Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности.






 

1. Культура и природа. Понятие естественного и природного. Типы культур. Функции культуры.

2. Понятие «цивилизация». Типы цивилизаций. Взаимосвязь культуры и цивилизации. Наука и научно-техническая революция.

3. Глобальные проблемы современности, их сущность и типология.

  Цель:     Изучение: целостной характеристики общества в понятиях цивилизации и культуры, рассмотрение культуры как системы; роли науки в развитии культуры, социальных последствий научно- технической революции; Освоение: различных подходов к вопросу о взаимосвязи культуры и цивилизации; Овладение: навыками анализа различных видов культуры, способности в дискуссии обсудить глобальные проблемы современности, пути их разрешения.  
Обеспечение: Опорные конспекты лекций, рефераты и основная литература.

Основные понятия:

Глобалистика, глобальные проблемы, коэволюция, мальтузианство, ноосфера,

пределы роста, природа, Римский клуб.

Темы рефератов (докладов):

1. Культура как диалог.

2. Маргинальная культура.

3. Будущее: идея универсальности культуры.

4. Глобальные проблемы современности: сущность и пути решения. Римский клуб.

5. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современности.

6. Компьютеризация как основа новых информационных технологий.

7. Современная научно – техническая революция. Проблема сциентизма и антисциентизма.

8. Место техники в духовной культуре общества.

 

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. В чем сущность понятия «культура»?

2. Что такое цивилизация?

3. Какие концепции взаимоотношения культуры и цивилизации вы знаете?

4. Какую культуру мы называем «высокая», «народная», «массовая» и «элитарная»?

5. Каковы функции культуры?

6. Дайте определение понятия «наука».

7. В чем проявляется роль науки в развитии культуры?

8. В чем суть и каковы основные проблемы научно – технической революции?

9. Какие проблемы мы относим к глобальным проблемам современности?

10. Что такое Римский клуб и в чем он видит свое основное предназначение?

11. Можно ли разрешить глобальные проблемы современности?

Практические задания:

1.Ознакомьтесь с работой Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Какие аргументы он приводит в пользу неизбежности конфликта цивилизаций? Согласны ли вы с этими аргументами?

2. Ознакомьтесь с работой Аурелио Печчеи «Человеческие качества». Как вы думаете, почему книга названа именно так?

Рекомендуемая литература:

Основная:

[7, с. 436-454]; [13, с.430-448].

 

Дополнительная:

[15, 102-123]; [25, с. 169-176]; [18, с.].

 

Электронные ресурсы:

[5, с. 398-407].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.