Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы для международной интеграции бизнеса






Тема 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БИЗНЕСА

Вопросы лекции

1. Основы для международной интеграции

2. Корпоративные структуры

3. Многонациональная компания

4. Финансово-промышленные группы

3. Холдинги и альянсы

Основы для международной интеграции бизнеса

Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН, БРИКС и др.).

ЕС – Европе́ йский сою́ з (Евросою́ з) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств[1].

Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16, 6 трлн долларов) по номинальному значению и около 19 % (16, 1 трлн долларов) – по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.

Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

Девятнадцать стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, Большой семёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС – международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других – осуществляются посредством переговоров между государствами-членами.

Институты ЕС включают в себя Европейский совет, Европейскую комиссию (правительство), Совет Европейского союза (официальное название – Совет, обычно упоминается как Совет министров), Суд Европейского союза, Европейскую счётную палату, Европейский центральный банк и Европейский парламент. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС. В 2012 году Европейскому союзу присуждена Нобелевская премия мира.

НАФТА[2] – Североамериканская зона свободной торговли – соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).

Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

В сентябре 1988 году после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.

В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части – Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10, 3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

· географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

· тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;

· растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;

· усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:

· снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;

· создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

· привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

· обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

· создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

· установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

АСЕАН[3] – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министрами иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в г. Джакарта и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван, 9 января 2013 года бывший заместитель министра иностранных дел Вьетнама Ле Лыонг Минь стал новым генсекретарём данной организации, сменив на этом посту Сурина Питсувана, срок полномочий составляет 5 лет.). Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор[1]. На данный момент статус наблюдателя имеют Папуа – Новая Гвинея и Восточный Тимор.

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4, 5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает:

§ Совместную декларацию о партнёрстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа);

§ Совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия);

§ Совместную декларацию лидеров России и Ассоциации о развитом и всеобъёмлющем партнёрстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия);

§ межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.).

§ Комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур).

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

§ установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

§ ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

§ поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели

БРИКС[4] (англ. BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) – группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них как мощной и развивающейся экономики, так и большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия – 7-я экономика мира по паритету ВВП, богата сельскохозяйственной продукцией, близка к положению великих держав;

Россия – 5-я-6-я экономика мира по паритету ВВП, богата минеральными ресурсами, имеет крупнейшую в мире территорию, одна из двух крупнейших в мире ядерных держав, энергетическая сверхдержава, одна из потенциальных сверхдержав.

Индия – 3-я экономика мира по паритету ВВП, дешёвые интеллектуальные ресурсы, одна из двух стран с более чем миллиардным населением, ядерная держава, близка к положению великих держав;

Китай – 1-я экономика мира по паритету ВВП и 1-ый в мире экспортёр («мировая фабрика»), обладатель крупнейших в мире валютных резервов, имеет крупнейшее в мире население, ядерная держава, великая держава;

Южно-Африканская республика – 25-я-29-я экономика мира по паритету ВВП, разнообразные природные ресурсы, главная африканская региональная держава.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.

Эксперты утверждают, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15, 435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.

Однако эксперты не утверждали, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества – главным образом ради влияния на положение США в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из США – такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.[

Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровнях постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.

Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание, либо за рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание корпоративных структур различной степени интегрированности – одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.

Современная мировая экономика характеризуется рядом тенденций. Одной из важнейших из них, как показано выше, является глобализация. Это создает особый экономический фон, который способствует международной интеграции бизнеса.

Экономический фон – это основные условия тенденции, достижения и недостатки, сложившиеся в экономике.

Можно выделить четыре основных фактора экономического фона современного международного бизнеса. Рассмотрим их.

1. Конкурентная борьба.

Международная конкуренция между компаниями и странами за ресурсы и рынки сбыта идет с возрастающей интенсивностью. В этот процесс втягивается не только хозяйственная деятельность, но и международное право, политика даже культура. Навязывая свои культурные ценности, богатые страны пытаются распространить и собственные методы хозяйствования.

2. Межгосударственные союзы.

Страны-соседи, расположенные в одном регионе, имеющие взаимосвязанную историю и культуру, постоянно создают и развивают различные межгосударственные союзы. Их целью, в том числе, являются достижение экономических преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке.

Наиболее крупными межгосударственными союзами современного мира являются:

· Организация объединенных наций (ООН) – создана в 1945г., объединяет 185 государств;

· Европейский Союз – создан в 1951г., объединяет 27 стран Европы (ЕС – 27);

· Международный валютный фонд (МВФ) – создан в 1945г., объединяет 180 государств;

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – создан в 1945г., включает 180 государств;

· Всемирная торговая организация (ВТО) – создана в 1995г., включает 130 государств;

· Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – создана в 1994г. на базе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, включает 67 государств;

· Организация Североатлантического договора (НАТО), создана в 1949г., включает 31 государство;

· Организация Американских государств (ОАГ) – создана в 1948г., включает 35 государств;

· Лига арабских государств (ЛАГ) – создана в 1945г., включает 22 государства;

· Союз Независимых Государств (СНГ) – создан после распада СССР в результате договора между его бывшими союзными республиками в 1991г., включает 12 государств;

· Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – создана в 1961г., включает 29 государств;

· Лига арабских государств (ЛАГ) – создана в 1945г., включает 22 государства;

· Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – создана в 1967г., включает 7 государств;

· Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) – создан в 1989г., включает 21 государство.

