов (эталонов) умений, норм социального поведения в процессе его взаимодействия с педаго- гом. Особенность педагогической деятельности в конкретном слу- чае воспитаний и обучения детей, имеющих комплексные откло- нения развития* определяется разнообразием нарушений, прояв- ляющихся в весьма сложных сочетаниях, и реализуется специаль- ными средствами коррекции и компенсации, предусматриваю- щими устранение, смягчение этих нарушений.
Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии — область практического применения педагогики, ори- ентированной на повышение социальной компетенции ребенка, т. е. на воспитание и обучение детей с комплексными нарушения- ми развития, которые осуществляются в рамках единого педаго- гического процесса при использовании специальных мер воздей- ствия, направленных на формирование умений и навыков соци- ального поведения. В частности, О. Шпек рассматривает педагоги- ческую помочь глубоко умственно отсталым детям «не как ис- ключительно акцию, т.е. как прямое вмешательство, а как пред- ложение к совместному бытию. Относительно таких детей речь не может идти просто о помощи в достижении результатов, а прежде всего речь идет о возможности жить в безопасности, создаваемо{ ответственностью более сильного (педагога. — Примеч. ред.)»1.
1 Шпек О. Л! °ДИ с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. — М.| 2003. - С. 296.
В контексте приведенного определения мы усматриваем нечто общее, что обусловливает главную позицию педагогической по- мощи детям с комплексными нарушениями в развитии, — это жизненно ориентированный подход при согласованной деятель- ности педагога и ребенка.
Предмет педагогической помощи составляют теория и прак- тика специального образования, которые включают в себя изуче- ние своеобразия развития и обучения человека, имеющего комп- лексный дефект, особенностей его становления и социализации как личности; определение наиболее результативных путей, спо- собов, средств и условий, которые могут обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятель- ности нарушенных органов и формирование личности в целях ее социальной адаптации в обществе.
Цель педагогической помощи детям с комплексными наруше- ниями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.
Можно ли говорить о безупречности уверенности в достиже- нии такой цели детьми со сложными нарушениями развития? На- верное, это нереально. И объясняется прежде всего феноменологи- ческими качествами, которыми наделен каждый ребенок с множе- ственными нарушениями, глубиной и тяжестью отклонений, его потенциальными возможностями и присутствием других много- образных факторов реальной действительности. Задача педагога — выбрать соответствующую тактику помощи, осуществлять и мо- делировать свои действия таким образом, чтобы максимально при- близить ребенка к обозначенной цели, а именно — подготовить его к жизни, сформировать у него навыки и умения для обустрой- ства своего быта, для овладения какой-либо доступной и посиль- ной профессией и т.д.
В общем плане становления человеческой личности существует процесс закономерного изменения, перехода от одного качествен- ного состояния к другому, более совершенному. Известно, что развитие человека обусловлено влиянием внешних (экологичес- ких, социальных, культурных) и внутренних (физиологических, генетических, психических) факторов, их сложным и неповто- римым сочетанием. У детей с комплексными нарушениями на- блюдаются те же этапы психического развития, которые свой- ственны нормальным детям. При этом движущими силами явля- ются противоречия между потребностями и способами их удов- летворения. Эти противоречия вызывают совершенствование спо- собов удовлетворения потребностей, что, в свою очередь, ведет к возникновению у индивида более сложных потребностей. «Зако- номерности психического развития те же, но методы, сама тех-
J
ника педагогического воздействия другие. Они направлены преж- де всего на устранение помех, вызванных комплексным недугом и препятствующих нормальному темпу развития... ребенка, на то, чтобы дать простор реализации у него общечеловеческих законо- мерностей психического развития»1.
Педагогическая помощь исходит из насущных проблем самогог ребенка, имеющего комплексное нарушение развития, и реали-1 зуется с позиций социально-педагогической деятельности, кото- рая определяется как «непрерывный педагогически целесообраз- но организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностя- ми на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспи- тания и социальной помощи»2.
