Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение баллов при сдаче художественных текстов






Название произведения Количество баллов (34)
1. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии флоренской земли»  
2. Феофан Прокопович. «Владимир», «Епиникион», «Плачет пастушок в долгом ненастии», «Слова» (по хрест.)  
3. Кантемир А.Д. «К уму своему», «Филарет и Евгений», «К музе своей», «О воспитании», «Петрида»  
4. Тредиаковский В.К. «Стихи похвальные России», «Стихи похвальные Парижу», «Езда в остров Любви», «Тилемахида» (фрагменты), «Ворон и Лисица». 1, 5
5. Ломоносов М.В. «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны», «Утреннее…» и «Вечернее размышление о Божием Величестве…», «Письмо о пользе Стекла», «Гимн бороде», «Разговор с Анакреоном», «Я памятник бессмертия себе воздвигнул…», «Письмо о правилах российского стихотворства», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»  
6. Сумароков А.П. «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец», «О благородстве» 2, 5
7. Херасков М.М. «Россиада» (по хрест.), «Богатство», «Злато», «Знатная порода» 1, 5
8. Майков В.И. «Елисей, или Раздраженный Вакх» 1, 5
9. Богданович И.Ф. «Душенька» 1, 5
10. Лукин В.И. «Мот, любовью исправленный»  
11. Фонвизин Д.И. «Бригадир», «Недоросль», «Послание слугам моим…», «Опыт Российского сословника» 2, 5
12. Державин Г.Р. «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судьям», «Фелица», «Видение Мурзы», «Бог», «На взятие Измаила», «Водопад», «Памятник», «Снегирь», «Лебедь», «Евгению. Жизнь Званская»  
13. Капнист В.В. «Ябеда»  
14. Попов М.И. «Анюта» 0, 5
15. Аблесимов А.О. «Мельник-колдун, обманщик и сват» 0, 5
16. Чулков М.Д. «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины»  
17. Княжнин Я.Б. «Вадим Новгородский»  
18. Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву», «Житие Федора Васильевича Ушакова», Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Вольность»  
19. Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница», «Осень», «Кладбище», «Меланхолия» 3, 5
20. Дмитриев И.И.«Модная жена», «Стонет сизый голубочек», «Други, время скоротечно…» 1, 5
21. Крылов И.А. «Почта духов» (по хрест.), «Похвальная речь в память моему дедушке», «Каиб».  

Предполагается наличие системы штрафов за непосещение занятий и невыполнение данных преподавателем заданий.

Оценки:

· 90–100 баллов – «отлично»;

· 75–89 баллов – «хорошо»;

· 60–74 балла – «удовлетворительно»;

· 0–59 баллов – «неудовлетворительно».

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Специфические особенности русской литературы первой трети XVIII в. (1770–1720 гг.).

1. Историческая ситуация в России в XVIII в. Влияние петровских реформ на развитие литературы.

2. Жанровое многообразие литературы первой трети XVIII в.



3. Рукописные анонимные повести.

3.1. Авантюрно-приключенческая основа повествования.

3.2. Отражение новой исторической действительности. Темы, идеи.

3.3. Влияние фольклора.

3.4. Новый тип героя.

3.5. Своеобразие стиля и языка.

4. Драматургия и театр Петровской эпохи.

5. Публицистика Петровской эпохи.

5.1. Издание первой русской газеты.

5.2. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича.

5.3. Трагикомедия «Владимир».

 

Литература:

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 1999.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000.

3. Орлов П.А. История русской литературы XVIII в. М., 1991.

Занятие 2. Русская литература второй трети XVIII в. (1730–1750 гг.). Становление русского классицизма.

1. Классицизм как литературное направление.

2. Классицизм как литературный метод.

3. Теоретическая поэтика русского классицизма и причины его формирования.

4. Классицизм и философия Просвещения: государство и человек; конфликт долга и страсти, разума и чувства; рационалистическая концепция образа человека.

5. Первые русские классицисты.

5.1. А.Д. Кантемир. Личность поэта. Формирование эстетических интересов. Жанр сатиры в творчестве А.Д. Кантемира. Особенности тематики, проблематики, композиции, стиля, языка и стиха. История издания сатир.

