Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жигорева М. В.






ДЕТИ

С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В РАЗВИТИИ:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПОМОЩЬ


Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по специальностям:

031500 (050712)Тифлопедагогика; 031600 (050713) — Сурдопедагогика;

031700 (050714) — Олигофренопедагогика; 031800 (050715) —Логопедия;

031900 (050716) — Специальная психология; 032000 (050717)Специальная

дошкольная педагогика и психология

ACADEMA

Москва

Издательский центр «Академия» 2006


УДК 37.01(075.8)
ББК 74.3я73
Ж686


ВВЕДЕНИЕ


Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор И.Ю.Левченко;
доктор педагогических наук, профессор Н.М.Назарова


 

Жигорева М. В.

Ж686 Дети с комплексными нарушениями в развитии: педаго-
гическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведе-
ний / М. В. Жигорева. — М.: Издательский центр «Акаде-
мия», 2006. — 240 с.

ISBN 5-7695-2947-4

В учебном пособии обобщен многолетний опыт работы автора в обла-
сти обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в раз-
витии. Подробно рассматривается модульная система коррекционно-пе-
дагогической помощи детям, представлена модель индивидуальной кор-
рекционно-педагогической программы обучения; освещаются вопросы ло-
гопедии. Особое внимание уделено формированию коммуникативных на-
выков, а также роли семьи в оказании помощи детям с комплексными
нарушениями в развитии. Приложение включает программное содержа-
ние дисциплины, темы рефератов, вопросы к зачету, а также официаль-
ные документы об организации работы с детьми, имеющими сложный

дефект.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по дефектологи-
ческим специальностям, может быть использовано специалистами соот-
ветствующих учебных учреждений.

УДК 37.01(075.8)
ББК 74.3я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Жигорева М.В., 2006

© Образовательно-издательский центр «Академия», 20

ISBN 5-7695-2947-4

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2006


Преобразования, происходящие в нашей стране и во всем мире,
не могли не затронуть и специальной педагогики. Предопределе-
ны они в первую очередь изменившимся отношением к выделе-
нию категорий детей с нарушениями в развитии. В частности, к
детям, которых нельзя отнести ни к одной из известных катего-
рий из-за сочетания различных нарушений первичного характе-
ра, т. е. к тем случаям, когда мы имеем дело со сложными наруше-
ниями в развитии.

В ряде научных публикаций и нормативных документов «слож-
ные нарушения» обозначаются как «комплексные нарушения».
В качестве синонима используется также понятие «множествен-
ные нарушения», когда выявляются не менее трех первичных де-
фектов.

По мере развития специальной педагогики проблема сложных
нарушений привлекает все более пристальное внимание отече-
ственных, а также зарубежных исследователей таких стран, как
США, Голландия, Англия, Польша, Германия и др. Возможность
многообразного сочетания нарушений отмечалась еще в середине
прошедшего столетия в работах Г.Зондерзорге, Х.Барта (Sonder-
sorge H., Barth H., 1963), Ф.Хилла (Hill F., 1971), Д.Фишера
(Fischer D., 1992), Я. ван Дайка (Dijk I. van, 1992).

Одним из стратегических направлений современной специаль-
ной педагогики является создание единой системы коррекцион-
ной помощи детям, имеющим комплексные нарушения. Обуче-
ние и воспитание таких детей — сравнительно малоизученная и
труднейшая проблема специальной педагогики. Вместе с тем прак-
тическая потребность в изучении и определении образовательных
возможностей детей со сложными (комплексными) нарушения-
ми, а также в разработке системы их социализации исключитель-
но велика.

Большой исторический путь развития специальной педагоги-
ки создал предпосылки и возможности для обращения к разно-
сторонним и углубленным исследованиям в этой области.
В своей работе мы опирались на труды таких известных отечествен-
ных ученых, как А.В.Апраушев, М.Г.Блюмина, Г.П.Бертынь,


Л.С.Волкова, М.В.Ипполитова, И.Ю.Левченко, Р.И.Лалаева,
В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова,
Л.И.Тигранова, В.Н.Чулков и др. В содержании данного пособия
нашли отражение результаты наших авторских исследований и
методические поиски и наработки в коррекционной деятельно-
сти с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии, а так-
же исследований ряда специальных учебно-образовательных уч-
реждений г. Москвы и Московской области.