Наибольший опыт коррекционно-педагогической работы на- коплен в отношении слепоглухих детей. Подробная, научно обо- снованная и экспериментально проверенная технология обуче- ния слепоглухих детей позволяет раскрыть потенциал компенса- торного развития ребенка с самых ранних возрастных этапов. Од- нако в настоящее время эта категория детей отличается столь мно- гообразными особенностями, что требует разработки и обоснова- ния программ воспитания и обучения для каждой группы детей, имеющих множественные дефекты.
Дети с комплексными нарушениями развития поступают в раз- личные специальные учреждения, что обусловливает возникно- вение больших проблем с определением содержания педагогиче- ской работы. Обучение таких детей, ориентированное на ведущее нарушение, не может обеспечить в достаточной мере всесторон- ность и полноту образования при сочетании множественных пер- вичных отклонений.
В соответствии с государственными образовательными стандар- тами общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999) обучение детей с комплексными (сложными) нарушениями развития осуществляется дифференцированно. В них указано, что среди неслышащих детей, занимающихся в обычных классах по типовым программам школы для глухих, не могут на- ходиться дети с дополнительными нарушениями в психофизи- ческом развитии (с первичными нарушениями движений, зре- ния, с задержкой психического развития, умственной отстало- стью и др.). По существующему положению для детей со сложны- ми нарушениями организуются вспомогательные классы, классы
1 Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика. — М, 1983. — С. 6.
2 Аксенова Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2001.-С. 196.
для детей с задержкой психического развития, классы для сле- поглухих и др. Обучение ведется в условиях уменьшенной напол- няемости, по особым программам и требует сугубо индивидуаль- ного подхода. В особые группы выделяются слабослышащие дети, которые имеют сочетание двух первичных дефектов: тугоухости и умственной отсталости, тугоухости и задержки психического раз- вития. При совпадении медицинского диагноза и педагогического заключения умственно отсталые слабослышащие дети зачисляют- ся во вспомогательные классы при школах для слабослышащих. Незрячие и слабовидящие дети с задержками психического раз- вития и умственной отсталостью обучаются в специальных клас- сах. Классы комплектуются на основании заключения психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Дети с церебральным параличом (ДЦП), имеющие умствен- ную отсталость разной степени тяжести, в наибольшей мере нуж- даются в создании разноуровневых программ и разработке раз- личных организационных форм обучения. Особое внимание долж- но уделяться предметам коррекционного цикла. Детям с ДЦП, имеющим нарушения слуха и зрения разной степени выраженно- сти, требуются адекватные организационные формы обучения (специальные отделения, классы, группы при школах, интерна- тах), специальные учебные планы и программы.
Для детей, имеющих сложный дефект, например слабослыша- щих или слабовидящих с задержкой психического развития, ум- ственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппа- рата и одновременно страдающих алалией, афазией, ринолали- ей, дизартрией тяжелой степени, что обусловливает глубокое не- доразвитие речи, при наличии соответствующих специалистов, технических условий и медицинского заключения также органи- зуется обучение по индивидуальным программам с полной или частичной интеграцией ребенка в ученический коллектив. Сте- пень интеграции, ее формы и продолжительность определяются врачом, психологом, учителем-логопедом, дефектологом и мето- дическим советом школы.
Учитывая все сказанное, следует признать, что методологи- ческое учение о детях с множественными нарушениями развития находится на стыке разных научных областей: психологии, педа- гогики, ряда дисциплин медицинского блока, социальной педа- гогики. Учебная и воспитательная помощь детям, являясь состав- ной частью единого педагогического процесса, тесно взаимосвя- зана с общей педагогикой, которая определяет цели, задачи, формы, методы обучения и воспитания. В то же время при ис- пользовании научного арсенала общей педагогики уже во время самого процесса оказания педагогической помощи детям с комп- лексными нарушениями вносятся существенные поправки в кон- кретные методики, модернизируются технологии и содержание
обучения с учетом природы и характера нарушений, разрабаты- ваются новые приемы и методы коррекционного воздействия и совершенствуются методики, уже имеющиеся в различных отрас- лях специальной педагогики — тифлопедагогике, сурдопедагоги- ке, олигофренопедагогике и логопедии.
