Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. 1. О распространенности комплексных нарушений в развитии






Программное содержание

1. Обзор исследований о распространенности сложных нарушений.

2. Некоторые данные изучения детей с комплексными нарушениями
развития.

Высокий уровень современных технологий по изучению разви-
тия детей различных категорий позволяет выделить более 20 ви-
дов сложных и множественных нарушений, в которых могут быть
представлены сочетания первичных сенсорных, двигательных,
речевых, эмоциональных нарушений друг с другом, а также соче-
тания всех этих дефектов с умственной отсталостью разной степе-
ни (Т.А.Басилова, 2002).

По данным Т.В.Розановой (2003), у 20 —35 % глухих и слабо-
слышащих детей наблюдается первичная задержка психического
развития, обусловленная недостаточностью центральной нервной
системы. Дети, страдающие церебральным параличом, составля-
ют 3 — 3, 5% популяции детей с проблемами слуха.

Рассматривая вопрос о распространенности дополнительных
нарушений (у умственно отсталых детей), О.Шпек ссылается на
исследования Г.Зондерзорге, Х.Барта (1963), Ф.Хилла (1971). Эти
авторы приходят к заключению, что умственную отсталость в боль-
шинстве случаев следует квалифицировать как многообразное на-
рушение. Подтверждают это также работы М.С.Липман. Согласно
этому исследованию у 26, 11 % умственно отсталых детей выявля-
ется одно дополнительное нарушение, у 39, 3 % — два, у 19, 8 % —
три, у 2, 6% — четыре, только у 11, 9% (Lipmann M.S., 1979) не
обнаружено дополнительных нарушений.

Э.Фишер (Fisher E., 1992), изучая наличие «множественных
нарушений» у учащихся 41-й вспомогательной школы в земле
Рейнланд-Пфальц, обнаружил такие нарушения у 11, 5 % из 1981
обследованного, причем как «дополнительные» рассматривались


только определенные физические и сенсорные нарушения. Они
распределились следующим образом: телесные нарушения у 76 %
детей, нарушения зрения — у 23 %, нарушения слуха — у 12, 8 %.

Одним из самых распространенных нарушений в структуре ком-
плексного дефекта является речевая патология. Так, от 40 до 60 %
младших умственно отсталых школьников имеют нарушения фо-
нетической стороны речи (Каше Г.А., 1957; Орлова Д.И., 1967).
Поданным Р.И.Лалаевой (2001), у 65 —70%. умственно отсталых
первоклассников обнаруживается дислексия.

Сложные по характеру выраженности речевые нарушения на-
блюдаются у детей с дефектами зрения, среди которых подобные
расстройства нарушения встречаются значительно чаще, чем сре-
ди зрячих (Волкова Л. С, 1989).

Ребенок с комплексными нарушениями развития — явление
чрезвычайно сложное. Чтобы эффективно управлять его развити-
ем и положительно воздействовать на формирование необходи-
мых для жизнедеятельности в обществе умений, навыков, опти-
мизируя тем самым социальный потенциал личности в целом,
специалисту необходимо глубокое знание и структуры дефекта, и
психологических особенностей этих детей.

С целью изучения популяции детей с комплексными и ослож-
ненными нарушениями развития, посещающих различные спе-
циальные учреждения, и более наглядного раскрытия компонен-
тов, составляющих структуру нарушения, нами было проведено
исследование в некоторых специальных школах (2005).

Анализ его результатов представлен в таблице 1.

Как видно из представленных в таблице материалов, практи-
чески во всех специальных учреждениях, ориентированных на
обучение и воспитание детей с определенным отклонением в раз-
витии, обнаруживаются случаи комплексных нарушений, пред-
ставленные двумя и более дефектами. Кроме того, выявляются
дети с осложненными нарушениями.

У большей части воспитанников с сенсорными нарушениями
фиксируются также дополнительные интеллектуальные наруше-
ния (17, 4 и 35, 3 %). Для детей с интеллектуальными нарушениями
в основном характерны речевые расстройства (47, 4%) и наруше-
ния опорно-двигательной системы (23, 7 %). При речевых наруше-
ниях чаще всего встречаются задержки психического развития
(46, 3 %) и осложненные дефекты (53, 7 %). В структуре нарушения
детей с ДЦП отмечаются весьма различные расстройства.

Как показывает практика, комплексные нарушения могут иметь
дополнительные не ярко выраженные отклонения, которые ос-
ложняют структуру самого комплексного нарушения. Однако в силу
большой вариативности сочетаний дефектов каждый случай тре-
бует индивидуального описания, что сопряжено с определенны-
ми трудностями. В таблице 1 осложненные комплексные наруше-


Т




 


ния не представлены, однако их необходимо учитывать в коррек-
ционной работе.

Далее будут подробно описаны особенности детей, относящихся
к наиболее изученным категориям комплексных нарушений раз-
вития.

ТЕМА 3.2. ДЕТИ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.