Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.






 

1. Истоки средневековой философии: древнегреческая философия и христианская теология. Основные черты средневековой философии (теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм).

2. Этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий).

3. Классическая философия Средневековья (ФомаАквинский). Онтологическое доказательство бытия Бога. Философский смысл полемики реалистов и номиналистов.

4. Возрождение как эпоха гуманизма, его историческая и социально-экономическая обусловленность.

5. Антропоцентризм и проблема личности. Социально-политические учения (Н. Макиавелли) и социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла) эпохи Возрождения.

Цель: Изучение: основных принципов философии эпохи Средневековья, раскрытие ее особенностей, ее социокультурную обусловленность; Освоение: основных философских проблем этапа патристики и схоластики в средневековой философии; показать характерные черты учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского; раскрыть суть спора об универсалиях между реалистами и номиналистами. Овладение: навыками критического анализа философских взглядов мыслителей данной эпохи.
Обеспечение: Опорные конспекты лекций, основная литература.

 

Основные понятия:

Антропоцентризм, апологетика, апофатическая теология, гуманизм, деизм, катафатическая теология, креационизм, номинализм, пантеизм, реализм, патристика, схоластика, теоцентризм.

 

Темы рефератов (докладов):

1. Влияние философии Платона и Аристотеля на формирование философии Средневековья.

2. Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии.

3. Аврелий Августин: учение о душе.

4. Ф.Аквинский: учение о человеке.

5. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

 

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. Почему космоцентризм античности уступает место теоцентризму Средневековья?

2. В чем отличие мировоззренческих установок философов античности от мировоззренческой позиции теоцентристов Средневековья?

3. Определите основные принципы религиозно-философского мировоззрения и дайте им оценку.

4. Каковы основные этапы средневековой философии? В чем их специфические особенности?

5. В чем суть спора номиналистов и реалистов?

6. Какие пять доказательств бытия Бога приводит Фома Аквинский, и каково ваше мнение о них?

7. Что такое, по-вашему, Средневековье - этап прогрессивного развития человечества или этап временного его регресса? Обоснуйте ваш ответ.

8. Охарактеризуйте исторические предпосылки эпохи Возрождения.

9. Сформулируйте основные идеи философии Ренессанса и определите ее особенности.

10. Дайте характеристику философии гуманизма, определите вклад А.Данте, Ф.Петрарки.

11. Дайте общую характеристику неоплатонизма эпохи Возрождения.

12. Как решается проблема соотношения конечного и бесконечного в философии Н.Кузанского?

13. Определите вклад Леонардо да Винчи, Н.Коперника, И.Кеплера, Г.Галилея в подготовку натурфилософии.

14. Что нового внес в развитие натурфилософии Дж.Бруно?

15. Почему в эпоху Возрождения возникает особый интерес к проблеме государства?

Практические задания:

1. Объясните своими словами, в чем суть «онтологического доказательства бытия Бога»?

2. Попробуйте определить, в каких доказательства и в чем Фома Аквинский опирается на положения Аристотеля о «перводвигателе», о 4-х видах причин и об энтелехии.

3. Запишите определение понятия «пантеизм». Чем пантеизм Николая Кузанского отличается от представлений о Боге, распространенных в античной философии?

4. Какой вклад в развитие научного знания внесли Николай Коперник, Галилео Галилей и Джордано Бруно? Согласуются ли их взгляды с данными современной науки?

 

Литература:

Основная:

[6, с. 325-413]; [7, с.68-92]; [11, с. 82-110]; [13, с. 42-62].

 

Дополнительная:

[25, c. 60-84] [20, с. 8-9].

 

Электронные ресурсы:

[6, с. 36-53]; [7, с. 28-42]; [8, с.53-71].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.