Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По проведению внеаудиторных занятий






по дисциплине: «Философия»

Методические рекомендации по СРС:

Предлагаемые задания для самостоятельной работы охватывают основные философские проблемы, изучаемые в рамках учебной дисциплины " Философия".

Тема задания выбирается студентом по согласованию с преподавателем. Необходимо раскрыть все вопросы плана предлагаемого Вам задания, не нарушая их логический порядок. В качестве основного источника информации используйте учебную и справочную философскую литературу общего характера. При необходимости расширить, углубить или уточнить суть рассматриваемых Вами проблем обращайтесь непосредственно к списку литературы, прилагаемой к теме задания.

В каждом вопросе задания для самостоятельной работы выделите самые важные моменты: выявите исходные понятия, подлежащие углублению, дайте им определения, выясните их соотношение. Затем сформулируйте проблему, содержащуюся в вопросе: выделите одно или несколько суждений, касающихся основного понятия (понятий), чтобы сделать вывод об их достаточности или недостаточности. Если Вам удалось найти в материалах, предлагаемых в списках основной и специальной литературы, несколько противоречащих друг другу способов решения этой проблемы, приведите их. Внимательно изучите методические рекомендации к каждому вопросу.

Объем задания должен составлять в распечатанном виде 20 – 25 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1, 5) или в рукописном виде – 18 страниц школьной тетради (разборчивым почерком, с полями). На титульном листе следует указать атрибуты вуза и кафедры, номер и тему задания, ФИО студента, год выполнения. На следующей странице приводится список вопросов задания. Изложение каждого вопроса начинайте с новой страницы. В конце работы укажите список использованной литературы и (или) Интернет-ресурсов.

Тема: 1. Типы мировоззрения: сравнительный анализ

Цель занятия:

  • Дать определение мировоззрения и его обоснований в современной науке;
  • Показать значение мифологического понимания в истории, а также его понимание в различные исторические промежутки.

- задания

1. Выберите наиболее точное и широкое определение:

А. философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека; Б. философия – это наука о конкретных (частных) законах развития природы (живой и неживой); В. философия – это наука об истории становления философских знаний; Г. философия – форма общественного сознания, синтезирующая в себе различные виды знания (научные, религиозные, этические, эстетические и др.) с целью познания сущности мира и человека, его места и роли в нём; научно-теоретический и духовно-практический способы освоения окружающей действительности.

2. Онтология это:

А. учение о человеке; Б. учение о бытии; В. учение о познании;

Г. учение об умении логически мыслить.

3. Гносеология – это:

А. учение о методах познания; Б. учение о системе ценностей;

В. учение о бытии; Г. учение об обществе.

4. Какая из названных научных дисциплин не является частью философии?

А. гносеология; Б. психология; В. логика; Г. этика.

5. Древнейшая форма общественного сознания, использующая для саморегулирования отношения меду людьми:

А. религия; Б. мифология; В. политика; Г. философия.

6. Что отражает в себе предмет философии?

А. уникальность мира; Б. упорядоченность мира; В. всеобщность мира;

Г. универсальность мира.

7. Как соотносятся между собой философия и наука?

А. философия является частью науки; Б. философия и наука частично

включаются друг в друга; В. философия и наука исключают друг друга.

8. Система ценностей, идеалов, верований, убеждений, а так же образ жизни человека и общества это:

А. ценности; Б. мировоззрение; В. картина мира; Г. миропонимание.

9. Что является более определяющим для религиозного мировоззрения?

А. доброта; Б. знание; В. вера; Г. мудрость.

10. Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения.

А. конкретность; Б. наглядность; В. системность; Г. абстрактность.

- вопросы:

1 Мировоззрение, его структура и уровни.

2 Основные черты мифологического мировоззрения.

3 Особенности религиозного видения мира.

4 Художественно-эстетическая картина мира.

5 Научная картина мира.

6 Общее и различное у философии и религии, философии и искусства, философии и науки.

- методические рекомендации к выполнению:

При ответе на первый вопрос дайте развернутое определение понятия " мировоззрение", выделите его основные уровни.

Ответы на второй, третий, четвертый и пятый вопросы предполагают краткий анализ основных черт указанных типов мировоззрения.

В шестом вопросе, сопоставляя философию с другими типами мировоззрения, необходимо провести их сравнение по нескольким номинациям: какие сферы реальности они отражают, какими способами достигается знание о мире, в каких формах оно выражается, какую роль они играют в культуре и т.д.

Рекомендуемая литература:

1. Абишев, К. Философия: Учебник. / К. Абишев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. - Алматы, 2000-2001.

3. Алексеев, П.В. Философия: Учебник. / П.В. Алексеев, А.В. Панин.- М.: Проспект, 1996

4. Алтаев, Ж.А., Габитов Т.Х. История и философия науки.

5. Альтюсерри Дж., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. 4 Т. - М., 2000.

6. Антология мировой философии. В 4-х т.- М.: Мысль, 1969-1972.

7. Бегалинова, К.К. Философия.- Алматы: ИД " Жибек жолы", 2009

8. Бурова, Е.Е. Введение в философию и методологию науки: Учебное пособие. / Е.Е. Бурова, А.Г. Карабаева, Г.Р. Кириллова.- Алматы: РИК, 1999

9. История философии. - М., 2004.

10. Коробкова, Ю.Е. Философия. Конспект лекций [Электронная версия - диск] / Ю.Е. Коробкова.- 2005

11. Современный философский словарь/ Под общ. ред. В.Е.Кемерова. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2004

Тема: 2. Философия, ее предмет и роль в обществе

Цель занятия:

  • Дать представление о философии, ее предмете и роли в общественных отношениях;
  • Рассмотреть особенности понимания философии и науки в историческом ракурсе.

- задания:

Решите философские задачи:

1) определите тип мировоззрения.

2) сформулируйте проблему и дайте анализ ее решения.

В легенде о Гильгамеше нимфа Сидури говорит: «Гильгамеш, куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, - не найдешь ты! Боги, когда создавали человека, смерть они определили человеку, жизнь в своих руках удержали».

Орфики сущность своей религии выражали следующим образом: «Возликуй измученный страданием, ибо ты не страдал еще. Из человека ты возродился в Бога: «Счастлив и блажен будешь Богом более, чем смертным».: «Из человека родится Бог, ибо произошел ты от божественного».

Аристотель утверждал: «Все люди по природе стремятся знать…Укрепляться в мудрости и познавать самих себя свойственно людям. Невозможно жить без этого…Начало философствования в удивлении».

Аристотель утверждал: «Люди, философствуя, ищут знания ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».

