Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика.






1. Сознание, его сущность и структура. Проблема сознания в истории философии. Сознание, самосознание, рефлексия.

2. Природа и понятие познания. Диалектика чувственного и рационального в познавательном процессе.

3. Понятие истины в классической и неклассической эпистемологии.

4. Виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, художественное. Научное познание. Методы, формы и уровни научного познания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания. Критерии объективности научного знания.

5. Философское познание. Принципы диалектики (развития, противоречивости, всеобщей взаимосвязи и др.) как основания философского познания. Современное понимание познаваемости мира. Особенности социального познания.

  Цель:     Изучение: сущности, структуры и основных характеристик сознания как одной из основных проблем теоретической философии; общих вопросов гносеологии, принципов теории познания и его уровней; Освоение: исходных понятий теории познания; знание методов и уровней научного познания, критерии объективности научного знания. Овладение: современными теориями познания, методологией познания как формы организации эффективной деятельности человека.  
Обеспечение: Опорные конспекты лекций, рефераты и основная литература.

Основные понятия:

Гносеология, и стина, знание, метод, общественное сознание, познание,
сознание, творчество, эпистемология.

 

Темы рефератов (докладов):

1. Проблема бессознательного в философии.

2. Познание как социальный процесс.

3. Истина как проблема познания.

4. Специфика научного познания, его методы и уровни.

 

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. Назовите основные концепции происхождения и сущности сознания.

2. Охарактеризуйте роль труда и языка в становлении сознания.

3. Дайте характеристику свойств сознания и раскройте его структуру.

4. Дайте определение понятия информации.

5. Раскройте проблему соотношения языка и мышления.

6. Дайте сравнительную характеристику естественного и искусственного языка.

7. Что такое гносеология и эпистемология?

8. Что такое познание?

9. Перечислите исходные принципы познания и дайте их характеристику.

10. Что такое чувственное познание и каковы его формы?

11. Что такое рациональное познание и каковы его формы?

12. Определите понятия «истина», «заблуждение», «ложь», «правда».

13. Дайте характеристику творчества как родовой сущности человека. Основные этапы творческой активности человека.

14. Что такое знание? Какие виды знания вам известны?

15. В чем заключается специфические особенности научного познания?

16. Какие общелогические приемы познания Вы знаете?

17. Охарактеризуйте метод эмпирического познания.

18. Назовите методы рационального познания.

 

Практические задания:

1. Составьте сравнительную таблицу, демонстрирующую отличия и характерные особенности обыденного и научного познания:

Обыденно познание Научное познание
   

2. Объясните значение слова «парадигма». Кто впервые употребил это понятие? Почему, по мнению автора, происходит смена парадигм?

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[7, с. 216-232; 262-299]; [11, с. 383-405; 414-508]; [13с. 277-305].

 

Дополнительная:

[25, с.137-143].

 

Электронные ресурсы:

[5, с. 184-211; с. 256-197].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.