На основе обобщения данных по изучению различных катего-
рий детей с комплексными нарушениями развития представилась
возможность разработать коррекционно-педагогические техноло-
гии обучения и воспитания. В настоящее время в клинической и
психолого-педагогической практике достигнут определенный уро-
вень развития программного обеспечения реабилитационной по-
мощи детям в основном с отдельными видами сложных наруше-
ний, например, создана программа «Воспитание и обучение сла-
бослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нару-
шениями в развитии» (2003). Существует проект программы вос-
питания и обучения слепоглухих дошкольников и учащихся под-
готовительного, I —II классов (Мареева Р. А., 1982).

Сложность структуры дефекта и крайняя неоднородность кон-
тингента детей, имеющих комплексные нарушения, обусловлива-
ют необходимость дальнейших исследований по изучению различ-
ных сторон их развития и создания единой научно-практической
базы (педагогической, психологической, медицинской), в кото-
рой было бы отражено скоординированное взаимодействие специ-
алистов разного профиля, направленное на оказание коррекцион-
ной психолого-педагогической помощи каждому ребенку, имею-
щему сочетание различных отклонений первичного характера. Ука-
занными причинами вызвана необходимость углубленного изуче-
ния курса «Педагогическая помощь детям с комплексными нару-
шениями в развитии» студентами дефектологических факультетов,
т.е. будущими педагогами-практиками и, возможно, исследовате-
лями. Пособие «Дети с комплексными нарушениями в развитии:
педагогическая помощь» отражает содержание данного курса.

В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к кате-
гории детей с комплексными нарушениями в развитии, может
быть затронут тот или иной анализатор (слух, зрение, опорно-
двигательная система), значительно снижены интеллектуальные
возможности, уровень развития речи, познавательная деятель-
ность, нарушено личностно-эмоциональное развитие. Педагогу не-
обходимо четко понимать сущность сложного нарушения, уяс-
нить его первопричинность, оценить последствия дефекта. В свою
очередь это позволит научно обосновать адекватные педагоги-
ческие условия для реализации компенсаторного потенциала
ребенка с целью преодоления аномального хода его развития.


Г


Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и
высокого профессионализма педагога-дефектолога. Универсальность
его знаний и возможностей предопределяется умением ориентиро-
ваться в различных отраслях специальной педагогики (олигофре-
нопедагогике, логопедии, сурдопедагогике, тифлопедагогике), глу-
боким пониманием специальной психологии и определенными
сведениями и даже некоторой подготовленностью по ряду меди-
цинских дисциплин. Обретение этих качеств становится залогом
возможности и успешности интегрального подхода при разработке
вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ
для детей, имеющих комплексные нарушения в развитии.

Изучение студентами дефектологических факультетов наибо-
лее актуальных проблем специальной педагогики, в число кото-
рых входят вопросы обучения и воспитания детей с комплексны-
ми нарушениями в развитии, несомненно, будет способствовать
повышению уровня их профессиональной, теоретической и прак-
тической подготовки.

Основная задача пособия — дать студентам, педагогам-дефек-
тологам определенный объем научно-теоретических и практиче-
ских сведений, обобщающих результаты современных исследова-
ний по проблеме сложных нарушений, вооружить их знаниями по
организации педагогической помощи детям данной категории.
Педагоги должны научиться правильно понимать сущность тех или
иных отклонений в развитии ребенка, выступающих во всей со-
вокупной сложности их сочетаний. Только при таких условиях по-
является возможность более верной организации специального обу-
чения этих детей.

Цель нашей работы — ознакомить дефектологов с методологи-
ей и практикой изучения структуры сложных нарушений, а также
с методами реализации системы коррекционно-педагогической
работы с детьми в условиях дошкольных и школьных специаль-
ных коррекционных образовательных учреждений.