- вопросы:

1 Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры.

2 Предмет, структура, функции философии.

3 Философия в структуре мировоззрения.

- методические рекомендации к выполнению:

При ответе на первый вопрос объясните, почему философия представляет собой особый вид духовной деятельности. Покажите, каким образом философия связана с конкретными науками, в чем заключается ее отличие от них. Подчеркните конкретно-исторический характер философии.

Раскрывая второй вопрос, покажите, что становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления знаний о мире. Необходимо иметь в виду, что в самом начале своего существования философия несла на себе печать как мифологического, так и религиозного мировоззрения. Дайте современное определение философии и ее предмета. Выделите основные разделы философии как теоретической дисциплины (онтология, гносеология, логика, этика и др.), дайте краткую характеристику каждому из них. Определите функции, которые выполняет философия в современном обществе.

В третьем вопросе отразите специфику философского мировоззрения, объясните, почему оно в значительной степени зависит от позиции, определяемой решением основного вопроса философии.

Рекомендуемая литература:

1. Абишев, К. Философия: Учебник. / К. Абишев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. - Алматы, 2000-2001.

3. Барулин В.С. Социальная философия.- М., 2003.

4. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека/ Бердяев Н. Царство Духа и Царство Кесаря. - М., 1995.

5. Лешкевич, Т.Г. Философия: Вводный курс. / Т.Г. Лешкевич; Изд. 2-е, доп.- М.: Контур, 1998

6. Боженов, А. Основы философии: Учебное пособие. / А. Боженов.- Астана: Фолиант, 2009.

7. Калпетходжаева, С. К. Основы философии: Учебное пособие. / С. К. Калпетходжаева.- Алматы: Ун-т " Туран", 2009.

Тема: 3. Роль философии в жизни человека и общества

Цель занятия:

  • Ознакомление с традициями философствования древнейших цивилизаций;
  • Дать характеристику особенностей философии и дискурса;
  • Показать роль философии в жизни человека.

- задания:

1. Социальная философия (выберите точное определение) это:

А. философия истории (исторического процесса); Б. философия

человека и его общностей; В. философия общественного прогресса;

Г. история философии; Д. философия генезиса Человечества.

2. Какая из перечисленных функций не принадлежит социальной философии?

А. гносеологическая; Б. прогностическая; В. интеллектуальная;

Г. логическая.

3. Универсальным критерием общественного прогресса следует считать:

А. степень разумности общественного устройства; Б. состояние нравов (степень их гуманности); В. создание условий для свободного и творческого развития человека; Г. обеспеченность населения необходимыми материальными благами.

4. Философ, который в рамках термина «социальная физика» рассмотрел проблемы взаимодействия человека и общества:

А. О. Конт; Б. Г. Спенсер; В. Г. Гегель; Г. М. Вебер.

5. Идею о том, что развитие общества полностью предопределено и не оставляет места для понятия свободы следует назвать:

А. детерминизмом; Б. материализмом; В. фатализмом; Г. догматизмом.

6. Необходимым условием возникновения и развития общества является:

А. абсолютная идея; Б. договор; В. труд; Г. некий абстрактный закон образования сложных и гармоничных систем.

7. Качественно новый тип общества, движущей силой которого является

производство не материальных ценностей, а знаний, - это:

А. «постиндустриальное» общество; Б. «технотронное»;

В. «постсовременное»; Г. информационное.

8. Интегративным критерием общественного прогресса является уровень

А. развития материального производства; Б. гуманизации общества, положения в нем личности; В. свободы; Г. духовной жизни.

9. Основа производственных отношений – это отношения

А. собственности; Б. обмена; В. распределения.

10. Критерий, являющийся основанием для формационного подхода к общественному развитию:

А. географический; Б. рыночные отношения; В. тип культуры; Г. способ производства материальных благ.

11. Игнорирование роли и значения объективных факторов общественного развития есть проявление

А. догматизма; Б. релятивизма; В. скептицизма; Г. волюнтаризма.

12. Все предопределено свыше, люди ничего не могут изменить – это позиция:

А. субъективизма; Б. догматизма; В. фатализма.

13. По глубине проникновения в действительность сознание общества делится на:

А. обыденное и теоретическое; Б. индивидуальное и общественное;

В. массовое и специализированное.

14. Философия как форма общественного сознания отражает мир в форме:

А. понятий, принципов законов; Б. художественных образов;

В. религиозных догматов; Г. нравственных норм.

15. Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, переход их в новое качество

А. развитие; Б. прогресс; В. изменение; Г. функционирование.

16. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?

А. ответственность − это следствие человеческой свободы; Б. свобода − это следствие человеческой ответственности; В. свобода и ответственность − это два отдельных явления, вызванных разными причинами; Г. свобода и ответственность − это два отдельных явления, вызванных одной и той же (общей) причиной.

17. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?

А. уровень свободы и демократии в обществе; Б. уровень развития производительных сил; В. уровень интеллектуального развития общества; Г. уровень жизненного благополучия в обществе

18. Выберите правильное определение практики.

А. материальная деятельность по преобразованию мира; Б. основная форма и способ духовной жизни общества; В. Производственная деятельность людей, создающая благо; Г. любая деятельность людей, в которой достигаются цели.

19. Происхождение в обществе обратимых изменений, связанных с повседневной жизнедеятельностью людей в рамках сложившихся структур и отношений:

А. развитие; Б. функционирование; В. изменение; Г. прогресс.

- вопросы:

1 Что такое философия? Социокультурная ценность философского знания.

2 Соотношение философии и науки.

3 Философия в современном мире.

- методические рекомендации к выполнению:

При ответе на первый вопрос проследите процесс самоопределения философии: происхождение, смену ее предмета в разные этапы развития, соотношение с другими формами человеческой деятельности. Покажите значение философии как способа изменения картины мира, мировоззрения, переосмысления оснований бытия человека.

Отвечая на второй вопрос, выясните:

− каким образом из философии возникла наука?

− что общего между философией и наукой и в чем их различия?

− каковы точки соприкосновения философии и науки?

− в чем особенность их взаимоотношений в современную эпоху: взаимоисключение или взаимодополнение?

Ответ на третий вопрос предполагает не только анализ различных точек зрения на современное положение философии: от уверенности в ее высоком предназначении, убежденности в ее привилегированном положении в духовной жизни общества до сомнения в ее возможностях. Постарайтесь высказать собственную точку зрения на эту проблему.

Рекомендуемая литература:

1. Абишев, К. Философия: Учебник. / К. Абишев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. - Алматы, 2000-2001.