3. Снижение роли отдельных национальных экономик.

Глобализация существенно подняла роль межнациональных корпораций, которые являются лидерами на своих сегментах рынка по уровню технологий и качеству товаров и услуг. Это естественным образом ослабило роль экономик отдельных стран на международном рынке.

4. Рост интеграции хозяйственной деятельности на уровне компаний.

Постоянное возрастание международной конкуренции вынуждает компании искать пути сотрудничества и объединения потенциалов в борьбе за выживание, либо за рыночную устойчивость. Деловые партнерские отношения между компаниями из разных стран, но близкими по характеру деятельности, вызваны объективной необходимостью. Поэтому бурный рост партнерских межнациональных отношений отличает стратегию современных компаний в последние десятилетия. И это не зависит от государственной экономической политики.

Международной интеграции бизнеса активно способствуют собственно экономические факторы. Основных из них три: бурный рост информационных технологий, преодоление таможенных барьеров, рост значения Всемирной торговой организации (ВТО). Рассмотрим эти факторы, которые, в отличие от фона (косвенных), являются прямыми экономическими.

Бурный рост информационных технологий связан с активным развитием компьютерной техники, Интернет-сети и телекоммуникаций. Все это привело к резкой интенсификации обмена знаниями по самому широкому кругу вопросов. Результатами этих процессов стали:

– свободный обмен идеями и технологиями между странами и людьми, в том числе разных национальностей;

– распространение знаний о зарубежных товарах, особенно о лучших образцах;

– координация международного менеджмента, распространение по всему миру современных образцов эффективного управления.

Преодоление таможенных барьеров как второй фактор интеграции связан со становлением международного рынка товаров и услуг. Правительства подавляющего большинства стран последовательно снижают таможенные препятствия по отношению к инвестициям и торговле.

Мягкая таможенная политика способствует следующему:

– открывает новые зарубежные рынки для ведущих национальных компаний;

– стимулирует внешнеторговую деятельность;

– активизирует привлечение прямых зарубежных инвестиций.

Рост значения Всемирной торговой организации выступает третьим экономическим фактором международной интеграции. Международные соглашения создают организационную и правовую основу для сотрудничества, способствуют тенденциям к производственной унификации и технологическому взаимопроникновению национальных экономик.

Результатом деятельности ВТО и других экономических международных соглашений стало:

– образование единого мирового рынка товаров и услуг;

– возникновение единого мирового рынка капиталов и финансов;

– развитие единого мирового рынка трудовых ресурсов;

– создание Европейского монетарного союза и введение новой денежной единицы – «евро».

Евро как денежное платежное средство было введено в Европе в 1999 году. В данное соглашение о переходе на новую денежную единицу вошли 11 государств ЕС.

Миграция рабочей силы в Европе сильно изменила национальные рынки трудовых ресурсов многих стран. Наряду с положительными аспектами возникли и серьезные проблемы, связанные со сравнительно низким жизненным уровнем мигрантов и сложностями их адаптации в новую культуру и образ жизни. В результате, например, во Франции в 2006 году прокатилась волна погромов по пригородам крупных городов.

Новые страны Евросоюза (Польша, Латвия, Литва, Эстония) после вступления в ЕС столкнулись с новой проблемой – интенсивной миграцией трудовых ресурсов, особенно молодежи, в страны Запада.

Посредством международной интеграции компании достигают следующие цели:

1. Доступ к новым рынкам, главным образом через своих зарубежных партнеров. При этом происходит:

– преодоление государственных торговых и таможенных барьеров;

– активизация движения зарубежных инвестиций.

2. Доступ к новым ресурсам в странах-партнерах. Виды ресурсов могут быть самыми разнообразными – трудовые, природные, финансовые, технологические, информационные, материальные, организационные и др.

3. Достижение конкурентных преимуществ на новом рынке. Это происходит благодаря следующим явлениям:

– смягчение конкуренции с помощью зарубежного партнера;

– опора на сильные стороны партнера;

– роли своих слабых сторон за счет повышения значимости сильных.

4. Рост производства за счет снижения затрат, увеличения экономики и повышения прибыли. Происходит это посредством следующих действий:

– использования новых возможностей, появившихся в результате интеграции;

– рационализации к модернизации производственных и вспомогательных процессов;

– экономии непрямых расходов за счет их объединения с новыми партнерами.

5. Снижение рисков путем приобретения новых устойчивых форм деятельности. При этом возникают следующие положительные явления:

– выход на перспективные зарубежные рынки;

– опора на новых иностранных партнеров;

– установление разнообразных каналов сбыта;

– диверсификация операций – проникновение в другие отрасли производства, расширение ассортимента.

Таким образом, международная интеграция выступает стратегической целью и путем обретения устойчивости компаний в бурном мире бизнеса.

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие формы международной кооперации, к числу которых относятся:

• лицензионный договор – использование авторского права, товарного знака, патента;

• сопроизводство – изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;

• контракт-менеджмент – передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;

• франчайзинг – выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;

• стратегический альянс – формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения «эффекта масштаба», либо с другими целями;

• совместное предприятие – одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;

• многонациональная компания – наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/ или других способах корпоративного контроля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.