Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 34. Гарантии прав подозреваемого при его задержании и допросе






Задержание в числе иных неотложных следственных действий наиболее часто применяется органами дознания. Этим объясняется изложение порядка задержания подозреваемого и его допроса в главе о дознании.

В соответствии со ст. 22 Конституции России до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более сорока восьми часов. Однако в заключительных и переходных положениях второго раздела Конституции РФ (п. 6) указывается, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, т.е. на срок не более семидесяти двух часов. Этот срок продлению не подлежит.

Практикуется также задержание с санкции прокурора до десяти суток органами пограничной или таможенной служб (ст. 30 Закона о Государственной границе от 1 апреля 1993 г. и ст. 331 Таможенного кодекса РФ).

Вопросы задержания подозреваемого в совершении преступления регулирует Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.

Задержание является неотложным следственным действием. Его сущность состоит в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении или неприменении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Одновременно задержание — это мера уголовно-процессуального принуждения. Она применяется по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления являются доказательства, обосновывающие подозрение. Статья 122 УПК предусматривает, что орган дознания и следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, только при наличии одного из следующих оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямом указывают на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Если есть иные, кроме перечисленных, данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь при наличии хотя бы одного из трех дополнительных условий: а) лицо покушалось на побег; б) оно не имеет постоянного места жительства; в) когда не установлена личность подозреваемого.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол.. Как правило, задержание подозреваемого сопровождается личным обыском. О задержании подозреваемого уведомляются члены его семьи, если известно место их жительства. После составления протокола задержанный приобретает статус подозреваемого (ст. 52 УПК).

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, подлежат освобождению, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) истек установленный законом срок задержания (ст. 50 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”).

Если подозреваемый был задержан или заключен под стражу, его допрос производится немедленно, во всяком случае не позднее 24 часов с момента лишения свободы. Перед началом допроса подозреваемому должны быть разъяснены его процессуальные права, в том числе право иметь защитника с момента задержания или с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Защитник допускается к участию в деле с момента объявления подозреваемому протокола задержания или постановления о применении к нему меры пересечения в виде заключения под стражу. Если явка избранного подозреваемым защитника невозможна в течение 24 часов с момента задержания или заключения под стражу, лицо, производящее дознание, следователь или прокурор вправе предложить подозреваемому другого защитника или обеспечить ему защитника через юридическую консультацию. Подозреваемому в начале допроса объявляется, в совершении какого преступления он подозревается, о чем делается отметка в протоколе допроса.


 

Вопрос 35. Понятие, предмет, содержание и значение показаний обвиняемого. Двойственная юридическая природа показаний обвиняемого

Показания обвиняемого - это сведения, сообщенные лицом, привлеченным в качестве обвиняемого, на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями ст. 173, 174, 187-190 и 275 УПК.

Обвиняемым является лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или вынесен обвинительный акт. Во втором случае показания обвиняемого появляются, как правило, лишь в судебном разбирательстве, поскольку вынесение обвинительного акта означает и появление в деле обвиняемого, и окончание предварительного расследования в форме дознания. Лишь в исключительных случаях, когда к подозреваемому применена мера пресечения - содержание под стражей, а в 10-дневный срок обвинительный акт не составлен, дознаватель может предъявить ему обвинение и допросить в качестве обвиняемого в общем порядке, предусмотренном гл. 23 УПК.

Показания обвиняемого, как и показания подозреваемого, имеют двойственную юридическую природу: они являются и видом доказательств, и средством защиты от предъявленного лицу обвинения.

Предмет показаний обвиняемого обусловлен содержанием постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. Обвиняемый в первую очередь дает показания по поводу предъявленного ему обвинения, поэтому предъявление обвинения всегда предшествует допросу обвиняемого, в том числе и в суде.

Центральной частью показаний обвиняемого является вопрос о том, признает ли он себя виновным, с которого начинается допрос обвиняемого (ч. 2 ст. 173, ч. 2 ст. 273 УПК). С учетом ответа на этот вопрос показания обвиняемого принято делить на признание вины (подтверждение предъявленного обвинения, согласие с ним) и отрицание вины, т.е. несогласие с предъявленным обвинением.