Предлагаемое пособие по курсу «Педагогическая помощь де-
тям с комплексными нарушениями в развитии» состоит из вось-
ми разделов. В каждом раскрывается его программное содержа-
ние, даются пояснения, на которые следует опираться при само-
стоятельном изучении проблемы. В разделах 1 — 3 и 6 для рассмот-
рения выделены отдельные темы; материал, представленный в
разделах 4, 5, 7 и 8, объединен единой тематической направлен-
ностью. Содержание всех разделов соотнесено с требованиями Го-
сударственного образовательного стандарта 2005 г.

Нам представлялось необходимым дополнить книгу определен-
ными, важными для изучения этой сложной проблемы, материа-
лами, которые помещены в приложениях.

Приложение 1 содержит хрестоматийный учебный материал.
Обучение детей с комплексными нарушениями в развитии мало-


           
   
 
 
   
 

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В РАЗВИТИИ

Программное содержание

1. Предмет и задачи курса «Педагогическая помощь детям с комплекс-
ными нарушениями в развитии».

2. Актуальность данной проблематики.

3. Значение смежных дисциплин для изучения и углубленного пони-
мания отклонений в развитии при комплексном нарушении.

Острая необходимость углубленной разработки системы спе-
циального образования детей с комплексными нарушениями раз-
вития определяется большим количеством детей, имеющих такие
нарушения. «Полагают, что дети со сложными нарушениями раз-
вития — это редкая статистически малоизученная категория ано-
мальных детей. Между тем, согласно данным исследований и на-
блюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составля-
ют в среднем до 40 % контингента специальных образовательных
учреждений»1.

Со времени появления первых публикаций по данной пробле-
ме (А.В.Апраушев, Г.П.Бертынь, И.А.Лукашова, А.И.Мещеря-
ков, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, И.А.Соколянский, М.Г.Хват-
цев и др.)2 накопилось довольно много новых научных данных.
И тем не менее все отчетливее проступает скудность информации
о существующих формах поддержки и помощи детям, имеющим
сочетание двух и более нарушений, что в значительной степени
осложняет работу педагогов-практиков.

1 Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями раз-
вития // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2001. —
С. 333.

2 Перечисляя педагогов и ученых в связи с рассмотрением конкретных во-
просов, мы руководствуемся двумя правилами: если даются даты публикаций
или исследовательских работ, то перечисление основывается на хронологичес-
ком принципе; если даты не приводятся — на алфавитном. — Примеч. ред.


Преобразования, происходящие в последнее десятилетие в раз-
личных сферах науки и образования, распространились и на спе-
циальную педагогику. Благодаря этому оказались актуальными
проблемы, которые еще недостаточно полно осознаются как пе-
дагогами и родителями, так и общественностью. Сказанное мож-
но в полной мере отнести к проблеме педагогической помощи
детям с комплексными нарушениями развития.

Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Прежде всего обратим внимание на терминологический ста-
тус словосочетания «педагогическая помощь». Согласно словарю
С.И.Ожегова (1952), «педагогическая» значит соответствующая
требованиям педагогики — науки о воспитании и обучении; «по-
мощь» — это содействие кому-нибудь в чем-нибудь, приносящее
облегчение («содействие» — деятельное участие в чьих-нибудь делах
с целью облегчать, помочь, поддержать в какой-либо деятельно-
сти). Следовательно, «педагогическая помощь» — это особая дея-
тельность, обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка. Мы
рассматриваем педагогическую деятельность как один из видов
социально значимых действий, специально направленных на орга-
низацию условий ДЛЯ становления личности ребенка через созда-
ние у него и передачу ему образцов (эталонов) умений, норм
социального поведения в процессе его взаимодействия с педаго-
гом. Особенность педагогической деятельности в конкретном слу-
чае воспитаний и обучения детей, имеющих комплексные откло-
нения развития* определяется разнообразием нарушений, прояв-
ляющихся в весьма сложных сочетаниях, и реализуется специаль-
ными средствами коррекции и компенсации, предусматриваю-
щими устранение, смягчение этих нарушений.

Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в
развитии
— область практического применения педагогики, ори-
ентированной на повышение социальной компетенции ребенка,
т. е. на воспитание и обучение детей с комплексными нарушения-
ми развития, которые осуществляются в рамках единого педаго-
гического процесса при использовании специальных мер воздей-
ствия, направленных на формирование умений и навыков соци-
ального поведения. В частности, О. Шпек рассматривает педагоги-
ческую помочь глубоко умственно отсталым детям «не как ис-
ключительно акцию, т.е. как прямое вмешательство, а как пред-
ложение к совместному бытию. Относительно таких детей речь не
может идти просто о помощи в достижении результатов, а прежде
всего речь идет о возможности жить в безопасности, создаваемо{
ответственностью более сильного (педагога. — Примеч. ред.)»1.

1 Шпек О. Л! °ДИ с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. — М.|
2003. - С. 296.


В контексте приведенного определения мы усматриваем нечто
общее, что обусловливает главную позицию педагогической по-
мощи детям с комплексными нарушениями в развитии, — это
жизненно ориентированный подход при согласованной деятель-
ности педагога и ребенка.

Предмет педагогической помощи составляют теория и прак-
тика специального образования, которые включают в себя изуче-
ние своеобразия развития и обучения человека, имеющего комп-
лексный дефект, особенностей его становления и социализации
как личности; определение наиболее результативных путей, спо-
собов, средств и условий, которые могут обеспечить коррекцию
физических или психических недостатков, компенсацию деятель-
ности нарушенных органов и формирование личности в целях ее
социальной адаптации в обществе.

Цель педагогической помощи детям с комплексными наруше-
ниями развития заключается в том, чтобы создать условия для
появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или
разрешения проблем и адаптировать его к социальной среде через
процесс воспитания и обучения.

Можно ли говорить о безупречности уверенности в достиже-
нии такой цели детьми со сложными нарушениями развития? На-
верное, это нереально. И объясняется прежде всего феноменологи-
ческими качествами, которыми наделен каждый ребенок с множе-
ственными нарушениями, глубиной и тяжестью отклонений, его
потенциальными возможностями и присутствием других много-
образных факторов реальной действительности. Задача педагога —
выбрать соответствующую тактику помощи, осуществлять и мо-
делировать свои действия таким образом, чтобы максимально при-
близить ребенка к обозначенной цели, а именно — подготовить
его к жизни, сформировать у него навыки и умения для обустрой-
ства своего быта, для овладения какой-либо доступной и посиль-
ной профессией и т.д.

В общем плане становления человеческой личности существует
процесс закономерного изменения, перехода от одного качествен-
ного состояния к другому, более совершенному. Известно, что
развитие человека обусловлено влиянием внешних (экологичес-
ких, социальных, культурных) и внутренних (физиологических,
генетических, психических) факторов, их сложным и неповто-
римым сочетанием. У детей с комплексными нарушениями на-
блюдаются те же этапы психического развития, которые свой-
ственны нормальным детям. При этом движущими силами явля-
ются противоречия между потребностями и способами их удов-
летворения. Эти противоречия вызывают совершенствование спо-
собов удовлетворения потребностей, что, в свою очередь, ведет к
возникновению у индивида более сложных потребностей. «Зако-
номерности психического развития те же, но методы, сама тех-


J


ника педагогического воздействия другие. Они направлены преж-
де всего на устранение помех, вызванных комплексным недугом
и препятствующих нормальному темпу развития... ребенка, на то,
чтобы дать простор реализации у него общечеловеческих законо-
мерностей психического развития»1.

Педагогическая помощь исходит из насущных проблем самогог
ребенка, имеющего комплексное нарушение развития, и реали-1
зуется с позиций социально-педагогической деятельности, кото-
рая определяется как «непрерывный педагогически целесообраз-
но организованный процесс социального воспитания с учетом
специфики развития личности человека с особыми потребностя-
ми на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и
при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспи-
тания и социальной помощи»2.