3. Алексеев, П.В. Философия: Учебник. / П.В. Алексеев, А.В. Панин.- М.: Проспект, 1996

4. Габитов, Т.Х. Основы философии: Учебное пособие. / Т.Х. Габитов.- Алматы: Данекер, 2002

5. Габитов, Т.Х. Философия: Учебник. / Т.Х. Габитов; Изд. 2-е, доп.- Алматы: Раритет, 2004

6. Краткая философская энциклопедия: Энциклопедия.- М.: Прогресс; Энциклопедия, 1994

7. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 2008.

8. Назарбаев Н.А. Избранные произведения. В двух томах. А., 2010

Петрова, В.Ф. Введение в философию/ В.Ф. Петрова, М.Ш. Хасанов // Евразия.- 2007.- №6.- С.44-60.

Тема: 4. Единство мира и многообразие реальности

Цель занятия:

  • Показать особенности современного понимания объективной реальности;
  • Ознакомить с историей развития науки;
  • Рассмотреть многообразные формы реальности.

- задания:

1 Впервые описал и систематизировал виды…… /Аристотель/.

2 Интерес к биологии возрос в 15 веке- в эпоху../великих географических открытий/.

3 Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется…. /систематикой/.

4 Система, в которой организмы располагаются в определённом порядке по существующим признакам. называется../ классификацией/.

5 Структурным элементом классификации является../ таксон/.

6 Таксоном самого высокого ранга по классификации К.Линнея является../класс/.

7 Линней считал, что виды…/ неизменны/.

8 Естественная система строится на сходстве в …./ строении, происхождении, развитии./ - вопросы:

1 Бытие и реальность: соотношение понятий.

а) концепции соотношения понятий " бытие" и " реальность" в истории философии;

б) " бытие" и " реальность": синонимичность или тождественность?

2 Заполните таблицу:

Типы реальности (не менее трех)

Тип реальности Характерные черты типа Эволюция понятия в истории философии Конкретные примеры  
       
       
       

 

3 Многообразие и взаимосвязь форм бытия.

- методические рекомендации к выполнению:

При освещении первого вопроса укажите использование различными философами, начиная с древнегреческих, понятий " бытие" и " реальность" при объяснении основных онтологических проблем. Далее следует их проанализировать на предмет выявления общих и особенных черт.

Второй вопрос предполагает сравнительный анализ различных типов реальности (материальной – бытия природы, вещей и т.д., идеальной, объективной, субъективной, виртуальной и др.) по предложенным критериям. В заключении необходим вывод, следующий из анализа.

Третий вопрос осветите, выбрав определенный критерий, по которому выделяют многообразие форм бытия: сложность строения, уровень полноты и завершенности существования, особенности функционирования и развития и пр.

Рекомендуемая литература:

1. Алтаев, Ж.А., Габитов Т.Х. История и философия науки.

2. Альтюсерри Дж., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. 4 Т. - М., 2000.

3. Антология мировой философии. В 4-х т.- М.: Мысль, 1969-1972.

4. Бурова, Е.Е. Введение в философию и методологию науки: Учебное пособие. / Е.Е. Бурова, А.Г. Карабаева, Г.Р. Кириллова.- Алматы: РИК, 1999

5. История философии. - М., 2004.

6. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник. / А.Г. Спиркин.- М.: Гардарики, 2002.

7. Степанов, А.В. Философия: Курс лекций /для студентов спец. " Юриспруденция" / А.В. Степанов.- Алматы: НИЦ КОУ, 2007

 

Тема: 5. Основные философские категории

Цель занятия:

  • Рассмотреть основные философские категории;
  • Дать анализ философских понятий.

- задания:

1 Аристотель считал, что " есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части...".

О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?

2 Дайте развернутый анализ следующих определений философии:

" Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (...) и которое выясняет действия, или явления, из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий".

" Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию".

" Философия не есть наука, не есть даже наука об сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования".

3 " Основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе...".

Согласны ли вы с позицией автора? Существует ли основной вопрос философии?

4 "... для других наук определяется предмет исследования; предмет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как " искомый, бесконечно искаемый".

О каких особенностях предмета философии идет разговор в тексте?

5 " Остродискуссионным является вопрос о том, можно ли назвать философию наукой. Сторонники сциентизма считают, что отрекаясь от построения и развития философии как науки, философы осуждают себя на долю колдунов и пророков, которые не могут отыгрывать значительную роль в современном мире. И, безусловно, рассматривая вопрос о возможности развития философии как науки, важно иметь в виду, что характер науки очень разнообразный. Диапазон реализации критериев научности большой: от физики до литературоведения".

Существует и противопоставленное суждение: " Философия с логикой не должна иметь ничего общего; философия – это искусство, которое стремится прорваться через логическую цепь знаний и которое выносит человека в бескрайнее море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно".

Дайте оценку размышлениям философов. Какая идея вам более близка?

6 " Когда, однако, философия вообще и в принципе не наука, для чего она тогда, зачем она тогда, на что она тогда еще имеет право среди университетских наук? Не является ли тогда философия, проповедью какого-то мировоззрения? А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на какое-то время объединившее горстку сторонников, которые в ближайшем времени сами построят свои системы? Не получится ли тогда дело с философией, будто она на какой-нибудь большой ярмарке?

В конце концов, объяснение философии как мировоззренческой проповеди – нисколько не меньшая ошибка, чем ее характеристика как науки. Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь.

Что в таком случае выпадает на ее долю? "

Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

7 В современной философской литературе не успокаивается дискуссия о предмете философии. Высказываются разные, временами диаметрально противоположные мысли. Одна из них: " Предмет философии " не имеет образа", как тот поручик Киже, хотя он поручик, считается по всем бумагам и поднимается по служебной лестнице. Предмет философии " в потенциале" спрятан в процессе философствования, в философском мышлении. По этой причине определить нужно не предмет, который либо изучает, либо должна изучать философия – в отличие от математики, физики, или социологии и, так сказать, рядом с ними – а особенную установку мысли, манеру размышления".

Можно ли согласиться с высказанной мыслью? Аргументируйте свою позицию.

8 На семинаре возникла дискуссия. Часть студентов утверждала, что в эпоху НТР может существовать только научная философия. Другая часть отмечала, что такая постановка вопроса вызывает, самое меньшее удивление: ненаучная философия просто существует, как существуют совсем ненаучные эмоции, чувственность, которая не считается с наукой, обыкновенный опыт и другие ненаучные феномены духовной жизни общества.

Разрешите их спор.

9 Античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений. Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философские учения были действительно ошибочными, но не принимая тезиса о равнозначности всех философских высказываний, стремились создать настоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовместимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским скандалом. Так, например, И.Кант отмечал: "... Критическая философия объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существовала никакая философия".