При этом само признание вины должно быть получено в условиях, исключающих любые сомнения в его добровольности. Учитывая, что дача показаний для обвиняемого является его правом, а не обязанностью, п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК предусматривает, что при согласии обвиняемого дать показания он должен быть предупрежден, что его показания могут быть использованы в качестве доказательства по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК.

Кроме того, закон дополнительно предусмотрел гарантию самого права подозреваемого, обвиняемого отказаться от дачи показаний. В случае отказа обвиняемого от показаний он может быть повторно допрошен лишь по его просьбе (ч. 4 ст. 173 УПК), чем исключаются повторные допросы в целях заставить обвиняемого признать вину.

Обвинение должно быть обосновано достаточными и достоверными доказательствами, независимо от того, какие показания дает сам обвиняемый. Вводя такие правила, новый закон ставит перед обвинительной властью задачу научиться доказывать обвинение, не прибегая к помощи обвиняемого.

Отказ от придания показаниям обвиняемого особого значения продиктован также возможностью самооговора, под которым понимается ложное признание вины.

Отрицание обвиняемым своей вины далеко не всегда свидетельствует лишь о желании избежать уголовной ответственности или смягчить грозящее ему наказание. Обвиняемый может отрицать юридическую оценку своих действий как преступных, однако фактически подтверждать совершение тех действий, которые образуют состав преступления. И наоборот, обвиняемый может признавать себя виновным, хотя совершенные им действия не образуют состава преступления.

Показания любого лица - обвиняемого, потерпевшего, свидетеля - являются не более, чем одним из доказательств, подлежащим тщательной и всесторонней проверке и оценке в совокупности со всеми другими сведениями, полученными при производстве по уголовному делу.

Показания обвиняемого, подозреваемого, данные при производстве предварительного следствия, могут быть оглашены и исследованы в судебном заседании лишь в строго ограниченных законом случаях. Это возможно, в частности, когда уголовное дело рассматривается в отсутствие подсудимого в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 247 УПК. В отсутствие подсудимого суд вправе рассмотреть уголовное дело лишь по ходатайству самого подсудимого по делу о преступлении небольшой и средней тяжести (ч. 4). В исключительных случаях возможно заочное рассмотрение уголовного дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если подсудимый находится за пределами территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к уголовной ответственности на территории иностранного государства. При этом участие защитника является обязательным, а приговор, вынесенный судом заочно, может быть отменен по ходатайству осужденного или его защитника в порядке, предусмотренном гл. 48 УПК. т.е. в порядке надзора. Эта процедура вызывает множество вопросов, ответ на которые позволит дать только практика, если она появится.

Показания подозреваемого, обвиняемого могут быть оглашены в судебном заседании также в случае отказа обвиняемого от дачи показаний в суде, и при обнаружившихся существенных противоречиях между показаниями, данными в судебном заседании и на предварительном следствии. Однако во всех случаях оглашение ранее данных показаний допускается лишь при условии, что показания подсудимого на предварительном следствии были получены с соблюдением всех установленных для его допроса правил.

Значение показаний обвиняемого многогранно. Показания обвиняемого являются важнейшим средством защиты от обвинения, используя которое обвиняемый не только опровергает версию обвинения, но и излагает свою интерпретацию события, сообщает о внутренних побуждениях (мотивах) к совершению тех или иных действий. Его показания облегчают установление субъективной стороны состава преступления, выяснение формы вины, содержания и направленности умысла, характера неосторожности.

Обвиняемый вправе выдвигать свою версию события, излагать оценку других доказательств, давать иное объяснение установленным фактам. Поэтому они неоценимы как средство проверки версии обвинения. Отрицание обвиняемым своей вины является стимулом к поиску доказательств, а признание способствует обнаружению других доказательств, изобличению других лиц, раскрытию других преступлений.

Признание вины, выразившееся в явке с повинной, активном способствовании раскрытию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления, является обстоятельством, смягчающим наказание (п. " и" ч. 1 ст. 61 УК).

В то же время следует согласиться, что ложные показания обвиняемого по тем фактам, которые не входят в предъявленное ему обвинение, в отношении которых он не подозревается, в том числе и по другому уголовному делу, могут повлечь уголовную ответственность. Однако вопрос этот не так прост, поскольку обвиняемому может быть не ясно отсутствие связи между обвинением и другими выясняемыми следователем обстоятельствами.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.