Наибольший опыт коррекционно-педагогической работы на-
коплен в отношении слепоглухих детей. Подробная, научно обо-
снованная и экспериментально проверенная технология обуче-
ния слепоглухих детей позволяет раскрыть потенциал компенса-
торного развития ребенка с самых ранних возрастных этапов. Од-
нако в настоящее время эта категория детей отличается столь мно-
гообразными особенностями, что требует разработки и обоснова-
ния программ воспитания и обучения для каждой группы детей,
имеющих множественные дефекты.

Дети с комплексными нарушениями развития поступают в раз-
личные специальные учреждения, что обусловливает возникно-
вение больших проблем с определением содержания педагогиче-
ской работы. Обучение таких детей, ориентированное на ведущее
нарушение, не может обеспечить в достаточной мере всесторон-
ность и полноту образования при сочетании множественных пер-
вичных отклонений.

В соответствии с государственными образовательными стандар-
тами общего образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья (1999) обучение детей с комплексными (сложными)
нарушениями развития осуществляется дифференцированно. В них
указано, что среди неслышащих детей, занимающихся в обычных
классах по типовым программам школы для глухих, не могут на-
ходиться дети с дополнительными нарушениями в психофизи-
ческом развитии (с первичными нарушениями движений, зре-
ния, с задержкой психического развития, умственной отстало-
стью и др.). По существующему положению для детей со сложны-
ми нарушениями организуются вспомогательные классы, классы

1 Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика. — М, 1983. — С. 6.

2 Аксенова Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными
возможностями // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. — М.,
2001.-С. 196.


для детей с задержкой психического развития, классы для сле-
поглухих и др. Обучение ведется в условиях уменьшенной напол-
няемости, по особым программам и требует сугубо индивидуаль-
ного подхода. В особые группы выделяются слабослышащие дети,
которые имеют сочетание двух первичных дефектов: тугоухости и
умственной отсталости, тугоухости и задержки психического раз-
вития. При совпадении медицинского диагноза и педагогического
заключения умственно отсталые слабослышащие дети зачисляют-
ся во вспомогательные классы при школах для слабослышащих.
Незрячие и слабовидящие дети с задержками психического раз-
вития и умственной отсталостью обучаются в специальных клас-
сах. Классы комплектуются на основании заключения психолого-
медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Дети с церебральным параличом (ДЦП), имеющие умствен-
ную отсталость разной степени тяжести, в наибольшей мере нуж-
даются в создании разноуровневых программ и разработке раз-
личных организационных форм обучения. Особое внимание долж-
но уделяться предметам коррекционного цикла. Детям с ДЦП,
имеющим нарушения слуха и зрения разной степени выраженно-
сти, требуются адекватные организационные формы обучения
(специальные отделения, классы, группы при школах, интерна-
тах), специальные учебные планы и программы.

Для детей, имеющих сложный дефект, например слабослыша-
щих или слабовидящих с задержкой психического развития, ум-
ственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппа-
рата и одновременно страдающих алалией, афазией, ринолали-
ей, дизартрией тяжелой степени, что обусловливает глубокое не-
доразвитие речи, при наличии соответствующих специалистов,
технических условий и медицинского заключения также органи-
зуется обучение по индивидуальным программам с полной или
частичной интеграцией ребенка в ученический коллектив. Сте-
пень интеграции, ее формы и продолжительность определяются
врачом, психологом, учителем-логопедом, дефектологом и мето-
дическим советом школы.

Учитывая все сказанное, следует признать, что методологи-
ческое учение о детях с множественными нарушениями развития
находится на стыке разных научных областей: психологии, педа-
гогики, ряда дисциплин медицинского блока, социальной педа-
гогики. Учебная и воспитательная помощь детям, являясь состав-
ной частью единого педагогического процесса, тесно взаимосвя-
зана с общей педагогикой, которая определяет цели, задачи,
формы, методы обучения и воспитания. В то же время при ис-
пользовании научного арсенала общей педагогики уже во время
самого процесса оказания педагогической помощи детям с комп-
лексными нарушениями вносятся существенные поправки в кон-
кретные методики, модернизируются технологии и содержание


обучения с учетом природы и характера нарушений, разрабаты-
ваются новые приемы и методы коррекционного воздействия и
совершенствуются методики, уже имеющиеся в различных отрас-
лях специальной педагогики — тифлопедагогике, сурдопедагоги-
ке, олигофренопедагогике и логопедии.