Где же истина? Аргументируйте свою позицию.

10 Во вступлении к " Логике" Гегель говорил, что нет множества философий, есть одна философия как наука о всеобщем. А все системы, все течения и направления являются разными уровнями развития этой единственной философии.

Разделяете ли вы взгляды великого философа?

11 " Великий философ, – пишет французский ученый П.Рикер, – это тот, кто открывает новый способ ставить проблемы. Таким образом, сингулярность, которая стоит выше за любую типологию, это в первую очередь сингулярность самой проблематики".

Можно ли сказать, что новая постановка философских проблем, которых не знала предшествующая философия, вытекает из интеллектуальной особенности личности ученого?

12 Философская проблематика возникает:

в философии как особой форме профессиональной деятельности;

в самой реальной жизнедеятельности людей.

Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.

- вопросы:

1 Понятия и категории.

2 Эволюция основных философских категорий в истории философской мысли (бытие, материя, движение, пространство и время, развитие и т.д.).

3 Взаимосвязь и взаимопереходы философских категорий.

4 Понятие закона в философии.

5 Виды законов.

- методические рекомендации к выполнению:

При ответе на первый вопрос следует исходить из понимания категорий как предельно общих понятий. Вместе с тем необходимо показать, что в философской традиции под категориями понимаются не только теоретические образования, но и формы созерцания мира, не выраженные в понятиях. Приведите примеры наиболее значимых – диалектических философских категорий.

Второй вопрос можно осветить, проследив эволюцию указанных категорий под влиянием развития научного познания.

Отвечая на третий вопрос, рассмотрите " парные" категории, выражающие разные стороны противоречия, их типы и формы: случайность и необходимость, количество и качество, причина и следствие, часть и целое, возможность и действительность, единичное и всеобщее, сущность и явление.

В четвертом вопросе следует раскрыть законы как особые категории, фиксирующие существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи отдельных " фрагментов" реальности или мира в целом. Покажите, как решается проблема соотношения законов науки, нравственных и правовых законов и законов, характеризующих саму объективную реальность.

Ответ на пятый вопрос предполагает рассмотрение различных видов законов: " количественных" и " качественных", частных и общих, динамических, " однозначной детерминации", статистических, вероятностных.

Рекомендуемая литература:

1. Абишев, К. Философия: Учебник. / К. Абишев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. - Алматы, 2000-2001.

3. Алексеев, П.В. Философия: Учебник. / П.В. Алексеев, А.В. Панин.- М.: Проспект, 1996

4. Коробкова, Ю.Е. Философия. Конспект лекций [Электронная версия - диск] / Ю.Е. Коробкова.- 2005

5. Современный философский словарь/ Под общ. ред. В.Е.Кемерова. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2004

6. Философия. Под ред. проф. Габитова Т.Х. Алматы, Раритет. 2005.

Тема: 6. Категория «бытие» в истории философии

Цель занятия:

  • Дать анализ категории «бытие»;
  • Рассмотреть понимание бытия в различных философских концепциях.

- задания:

1. Определите современное значение материи как философской категории.

А. материя – это атомы, частицы атома и поля; Б. материя – то, из чего состоят вещи; В. материя – это качество вещей в отношении к человеческому сознанию, заключающееся в независимости существования вещей от сознания; Г. материя – это все вещи.

2. С помощью каких аналитических методов можно получить определение бытия?

А. индуктивно; Б. дедуктивно; В. феноменологически; Г. ни один ответ не верен.

3. В современной философской традиции категория «сущее» относится

А. к чувственно воспринимаемой части бытия; Б. к умопостигаемой стороне бытия; В. к качественной определенности онтологических объектов; Г. к результатам трансцендентального опыта.

4. В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является:

А. субстанцией; Б. субстратом; В. эссенцией; Г. экзистенцией.

5. Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве

А. самоорганизующейся системы; Б. кибернетической системы;

В. диссипативной системы; Г. статической системы.

6. Динамическая концепция времени утверждает, что

А. время существует лишь в точке здесь-и-теперь; Б. прошедшее время также имеет онтологический статус; В. время представляет собой субъективную форму восприятия; Г. понимание времени зависит от культурной специфики.

- вопросы:

1 Философские аспекты понимания бытия.

2 Античная философия о сущности бытия.

3 Трактовки бытия в средневековой философии.

4 Проблема бытия в Новое время.

5 Немецкий классический идеализм о бытии.

6 Проблематика бытия в позитивизме и неопозитивизме.

7 Современные философские концепции бытия.

- методические рекомендации к выполнению:

При ответе на первый вопрос покажите, что категория " бытие" является исходной в философском осмыслении окружающего мира. Отметьте, что это понятие, во-первых, констатирует не содержание явлений и предметов, а их наличие. Во-вторых, следует указать соотношение понятий " бытие", " существование" и " сущее".

При изложении последующих вопросов проследите историю проблемы бытия. Вам поможет обращение к творчеству Парменида, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Платона, Аристотеля (второй вопрос); реалистов и номиналистов, Фомы Аквинского (третий вопрос); Декарта, Спинозы, Лейбница (четвертый вопрос); Фихте, Шеллинга, Канта и Гегеля (пятый вопрос); философов марбургской школы, неогегельянцев, Карнапа, Рассела, Витгенштейна (шестой вопрос); Хайдеггера (седьмой вопрос). Постарайтесь выделить общее в поисках решения проблем бытия на том или ином этапе развития философской мысли.

Рекомендуемая литература:

1. Абишев, К. Философия: Учебник. / К. Абишев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. - Алматы, 2000-2001.

3. Барулин В.С. Социальная философия.- М., 2003.

4. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека/ Бердяев Н. Царство Духа и Царство Кесаря. - М., 1995.

5. Боженов, А. Основы философии: Учебное пособие. / А. Боженов.- Астана: Фолиант, 2009.

6. Калпетходжаева, С. К. Основы философии: Учебное пособие. / С. К. Калпетходжаева.- Алматы: Ун-т " Туран", 2009.

7. Лешкевич, Т.Г. Философия: Вводный курс. / Т.Г. Лешкевич; Изд. 2-е, доп.- М.: Контур, 1998

Тема: 7. Принцип детерминизма в философии

Цель занятия:

  • Ознакомить с принципом единства мира в философской традиции;
  • Дать характеристику детерминизма в современном научном познании.

- задания:

1 " Взаимодействие есть сама причинность, причина не только имеет некое воздействие, но и в действии она как причина находится в отношениях к самой себе... Она есть самым близким образом реальная необходимость, абсолютное тождество с собой..."

