Тема 3. 1. О распространенности комплексных нарушений в развитии
Программное содержание
1. Обзор исследований о распространенности сложных нарушений.
2. Некоторые данные изучения детей с комплексными нарушениями развития.
Высокий уровень современных технологий по изучению разви- тия детей различных категорий позволяет выделить более 20 ви- дов сложных и множественных нарушений, в которых могут быть представлены сочетания первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений друг с другом, а также соче- тания всех этих дефектов с умственной отсталостью разной степе- ни (Т.А.Басилова, 2002).
По данным Т.В.Розановой (2003), у 20 —35 % глухих и слабо- слышащих детей наблюдается первичная задержка психического развития, обусловленная недостаточностью центральной нервной системы. Дети, страдающие церебральным параличом, составля- ют 3 — 3, 5% популяции детей с проблемами слуха.
Рассматривая вопрос о распространенности дополнительных нарушений (у умственно отсталых детей), О.Шпек ссылается на исследования Г.Зондерзорге, Х.Барта (1963), Ф.Хилла (1971). Эти авторы приходят к заключению, что умственную отсталость в боль- шинстве случаев следует квалифицировать как многообразное на- рушение. Подтверждают это также работы М.С.Липман. Согласно этому исследованию у 26, 11 % умственно отсталых детей выявля- ется одно дополнительное нарушение, у 39, 3 % — два, у 19, 8 % — три, у 2, 6% — четыре, только у 11, 9% (Lipmann M.S., 1979) не обнаружено дополнительных нарушений.
Э.Фишер (Fisher E., 1992), изучая наличие «множественных нарушений» у учащихся 41-й вспомогательной школы в земле Рейнланд-Пфальц, обнаружил такие нарушения у 11, 5 % из 1981 обследованного, причем как «дополнительные» рассматривались
только определенные физические и сенсорные нарушения. Они распределились следующим образом: телесные нарушения у 76 % детей, нарушения зрения — у 23 %, нарушения слуха — у 12, 8 %.
Одним из самых распространенных нарушений в структуре ком- плексного дефекта является речевая патология. Так, от 40 до 60 % младших умственно отсталых школьников имеют нарушения фо- нетической стороны речи (Каше Г.А., 1957; Орлова Д.И., 1967). Поданным Р.И.Лалаевой (2001), у 65 —70%. умственно отсталых первоклассников обнаруживается дислексия.
Сложные по характеру выраженности речевые нарушения на- блюдаются у детей с дефектами зрения, среди которых подобные расстройства нарушения встречаются значительно чаще, чем сре- ди зрячих (Волкова Л. С, 1989).
Ребенок с комплексными нарушениями развития — явление чрезвычайно сложное. Чтобы эффективно управлять его развити- ем и положительно воздействовать на формирование необходи- мых для жизнедеятельности в обществе умений, навыков, опти- мизируя тем самым социальный потенциал личности в целом, специалисту необходимо глубокое знание и структуры дефекта, и психологических особенностей этих детей.
С целью изучения популяции детей с комплексными и ослож- ненными нарушениями развития, посещающих различные спе- циальные учреждения, и более наглядного раскрытия компонен- тов, составляющих структуру нарушения, нами было проведено исследование в некоторых специальных школах (2005).
Анализ его результатов представлен в таблице 1.
Как видно из представленных в таблице материалов, практи- чески во всех специальных учреждениях, ориентированных на обучение и воспитание детей с определенным отклонением в раз- витии, обнаруживаются случаи комплексных нарушений, пред- ставленные двумя и более дефектами. Кроме того, выявляются дети с осложненными нарушениями.
У большей части воспитанников с сенсорными нарушениями фиксируются также дополнительные интеллектуальные наруше- ния (17, 4 и 35, 3 %). Для детей с интеллектуальными нарушениями в основном характерны речевые расстройства (47, 4%) и наруше- ния опорно-двигательной системы (23, 7 %). При речевых наруше- ниях чаще всего встречаются задержки психического развития (46, 3 %) и осложненные дефекты (53, 7 %). В структуре нарушения детей с ДЦП отмечаются весьма различные расстройства.
Как показывает практика, комплексные нарушения могут иметь дополнительные не ярко выраженные отклонения, которые ос- ложняют структуру самого комплексного нарушения. Однако в силу большой вариативности сочетаний дефектов каждый случай тре- бует индивидуального описания, что сопряжено с определенны- ми трудностями. В таблице 1 осложненные комплексные наруше-
Т
ния не представлены, однако их необходимо учитывать в коррек- ционной работе.
Далее будут подробно описаны особенности детей, относящихся к наиболее изученным категориям комплексных нарушений раз- вития.
ТЕМА 3.2. ДЕТИ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ,
|