Знание основ общей и специальной психологии, которые рас-
крывают природу дефекта, закономерности психического разви-
тия ребенка, способствует организации дифференцированного
обучения и индивидуального воспитания детей, имеющих комп-
лексные нарушения.

Поскольку в основе сложного сочетанного дефекта лежат орга-
нические поражения центральной нервной системы (ЦНС), на-
рушения сенсорной сферы, а также различные генетические фак-
торы, то для их учета и понимания требуются определенные зна-
ния из разных областей медицины — невропатологии, анатомии
и физиологии ребенка раннего возраста, психопатологии, психи-
атрии, генетики человека, офтальмологии, фониатрии, оторино-
ларингологии, сурдологии, педиатрии, ортопедии и др.

Прослеживается тесная взаимосвязь с социальными науками,
которые охватывают абсолютно все уровни жизненных проявле-
ний становления и развития человека.

По отношению к общей системе специального образования
коррекционно-педагогическое обучение и воспитание детей с ком-
плексными нарушениями развития является интегрированной под-
системой, которая обладает рядом качеств: целостностью и един-
ством составляющих ее элементов; многомодульностью, опреде-
ленной вариативностью.

В настоящее время система коррекционной помощи детям,
имеющим комплексные нарушения развития, находится в стадии
своего становления. Однако она уже может реализовываться в спе-
циальных коррекционных учреждениях, опираясь на различные
программы, методические и нормативные материалы и руковод-
ство органами управления образованием на различных уровнях.

Задачей научного направления в сфере обучения детей с ком-
плексными нарушениями развития является разработка следую-
щих основных проблем:

- всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изу-
чение лиц с комплексными нарушениями развития;

- выявление и уточнение типологии нарушений анализатор-
ных функций и отклонений психического и физического разви-
тия;

- изучение объективных закономерностей воспитания и обуче-
ния детей, имеющих комплексные нарушения;

- теоретическое обоснование и разработка системы комплекс-
ного специально организованного процесса обучения и воспита-
ния; •


- разработка научных основ содержания обучения (программ,
учебных планов), определение его принципов и методов.

Особое внимание должно уделяться созданию специальных тех-
нических средств, способствующих расширению компенсаторных
возможностей детей с комплексными нарушениями развития.

Своеобразие сложных нарушений, в которых сочетаются рас-
стройства зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность, на-
рушения опорно-двигательной системы,.речевые нарушения, тре-
бует глубокого научного обоснования всего процесса дифферен-
цированного обучения и воспитания.

Всестороннее изучение особенностей развития таких детей бу-
дет способствовать уточнению принципов выделения различных
детских категорий, направление детей в особые группы и классы,
а также установлению более действенных путей коррекционно-
педагогической работы.

Вопросы и задания

1. В чем состоит актуальность проблемы изучения и обучения детей с
комплексными нарушениями развития?

2. Раскройте теоретические основы курса «Педагогическая помощь
детям с комплексными нарушениями развития» и выделите наиболее
значимые для него связи с другими отраслями знаний.

3. Какие трудности возникают у педагогов-практиков в работе с деть-
ми, имеющими комплексные нарушения развития?

Литература

Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика. — М., 1983.

Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития //
Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2002.

Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особен-
ности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. —
1989. - № 3.

Клинико-психологическое исследование детей со сложным дефек-
том / под ред. М.С.Певзнер, Т.В.Розановой. — М., 1980.

Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,
2001.

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально-
го развития детей. — М., 1989.

Сурдопедагогика / под ред. Е. Г. Речицкой. — М., 2004.

Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушения-
ми развития // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. —
М., 2001.

Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. —
М., 2003.


I

РАЗДЕЛ 2

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ

КОМПЛЕКСНЫХ (СЛОЖНЫХ) НАРУШЕНИЙ

В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.