Существует ли, на ваш взгляд, противоположность в высказывании Гегеля, а именно, он утверждал, что с одной стороны - причина находится в отношениях с самой собой, с другой - она есть абсолютное тождество с самой собой?

2 Проанализируйте два высказывания античных философов по поводу причины возникновения Мира. Сравните их. В каком из высказываний можно зафиксировать понятийное логическое мышление, а в каком - образное?

3 " Анаксимандр, друг Фалеев, утверждал, что в безграничном заключается всякая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него... выделились небеса и вообще все миры, количество которых бесконечно. Он объявил, что все они гибнут по истечении очень значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговорот их всех".

" Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, который то зажигается, то потухает".

4 Сделайте сравнительный философский анализ текстов. Выскажите свои взгляды о причинности.

" События будущего не могут выводиться из событий настоящего. Вера в причинную связь есть предрассудки".

" Ни один предмет не возникает беспричинно, но все возникает на какой-нибудь основе и в силу необходимости".

"...Причина, как созданная, так и не созданная, не зависит, по сущности, от возможного результата, иначе стоило бы попасть в беду одной нужде, как очутились бы в беде не только солнце, но и сам Бог.

Бог непосредственно содействует вторичным причинам во всех их результатах, но в свободных причинах нет предшествующей установки и предопределения: иначе человек также был бы способен к свободному волеизъявлению, как бескрылый воробей к полету

5 Альтернативой детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще, или ее всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступали такие философы, как Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Б. Рассел и др. Так, например, Д. Юм считал, что - причинность в объективном мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом.

Детерминизм зародился еще в древней философии и получил свое обоснование в естествознании и философии Нового времени (Бэкон, Декарт, Ньютон, Лаплас, французские материалисты XVII в.). Но детерминизм, как и материализм этой эпохи, носил ограниченный характер, ему были присущи механистичность и метафизичность.

В чем, на ваш взгляд, сущность диалектико-материалистического учения о причинности?

6 "...Причина — это то, что само собой вызывает следствие, рождая его сущность. Не существуя, хотя даже и существовав непосредственно ранее, она не может действовать физически. Всегда в природе она идет ранее результата. Никогда две причины в одном и том же ряду и никогда в разных родах не могут быть одновременными причинами, потому что только первая может дать существование второй. Одна и та же причина может себя обновить. Существует четыре разновидности причин: деятельная (действующая), формальная, конечная и материальная".

7 Переведите текст на язык философских категорий. " В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в крупице песка, В единственной горсти - всю бесконечность. И небо - в глазке у цветка".

8 Сделайте философский анализ высказываний.

" Люди выдумали идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как причиной, которая прикрывает их собственную нерассудительность".

" В природе вещей нет ничего случайного, но все приспособлено к существованию и действию по известному образу... Случайной же какая-нибудь вещь называется только из-за несовершенства наших значений" '.

С позиции какого философского направления рассматривается необходимость?

9 Что общего в предположениях авторов:

"...Есть две особенности, которые нужно рассматривать как существенные для необходимости, а именно постоянное объединение и обратная связь в уме, и каждый раз, когда мы находим это, - мы должны признавать, что существует необходимость".

" Не существует необходимости, по которой одно должно произойти потому, что произошло другое. Есть только логическая необходимость".

10 Проанализируйте фрагмент одной из новелл о битве при Ватерлоо С. Цвейга с помощью категорий " необходимость" и" случайность".

" Одно мгновение думает Груши (маршал), и это мгновение решает его судьбу, судьбу Наполеона и всего мира. Оно решает, это единственное мгновение, на ферме у Вальгейме, весь исход XIX столетия".

" Я всегда неплохо разбирался во всех каверзах, которые запутывала передо мной жизнь. Дома, в школе, в училище. Правда, тут война. Огромная, любая война на земле. В ней сам дьявол с Богом самым старательным образом все перепутали. Ни одна закономерность здесь не является правилом. А самая нелепая случайность может стать тебе Судьбой.

Разберись, что здесь надёжно и постоянно? И неизменно? '

11 Согласны ли вы с главным героем произведения про " нелепую случайность"? Считаете ли вы, что все " случайности во время войны - на самом деле - " необходимости? "

" Все возможное имеет вообще некое бытие или некое существование. Это единство возможности и действительности есть случайность. Случайное есть что-то реальное, определенное вместе с тем только как возможное, другое или противоположность которого может имеет бытие".

В этом тексте вам необходимо выделить те высказывания, где речь идет о философских категориях, высказываниях, объектах, которые характеризуются категорией.

12 Что имеет в виду Гегель, утверждая, что " все возможное имеет вообще некоторое бытие..."

"...Возможность не тождественна реальности, потому что является реальностью ограниченной, а не абсолютной".

13 Попробуйте дать трактовку мыслей Дж. Бруно, пользуясь современной философской категорией.

" То, что стоит, всегда будет стоять, и то, что сидит - сидеть; если оно сидит, оно не поднимется, т.к. сможет подняться то, что подняться не способно. Поэтому если утверждать такие вещи невозможно, ясно, что возможность и действительность - не одно и то же..., таким образом, возможно, что та или иная вещь способная существовать, а между тем не существует, и способная не существовать, а между тем существует".

14 Каждая ли возможность преобразовывается в действительность? Согласны ли вы со взглядами автора по этому вопросу?

«Мизерность наших обычных рассуждений, с помощью которых мы узнаем о большом царстве возможности, где все действительное (все предметы опыта) составляет только маленькую часть, вообще бросается резко в глаза. Все действительное возможно; отсюда, натурально, по логическим правилам обращения вытекает только частное рассуждение; некоторые возможные вещи действительные, и это рассуждение как будто равное рассуждению: возможное многое другое, что не действительное. На первый взгляд на самом деле кажется, что количество возможного превышать количество действительного, т.к. и до возможности должно еще что-то добавиться, чтобы получилось действительное. Однако я не знаю этого добавления до возможного; потому что то, что должно было бы быть еще добавлено до возможного, было бы невозможно»

- вопросы:

1 Становление принципа детерминизма в XVII – XVIII вв. Представления о многообразии взаимосвязей и

взаимодействий всего существующего.

2 Разновидности детерминизма: понимание случайности, неизбежности, возможности предвидения грядущего.

3 Квантовая физика и преодоление классического детерминизма.

4 Индетерминизм и его формы.

