Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы менеджмента




Методы менеджмента в значительной степени определяют его успех.Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ной цели. Особенности этого воздействия отличают методы менеджмента друг от друга. В процессе управления выделяются административные (административно-правовые), экономические и социально-психологические методы. В современных условиях происходит переход от преимуще­ственно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Все методы менеджмента действуют не изолированно, а взаимосвязанно, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации менеджмента и в том или ином сочетании представляют собой механизм повышения эффективности и результативности менеджмента.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: скорость достижения цели; вероятность достижения цели; отношения подчинения; личность управляемого; личность управляющего; экономическую самостоятельность; климат в коллективе.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Экономические основываются на правильном использовании экономических законов, а социально-психологические - на способах мотивации и морального воздействия на людей.

Административно-правовые методы менеджмента – сово­купность средств правового и административного воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспо­могательную роль.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.

Административно-правовые методы опираются на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно-директивных и методических доку­ментов предприятия и вышестоящей организации, обязатель­ных к применению; систему планов, программ, заданий предприятия и систему оперативного руководства (распоряжения, делегирование полномочий, участие в управлении сотрудников).

Осуществляются административные методы управления в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов.



Распорядительное воздействие выражается в форме приказов, распоряжений или указаний, которые издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям.

Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления.

Экономические методы менеджмента соответствуют социально-экономи­ческой природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями.

Отличительная черта современного этапа развития эко­номических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.

К экономическим методам менеджмента относятся коммерческий расчет (синтезирует в себе как функции ме­неджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и на­правлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства), ценообразование, страхование, планирование, технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование, кредитование, финансирование, налогообложение, материальное стимулирование и др.

Социально-психологические методы менеджмента – способы осуществления управленческих воздействий на объект управления, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.



По масштабу и способам воздействия их можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства, и психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Хотя такое разделение достаточно условно.

В основе использования социально-психологических мето­дов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно, что произ­водственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения парт­нерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чув­ствовать себя партнерами.

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими про­цессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Социально-психологические методы направлены на реше­ние следующих задач: повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива; формирование благоприятного социально-психологиче­ского климата; эффективное использование различных форм морального поощрения; воздействие на групповое самосознание коллектива.

К социально-психологическим методам управления относятся социальный анализ коллективов, социальное планирование, социальное развитие коллектива, моральное стимулирование, методы социального нормирования, методы социального регулирования, тестирование, анкетирование, интервью, методы гуманизации труда, методы психологического воздействия на работников (формирование групп и нормального психологического климата) и др.

 

Контрольные вопросы

1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»?

2. Перечислите подходы к определению понятия «менеджмент».

3. Расскажите о сущности и содержании менеджмента.

4. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента?

5. Раскройте содержание основных закономерностей менеджмента.

6. Охарактеризуйте современные принципы менеджмента и оцените их роль в практической деятельности менеджера.

7. Какие существуют подходы к классификации функций менеджмента?

8. Охарактеризуйте основные, специфические и вспомогательные функции менеджмента.

9. Приведите примеры осуществления функций при предварительном, оперативном и заключительном управлении.

10. Охарактеризуйте состав основных методов управления и раскройте их содержание.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал