Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы менеджмента. 1.1. Менеджмент и управление: сущность, предмет, объект






1.1. Менеджмент и управление: сущность, предмет, объект

В современной рыночной экономике России термин «менеджмент» активно применяется и практики используют его как синоним термина «управление». Их безусловно можно отождествлять, но только в отношении социально-экономических систем (предприятий и организаций), так как менеджмент связан с людьми и является их атрибутом. Понятие «управление» шире понятия «менеджмент», так как в соответствии с энциклопедическим словарем управление – это функция организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Менеджмент (английское слово) происходит от корня латинского слова «манус» - рука. Первоначально термин подразумевал управление животными, рассматривался как искусство управления лошадьми. Позднее термин «менеджмент» перешел в область рыночной экономики. Менеджмент является одной из форм отношений в процессе производства и всегда отражает конкретную социально-экономическую обстановку в обществе. Возникновение менеджмента связано с разделением труда, а его необходимость – с применением коллективного труда. С развитием общества будут меняться организационные формы, принципы, средства и методы управления

На современном этапе развития рыночных отношений главным для большинства фирм оказывается не столько стремление к повышению прибыли, сколько способность предприятия дать потребителю товар (услуги) более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами. Достижение двух взаимоисключающих целей – снижения себестоимости продукции и одновременного повышения ее качества – возможно лишь в условиях новых форм руководства предприятием. Такие формы и методы руководства предлагаются менеджментом.

Управление является необходимой составляющей всякой целенаправленной деятельности. Без управления никакая деятельность не приведет к желаемому резуль­тату. Управление вносит порядок, согласует действия и направляет их на получение желаемого результата. В этом сущность управления и статус необходимого элемента всякой, индивидуальной или коллективной, деятельности.

Но управление не ведет к успеху автоматически, т. е. не означает гарантирован­ную эффективность. Управление осуществляют люди, и поэтому оно несет в себе личностные, т. е. субъективные представления людей об объективных процессах. Это положение можно сформулировать так: любое управление представляет собой сочетание субъективных и объективных факторов воздействия.

Объективные факторы проявляются уже в самой потребности управления для осуществления любой деятельности, а также в условиях осуществления этой деятельности, основных функциях, отражающих содержание воздействия, и в тех свойствах управления, которые характеризуют его как специфический вид деятель­ности человека. Наиболее важными свойствами управления являются: целенаправ­ленность, согласование действий, разделение и специализация управленческой деятельности, профессионализм, информация, временная и пространственная протяженность деятельности, полномочия (полнота возможностей), фактор воз­действия, функционирование по контуру прямой и обратной связи, развитие ор­ганизации. Объективными факторами они являются потому, что их невозможно исключить из управленческой деятельности, но можно использовать в достижении успеха или в обеспечении эффективности управления. Эффективность этого ис­пользования определяется знаниями, опытом, искусством руководителя, опреде­ляющими такую важнейшую составляющую управления, как менеджмент.

Помимо объективных, менеджмент опирается и на субъективные факторы, отражающие особенности личности, которой принадлежит главная роль в управлении. К ним относятся: психологические черты, уровень и особенности опыта работника, уровень и качество знаний, личностные взаимоотношения в группе, мотивация в деловых ситуациях, ценностная ориентация личности, система индивидуальных интересов, эмоциональная структура личности (развитость души), интеллектуальный потенциал и его особенности, личная организованность (орга­низационная культура). Но было бы неправильным сводить субъективные факторы только к личности менеджера. Они отражают общее проявление натуры (природы) современного человека и влияние её на управленческую деятельность.

Объективность проявляется в самом факте независимости того или иного явления от человека, субъективность — в формах, вариантах этого существования, которые определяются деятельностью человека, пониманием или непониманием им сути явлений, учете или игнорировании им этой сути.

Менеджмент – это и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых менеджеру навыков невозможно обучиться. Наука, потому что менеджмент, как теория и практика управления предприятием, включает в себя постоянный анализ базы данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации. Современный менеджмент следует рассматривать как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления.

Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно почерпнуть такие его толкования:

1) способ, манера обращения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки;

4) орган управления, административная единица.

Автор современной концепции менеджмента П. Друкер дает следующее разъяснение: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык. Он обозначает функцию, но также людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования».

В специальной литературе по менеджменту уживается множество его определений, что подтверждает многогранность этого понятия.

МЕНЕДЖМЕНТ – искусство добиваться результатов посредством действий других.

МЕНЕДЖМЕНТ – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

МЕНЕДЖМЕНТ – совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

В чисто функциональном плане менеджмент чаще всего определяется как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям.

МЕНЕДЖМЕНТ – социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.

МЕНЕДЖМЕНТ – процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля предприятия с тем, чтобы достичь координации человеческих, информационных, финансовых и материальных ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

МЕНЕДЖМЕНТ – интеграционный процесс, которым полномочные лица формируют, упрочивают и управляют организациями в ходе отбора и достижения стоящих перед ними целей.

МЕНЕДЖМЕНТ – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей организации, действующей в рыночных условиях, с применением принципов, функций и методов экономического механизма.

Иначе, менеджмент – это управление предприятием в условиях рынка, что означает:

1) ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех товаров и услуг, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;

2) постоянное стремление к повышению эффективности производства, то есть получение оптимальных результатов с минимальными затратами;

3) хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия или его подразделений;

4) постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

5) конечный результат деятельности предприятия выявляется на рынке в процессе реализации продукции;

6) необходимость использования современной информационной технологии с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.

По мере углубления разделения общественного труда и роста концентрируемого в одних руках капитала владельцы имущества оказываются уже не в со­стоянии квалифицированно справляться с решением усложняющихся проблем и вынуждены обращаться к услугам наемных сотрудников – профессиональных управляющих. Так возникает власть административная, легитимность которой подтверждается нормативно-правовыми актами, устанавливающими права, обязан­ности и ответственность должностного лица. Причем по мере роста организации, выражающегося прежде всего в увеличении ее штата, возрастает значение контрольной функции за поведением персонала. Аналогичным образом по мере все большей специализации труда работников организации усиливается потребность в координации их действий.

Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого взаимодействия. Рассматривается комплекс управленческих отношений работников, подразделений, организаций как по вертикали, так и по горизонтали иерархии как во внутренней, так и во внешней среде.

При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управления как особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Объект менеджмента – предприятия и организации, представляющие собой открытые, сложные, вероятностные и динамичные системы.

Менеджмент нацелен на активизацию личностного, творческого аспекта управления, вовлечение в процесс управления самих управляемых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.