- методические рекомендации к выполнению:

Излагая первый вопрос, покажите, каким образом в философии и науке утверждалось представление о всеобщей взаимосвязи явлений бытия, какую роль в этом сыграли достижения физики, астрономии, математики. Раскройте особенности ранних форм детерминизма, сводящих причинную связь к механической причинности (П. Лаплас). Особо подчеркните понимание роли случайности и необходимости в этот период развития философской мысли.

Ответ на второй вопрос предполагает не только анализ фатализма, волюнтаризма, феноменализма по указанным направлениям, но и рассуждения о свободе воли человека, ответственности за совершаемые им поступки.

Третий вопрос предполагает размышления о главных причинах осознания ограниченности механистического детерминизма в начале ХХ века. Покажите также, что нового в понимание необходимых связей внесла синергетика. Приведите примеры современных определений причины, следствия, закономерности, связей и зависимостей, системности.

Раскрывая четвертый вопрос, выясните объективные факторы возникновения и существования различных форм индетерминизма (окказионализма, витализма, неокантианства). Вам поможет обращение к материалам философских словарей или энциклопедий.

Рекомендуемая литература:

1. Абишев, К. Философия: Учебник. / К. Абишев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. - Алматы, 2000-2001.

3. Алексеев, П.В. Философия: Учебник. / П.В. Алексеев, А.В. Панин.- М.: Проспект, 1996

4. Габитов, Т.Х. Основы философии: Учебное пособие. / Т.Х. Габитов.- Алматы: Данекер, 2002

5. Габитов, Т.Х. Философия: Учебник. / Т.Х. Габитов; Изд. 2-е, доп.- Алматы: Раритет, 2004

6. Краткая философская энциклопедия: Энциклопедия.- М.: Прогресс; Энциклопедия, 1994

7. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 2008.

8. Назарбаев Н.А. Избранные произведения. В двух томах. А., 2010

Петрова, В.Ф. Введение в философию/ В.Ф. Петрова, М.Ш. Хасанов // Евразия.- 2007.- №6.- С.44-60.

 

Тема: 8. Проблема субстанции в философии

Цель занятия:

  • Показать особенности и многообразие понимания субстанции в истории философии;
  • Ознакомить с основными характеристиками определения субстанции в истории философии.

- задания:

1 Согласно одному из справочников по диалектическому материалу, " Декарт отождествлял материальную субстанцию бытия с протяженностью, рядом с которой он признавал и мышление в качестве духовной субстанции". Насколько этот вывод соответствует истине, когда сам Декарт давал следующее определение " субстанции": " Понимая субстанцию, мы можем понять только вещь, которая существует так, что не имеет нужды для своего существования ни в чем, кроме самой себя".

Примите во внимание также один из ответов Декарта Т.Гоббсу: " Нет никакого сомнения в том, что мышление невозможно без вещи, которая мыслит, также невозможно никакое действие или акциденция, без субстанции, которой это действие или акциденция присуща".

2 К. Маркс, характеризуя учение Декарта, писал, что он " целиком отделил свою физику от своей метафизики. В границах его физики материя представляет собой единую субстанцию, единую основу бытия познания". Но Декарт понимал под субстанцией всякую вещь, что существует сама по себе. Для него и " камень есть субстанция, это значит вещь, сама по себе способная к существованию".

Таким образом, по Декарту, субстанций множество. Маркс же говорит о единственной. Означает ли это, что он неправильно понял Декарта?

3 Пьер Бейль напоминает следующую оценку учения о субстанции Б. Спинозы: "...Спиноза не принимал...название субстанции, данную сущностям, зависимых от другой причины в отношениях их создания, и в отношениях их сохранения, и в отношениях их действия... сохраняя всю реальность вещи, он избежал слова субстанция, так как считал, что суть, настолько зависимая от причины, не может называться, существующая сама по себе, что является определением субстанции... Он был более разборчивым, чем господин Декарт, в применении слова субстанция...".

В чем заключалась большая, в сравнении с Декартом, " разборчивость" Спинозы в применении слова субстанция? Сколько субстанций допускали Спиноза, Декарт? Что, собственно, понимал под субстанцией Спиноза? Какие из указанных ниже сущностей наиболее соответствуют этому понятию: а) бог; б) материя; в) природа во всем разнообразии ее явлений; г) природа как организованная и производительная сила?

4 " Следует обратить внимание на то, что материя, которая рассматривается во всей полноте ее существования (это значит вторая материя, в противоположность первой, которая представляет собой что-то чистое, пассивное и, значит, неполное), есть только совокупность или вывод совокупности и что всякая реальная совокупность предусматривает простые субстанции, или реальные " монады"... Материя не может существовать без нематериальных субстанций... Первичные силы составляют сами субстанции, а производительные силы, или, если хотите, способности, есть только формы проявления бытия, которые должны быть выведены из субстанций, и их нельзя вывести из материи, поскольку она есть только механизм...".

Признавал ли Лейбниц в качестве субстанции материю? Что, на ваш взгляд, представляют собой его " нематериальные субстанции" или " монады"? Как соотносятся они с понятием " бытие" (тождественные ему; являются основой, началом и т.д.)?

5 " В основе Вселенной находится множество субстанциональных элементов или одна единственная субстанция? - Поскольку отношения охватывают всю Вселенную и дают ей характер единственной системы, приходится допускать единство создания Вселенной и, значит, единственную субстанцию. Но, с другой стороны, в пространственно-временной Вселенной, кроме аспекта единства, всегда есть еще и аспект; непреодолимости раздробления, который указывает на множество субстанциональных деятелей, которые находятся в отношениях непримиримой противоположности одного к другому".

Можно ли видеть Бога в допустимой Лосским единственной (" высшей") субстанции? Кто складывает множество субстанциональных деятелей (только люди; все живые существа; особенные духовные или духовно-телесные сущности и т.д.)? Какому философскому направлению соответствует понимание Лосским Вселенной? (атомизм, органицизм, персонализм...)?

- вопросы:

1 Эволюция понятия " субстанция" в истории философской мысли.

2 Понятие " субстанция" в современной философии.

3 Субстанция, субстрат, материя, сознание, бытие: соотношение понятий.

- методические рекомендации к выполнению:

В первом вопросе необходимо проследить наполнение указанного понятия на протяжении развития философии. Приведите примеры материалистического и идеалистического решения проблемы субстанции в истории философской мысли.

Раскрывая второй вопрос, необходимо иметь в виду противоречивость, двойственность понятия субстанции, выступающей как нечто неизменное, существующее само по себе и независимо от внешних влияний, и как первооснова, определяющая существование других вещей.

Третий вопрос предполагает сравнительный анализ указанных понятий. Вначале дайте определения каждого из них, а затем найдите точки соприкосновения и отличия.

