Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития философской антропологии






В истории развития следующего понятия, важного для философской антропологии - свободы, понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права, сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В немецкой религии и философии, а также немецкий идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость.

Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего.

Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.



Основные понятия философской антропологии

Тесно связаны понятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение, что Государство — тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставить тот факт, что государство обеспечивает свободу своих граждан, ограничивая их права (или же обеспечивает права, ограничивая свободу?). Это может показаться абсурдным. Построим доказательство на определениях. Государство устанавливает мораль (в частном случае — право и свободу) и обеспечивает ее исполнение. Назовем мораль полной если она не противоречит сама с собой и имеет максимальное количество прав. Сможем ли мы придумать еще одно право, не вступающее в противоречие с остальными? Скорее всего нет. Тем не менее, знакомая нам мораль — не единственна.

Тема 16. Социальная философия: проблематика, задачи, функции

Цель:

  • Дать анализ понятия социальной философии, ее функций и задач;
  • Рассмотреть основные категории социальной философии;
  • Показать основные формы развития социума.

Структура лекции:

1. Понятие социальной философии, ее содержание и функции

2. Понятие структурного анализа общества

3. Общественные отношения: основные характеристики и функции

Содержание лекции:

  1. Понятие социальной философии, ее содержание и функции

Социальная философия - концептуально автономная область философского познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории философской мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания целей и задач философского мышления о мире. Ценностная (валюативная) социальная философия исходит из понимания философии как софийного знания, мудрости бытия в мире, призванной ответить на вопрос о смыслах человеческого существования в обществе и истории. Соответственно, задачей социальной философии становится обсуждение желаемых форм общественного устройства, возможного предназначения истории и норм достойного существования в ней, которые соответствуют высшим (с т.з. философа) ценностям человеческого бытия. В отличие от ценностной социальной философии рефлективная социальная философия исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия, которая дана субъекту познания феноменологически и все же не зависит от его ценностных предпочтений, являясь объектом верифицируемого знания. Предметная задача рефлективной социальной философии — анализ сущности и существования социальной реальности как подсистемы единого и целостного мира, интересующего философии вообще.

 

  1. Понятие структурного анализа общества

Изучение этой формы, по мнению большинства специалистов, осуществляется по правилам системного анализа объектов с органическим типом целостности. Исходной задачей становится структурный анализ общества — установление реестра образующих социальную систему частей, выделение уровней структурной организации общества (его подсистем, компонентов и элементов), находящихся в отношениях иерархического соподчинения.

Структурный анализ общества (своеобразная «социальная анатомия») дополняется его функциональным рассмотрением («социальная физиология»), которое должно установить способы и механизмы воспроизводства социальной целостности. В ходе такого рассмотрения социальная философия стремится вскрыть систему опосредований, возникающих между элементами, компонентами и подсистемами общества в процессе взаимодействия между ними.

  1. Общественные отношения: основные характеристики и функции

Общественные отношения – то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами: самодеятельностью, самоорганизацией, саморазвитием, самодостаточностью.

Процесс – это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, др. элементах социальной системы. Возможны различные виды процессов: касающиеся личности, например, процесс самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, происходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие общество в целом.

Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной деятельностью в рамках сложившихся в нем общественных отношений. Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

Развитие есть частный случай изменений, возникающий, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам. Это проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними.

Прогресс – одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в увеличении жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположен прогрессу регресс – процесс сужения возможностей системы к саморазвитию, усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Выделяются четыре сферы или области общественной деятельности: материальная, духовная, регулятивная или управленческая, деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной в узком смысле слова.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.