5.2. В.К. Тредиаковский. Биография поэта. Ранние литературные опыты В.К. Тредиаковского. «Езда в остров Любви» – первый любовно-аллегорический переводной роман в русской литературе. Попытка реформы языка. Переход к силлаботоническому стихосложению в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Место «Тилемахиды» в творчестве В.К. Тредиаковского. Соотношение романа Ф. Фенелона и перевода В.К. Тредиаковского. Проблемы «просвещенной монархии», идеального правителя, государственного устройства современного общества. Создание русского гекзаметра и основ стиля эпопеи. Значение творчества В.К. Тредиаковского для русской литературы.

5.3. М.В. Ломоносов. Своеобразие философских взглядов. Публицистика М.В. Ломоносова («Похвальное слово Петру Великому»). Реформа языка М.В. Ломоносова. Учение о «трех штилях» в статье «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Завершение преобразования русского стиха («Ода на взятие Хотина», «Письмо о правилах российского стихотворства»). Одическая поэзия М.В. Ломоносова. Героико-патриотический характер торжественных од М.В. Ломоносова, идейная направленность. М.В. Ломоносов и «просвещенный абсолютизм», «разговор с Анакреоном» как поэтический манифест русского классицизма. Научная поэзия М.В. Ломоносова («Письмо о пользе Стекла», «Утреннее…» и «Вечернее размышление о Божием Величестве…»). Своеобразие сатиры в «Гимне бороде». Образ Петра в творчестве М.В. Ломоносова. Поэма «Петр Великий».

 

Литература:

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 1999.

2. Орлов П.А. История русской литературы XVIII в. М., 1991.

3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000.

4. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Занятие 3. Русская литература последней трети XVIII в. (1760–1790 гг.).

1. «Екатерининская эпоха» как особая культурная эпоха в истории России. Екатерининский «просвещенный абсолютизм».

2. Развитие сатирической журналистики.

2.1. Публицистическая деятельность Н.И. Новикова. Журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек».

2.2. Журнал «Всякая всячина». Полемика с «Трутнем».

2.3. Сатирические журналы М.Д. Чулкова, Ф.А. Эмина, В.Г. Рубана.

3. Драматургия последней трети XVIII в.

3.1. Теория драмы у классицистов. Возникновение новых жанровых образований («слезная комедия», комическая опера).

3.2. Жанр тираноборческой трагедии в творчестве Я.Б. Княжнина («Вадим Новгородский»).

3.3. Комедии Д.И. Фонвизина. Проблематика сатирической комедии «Бригадир», своеобразие конфликта, система персонажей, язык. Комедия «Недоросль» – вершина русской драматургии XVIII в. Проблематика, сюжет и конфликт, идейный смысл финала, система персонажей, создание образов-типов, средство выражения авторской позиции. Жанр, стиль, композиция, язык комедии.

4. Поэзия последней трети XVIII в.

4.1. Жанр ироикомической поэмы в творчестве В.И. Майкова. Жанровое своеобразие, сатирически-пародийный характер поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх». Средства создания комического, элементы фольклора.

4.2. Роль стихотворной повести И.Ф. Богдановича «Душенька» в становлении «легкой поэзии». Жанровая специфика, «философия любви» в поэме, эстетизация бытового фона, соотношение античного и фольклорного.

4.3. Жанрово-тематические особенности лирики Г.Р. Державина. Одические традиции М.В. Ломоносова. Трактовка проблемы идеального монарха. «Фелица» – вершина одического творчества Г.Р. Державина. Философская проблематика в творчестве Г.Р. Державина («Бог», «Водопад», «На смерть князя Мещерского»). Победно-патриотическая поэзия Г.Р. Державина («На взятие Измаила», «Осень во время осады Очакова», «На переход Альпийских гор», «На победы в Италии», «Снегирь»). Проблема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина («Видение Мурзы», «Ключ», «Лебедь», «Памятник»).

Литература:

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 1999.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000.

3. Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

4. Макогоненко Г.П. Враг Парнасских уз // Макогоненко Г.П. Избранные работы. Л., 1987.

5. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.