Рекомендуемая литература:

1. Алтаев, Ж.А., Габитов Т.Х. История и философия науки.

2. Альтюсерри Дж., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. 4 Т. - М., 2000.

3. Антология мировой философии. В 4-х т.- М.: Мысль, 1969-1972.

4. Бурова, Е.Е. Введение в философию и методологию науки: Учебное пособие. / Е.Е. Бурова, А.Г. Карабаева, Г.Р. Кириллова.- Алматы: РИК, 1999

5. История философии. - М., 2004.

6. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник. / А.Г. Спиркин.- М.: Гардарики, 2002.

7. Степанов, А.В. Философия: Курс лекций /для студентов спец. " Юриспруденция" / А.В. Степанов.- Алматы: НИЦ КОУ, 2007

 

Тема: 9. Пространство и время

Цель занятия:

  • Ознакомить с категориями онтологии;
  • Рассмотреть категории пространство и время в истории философии.

- задания:

Движение.

Продолжите предложение. Под движением в философии понимают …

1 изменения вообще; 2 перемещение во времени и пространстве; 3 направленные, качественные, необратимые изменения; 4 способ существования материи.

Развитие.

Продолжите предложение. Под развитием в философии понимают …

1 изменения вообще; 2 перемещение во времени и пространстве; 3 направленные, качественные, необратимые изменения; 4 способ существования материи.

Априори.

Введите пропущенное слово. Представитель немецкой классической философии … считал, что время и пространство - априорные формы чувственности.

Правильные варианты ответа: Иммануил Кант; И. Кант; Кант; Кант И.; Кант Иммануил;

Концепции.

Закончите следующие высказывания:

  • Концепция, в которой пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее, называется …
  • Концепция, в которой пространство и время трактуются как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами, называется …
  • Концепция, в которой пространство и время трактуются как чисто человеческий способ восприятия мира, называется…

Расставить варианты ответов в соответствии с номерами вопросов:

1 Субстанциальной; 2 Реляционной; 3 Субъективистской.

Диалектика

Продолжите предложение.

Диалектический закон единства и борьбы противоположностей говорит о…:

1 об источниках развития; 2 о форме развития; 3 о направлении развития.

- вопросы:

1 Представления о пространстве и времени: обзор наиболее значительных научных и философских концепций от древности до современности.

2 Основные проблемы пространства и времени, стоящие перед философской мыслью.

3 Виды пространства и времени.

- методические рекомендации к выполнению:

При ответе на первый вопрос следует обратиться, прежде всего, к анализу субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени, их вариациям в истории философии.

Во втором вопросе имеются в виду следующие проблемы: объективного существования пространства и времени; выявления их структуры; взаимодействия и взаимосвязи пространства и времени; возможностей и способов их познания.

Третий вопрос можно осветить, рассмотрев физическое и биологическое пространство и время как ритмы человеческой деятельности; социальные пространство и время (социальную структуру и ритм социальных трансформаций); исторические пространство и время (единство и многообразие исторического процесса, его стадиальность и направленность); пространство и время культуры (отношения человека с миром культуры,

структуру мира культуры и культурных образцов).

Рекомендуемая литература:

1. Абишев, К. Философия: Учебник. / К. Абишев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. - Алматы, 2000-2001.

3. Алексеев, П.В. Философия: Учебник. / П.В. Алексеев, А.В. Панин.- М.: Проспект, 1996

4. Коробкова, Ю.Е. Философия. Конспект лекций [Электронная версия - диск] / Ю.Е. Коробкова.- 2005

5. Современный философский словарь/ Под общ. ред. В.Е.Кемерова. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2004

6. Философия. Под ред. проф. Габитова Т.Х. Алматы, Раритет. 2005.

 

Тема: 10. Философские идеи развития

Цель занятия:

  • Ознакомить с формированием идеи развития в истории философии;
  • Дать анализ философской концепции развития.

- задания:

1 Прочитайте приведенные тексты, попробуйте определить тип философской системы, к которой относится текст. Возможный вариант ответа приведен в конце задания.

"...Мы видели внутренние противоречия, что открывались с помощью логического мышления, в собственных показаниях чувственного опыта. В силу этих противоречий непосредственная действительность единичного факта сама себя отрицает и переходит в истину всеобщую".

" Принимать ту или другую сторону в антиномиях совсем ни на чем не обосновано; природа на каждом шагу учит нас понимать противоположное в сочетании; разве в ней бесконечное отделено от конечного, вечное от временного, единство от разнообразия? Строгое требование " того или другого" очень похоже на требование " кошелёк или жизнь".

Варианты ответов: Субъективный идеализм. Метафизика. Материализм. Диалектика. Метафизический материализм. Объективная диалектика. Диалектический материализм.

2Попробуйте определить эпоху и авторов текстов. На каких принципах основывается определенный вами тип диалектики.

" Ночь изменяет действительность: утаивает очевидное и указывает на скрытое".

" Ночь смыкает людям глаза и открывает новые - невидимые для глаз-дали".

" Ночь как небытие: минута в ней не отличается от вечности, страдание от счастья, начало от завершения, приобретение от утраты, и когда, окончив свой волшебный сеанс, ночь растаивает, мир появляется обновленный, " натощак", переписанным начисто".

" Морская вода и самая чистая и самая грязная: рыбам она питье и спасение, людям же - погибель и отрава".

" Будущее пламя все обнимет и всех рассудит".

3 В следующем тексте автор высказывает несколько мнений.

С какими из них вы согласны, а с какими - нет?

Возможно ли, по вашему мнению, в исторической перспективе возникновение бесконечного множества диалектик? Если возможно, то какие гносеологические ионтологические предпосылки вашего вывода.

4 "...Диалектика - это значит искусство направлять ум на занятия философией, должна быть достаточна, тем не менее ее делят на две: на ту, которая вызывает споры или может вызвать спор, и ту, необходимую в первую очередь, которая должна была бы складываться из некоторых простых правил. Но разве не нелепая мысль, будто бы необходима диалектика диалектики? Однако аристотелики уже так давно запутали свои правила, что для их понимания в скором времени понадобится диалектика; и хорошо, когда следом за этим не понадобится и четвертая! "

5 Определите, в чем тождественные и в чем разные высказывания в следующих текстах с указанием одной из функций диалектики.

" Обычно диалектика совсем бесполезна для того, кто не хочет достигнуть знаний, но иногда она может быть полезна только для лучшего изложения другим уже известного, почему ее и нужно перенести из области философии в область риторики".

"...от этого его упорства у меня потихоньку накипает бешенство. С усилием я борюсь с собой. Нужно быть спокойным. Моим оружием теперь должна быть только логика Она мне послужит верно, потому что я прав.