Знание основ общей и специальной психологии, которые рас- крывают природу дефекта, закономерности психического разви- тия ребенка, способствует организации дифференцированного обучения и индивидуального воспитания детей, имеющих комп- лексные нарушения.
Поскольку в основе сложного сочетанного дефекта лежат орга- нические поражения центральной нервной системы (ЦНС), на- рушения сенсорной сферы, а также различные генетические фак- торы, то для их учета и понимания требуются определенные зна- ния из разных областей медицины — невропатологии, анатомии и физиологии ребенка раннего возраста, психопатологии, психи- атрии, генетики человека, офтальмологии, фониатрии, оторино- ларингологии, сурдологии, педиатрии, ортопедии и др.
Прослеживается тесная взаимосвязь с социальными науками, которые охватывают абсолютно все уровни жизненных проявле- ний становления и развития человека.
По отношению к общей системе специального образования коррекционно-педагогическое обучение и воспитание детей с ком- плексными нарушениями развития является интегрированной под- системой, которая обладает рядом качеств: целостностью и един- ством составляющих ее элементов; многомодульностью, опреде- ленной вариативностью.
В настоящее время система коррекционной помощи детям, имеющим комплексные нарушения развития, находится в стадии своего становления. Однако она уже может реализовываться в спе- циальных коррекционных учреждениях, опираясь на различные программы, методические и нормативные материалы и руковод- ство органами управления образованием на различных уровнях.
Задачей научного направления в сфере обучения детей с ком- плексными нарушениями развития является разработка следую- щих основных проблем:
- всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изу- чение лиц с комплексными нарушениями развития;
- выявление и уточнение типологии нарушений анализатор- ных функций и отклонений психического и физического разви- тия;
- изучение объективных закономерностей воспитания и обуче- ния детей, имеющих комплексные нарушения;
- теоретическое обоснование и разработка системы комплекс- ного специально организованного процесса обучения и воспита- ния; •
- разработка научных основ содержания обучения (программ, учебных планов), определение его принципов и методов.
Особое внимание должно уделяться созданию специальных тех- нических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей с комплексными нарушениями развития.
Своеобразие сложных нарушений, в которых сочетаются рас- стройства зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность, на- рушения опорно-двигательной системы,.речевые нарушения, тре- бует глубокого научного обоснования всего процесса дифферен- цированного обучения и воспитания.
Всестороннее изучение особенностей развития таких детей бу- дет способствовать уточнению принципов выделения различных детских категорий, направление детей в особые группы и классы, а также установлению более действенных путей коррекционно- педагогической работы.
Вопросы и задания
1. В чем состоит актуальность проблемы изучения и обучения детей с комплексными нарушениями развития?
2. Раскройте теоретические основы курса «Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития» и выделите наиболее значимые для него связи с другими отраслями знаний.
3. Какие трудности возникают у педагогов-практиков в работе с деть- ми, имеющими комплексные нарушения развития?
Литература
Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика. — М., 1983.
Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2002.
Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особен- ности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989. - № 3.
Клинико-психологическое исследование детей со сложным дефек- том / под ред. М.С.Певзнер, Т.В.Розановой. — М., 1980.
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 2001.
Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально- го развития детей. — М., 1989.
Сурдопедагогика / под ред. Е. Г. Речицкой. — М., 2004.
Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушения- ми развития // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2001.
Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. — М., 2003.
I
РАЗДЕЛ 2
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ
КОМПЛЕКСНЫХ (СЛОЖНЫХ) НАРУШЕНИЙ
В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
ТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
|