6 Сравните два приведенных высказывания. Сопоставьте определения диалектики.

" Диалектика очень разная по своему смыслу. Одинаковым для нее остается только то, что противоположности имеют в ней существенное значение.Диалектикой называется логический процесс, который идет через антитезис к решению в синтезе. Диалектикой называется то, что реально происходит под воздействием противоположностей к антиномиям, которые не знают решения, падение в нерешаемость, в противоречие; называется и приведение к границам, где бытие обнаруживает себя совсем разорванным, где мое собственное бытие становится верой, а вера - постижением того, что кажется нелепым.

Философская вера содержит в себе структуру сходных диалектик. Подобно тому, как не разделены бытие и ничто, как оба они проникают один в одного, а затем самым решительным образом отталкиваются один от одного, так неразделимы и сильно отталкиваются одно от другого вера и неверие. Противоположности наличного бытия. Духа, мира мирятся в гармонии... тотального видения, а оно нарушается возмущением экзистенции против этой неистины".

''Раздвоение единого и познание противоречивых частей его...есть сущность (одна из " сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики" '.

7 Вставьте в текстах слова, которых не хватает, которые определяют тип философии:

" Для...философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме беспрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

" Нельзя в ту же...войти дважды",..." рассеивается и снова собирается, приходит и выходит".

8 Каким одним философским понятием можно выразить содержание текстов?

" Мы много слышали в последнее время о диалектическом методе, который рекомендуют нам социал-демократы для выработки социалистического идеала. Мы совсем не признаем этот метод, который также не признается ни одной из природоведческих наук. Для современного натуралиста этот " диалектический метод" напоминает что-то давно прошедшее, пережитое и, к счастью, давно уже забытое наукой. Ни одно из открытий девятнадцатого столетия — в механике, астрономии, физике, химии, биологии, психологии, антропологии — не было сделано диалектическим методом. Все они были сделаны единственно научным индуктивным методом".

" Диалектика, которая точно также не знает... и безусловного, применимого всюду " или-или", которая переводит одно в одно недвижимые метафизические отличия, признает в соответствующих случаях вместе с " или-или" также " как то, так и другие" и опосредует противоположности, - является единым, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим современной стадии развития природоведения".

" Две основные... концепции развития (эволюции) - это: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними).

При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или этот источник переносится по-забог, субъект). При другой концепции главное внимание направляется именно на познание источника " самодвижения".

9 Дайте философский анализ приведенных размышлений.

На основе ваших знаний и с помощью приведенных определений сформируйте принципы диалектики и метафизики.

Прочтите текст, попробуйте определить отношение автора к диалектике. Возможно ли на основе имеющегося текста определить метод мышления самого автора?

«Все существа веками до мира сотворены Богом, все живое существует в божьем плане космоса, во времени и в мире совершаются в идеальном процессе божьей диалектики. Но старое религиозное сознание человечества могло это воспринять только в конкретной форме элементарной и простой драмы с ограниченным количеством действующих лиц. В эту простую драму не вместилась еще полная истина об участии всех существ, всех частей сотворенного бытия в первородном грехе. Оторвалась от Бога мировая душа, носителя соборного единства творения, и поэтому все и все в мире принимает участие в предательстве богоотступничества и отвечает на первородный грех, в нем свободно участвует каждая истота и каждая былинка. Мировая душа женская по своей пассивной склонности как к добру, так и ко злу. Тайна этой женственности и есть тайна греха; она связана со свободой. Можно ли осмыслить происхождение зла, осветить первородный грех, в какомдействии начало существенной истории? Возможно ли осознанно освободиться от ада соблазнительной дилеммы: возложить на Творца вину за зло, содеянное творением, и призвать образ злого бога или же совсем отрицать объективность зла в мире? Возможно ли сознательно преодолеть персидский дуализм, механическое допущение двух богов, двух равнозначных начал, и пантеистический монизм, который не признает абсолютного различия между добром и злом, который видит в зле только несовершенство частей, только недостаточное добро? Между дуализмом и пантеизмом постоянно колеблется религиозно-философское сознание; вся ересь склоняется то в одну, то в другую сторону. Познавательное отрицание зла и оправдание зла есть заманчивое отречение от свободы...».

"...Диалектики и софисты подстраиваются под философов (потому что софистика - это только видимая мудрость, и как раз так же диалектики рассуждают обо всем, а общее все ж - истинное); рассуждает же они об этом очевидно потому, что это принадлежит философии. Действительно, софистика и диалектика занимаются одной и той же сферой, что и философия, но философия отличается от диалектики способом применения своих способностей, а от софистики выбором формы жизни.

Диалектика делает попытки исследовать то, что познает философия, а софистика - это философия фальшивая, а не настоящая".

10 Объясните признаки диалектики и софистики, приведенные Аристотелем, и дополните их.

" По Платону, философ тщательно занимается тремя вещами: он смотрит и знает истину, делает добро и теоретически рассматривает смысл (logos) разговора. Знание истины называется теорией, знание того, как нужно делать, - практикой, знание смысла разговоров - диалектикой".

11 Приведите исторические формы диалектики, объяснив смысл диалектики, названной в отрывке.

" Только софист мог бы стирать разницы между империалистической и национальной войной на той основе, что одна может превратиться в другую. Диалектика не раз служила — и в истории греческой философии - мостиком к софистике. Но мы остаемся диалектиками, борясь с софизмами не через отрицание возможности превращений вообще, а с помощью конкретного анализа в его обстоятельствах и в его развитии.

12 Если вы согласны с ленинской мыслью о том, что диалектика есть " мостик к софистике", то объясните, что общее и что разное в диалектике и софистике. Какие элементы, черты диалектики имеют возможность превращаться в элементы софистики?

" И философия есть язык, но он - не одно описание, а множество таких, которые превращаются одно в другое. Она - драма, потому что символы ее — символы подвижные. Диалектика —...свободно выделила себя к углубленному пониманию мира: так и драма есть зрительно проявленная диалектика... Диалектика есть приложение реальности. Не о символах реальности им сотворенных, рассказывает философ, но сами символы, в их рождении от вещественности, показывает. Он не учит, а перед нами испытывает вещественность. Диалектика есть непрерывный опыт над вещественностью, чтобы углубиться в последовательные пласты ее реальности... Это ненасыщенное вслушивание слова ее есть диалектика. Наука довольствуется единичным опытом и, построив схему, вложив его в схему, работает над схемой; философия ищет вечно живого опыта, и мысль бытует от себя до






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.