Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие решений в управлении персоналом






Характеристика среды принятия решений в области кадрового менед­жмента. Кадровый менеджмент — вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия путем ис­пользования труда, опыта, интеллекта и мотивов поведения с учетом удовлетворенности работников их трудом.

На сегодняшний день большинство конкурирующих фирм техни­чески оснащены примерно одинаково, они используют схожие приемы и методы маркетинга и организации производства, поэтому в конку­рентной борьбе основное различие между компаниями заключается в персонале и системе управления персоналом. В этой связи кадровые решения становятся одними из наиболее важных решений, принима­емых на предприятии.

Объект управления в кадровом менеджменте — персонал предприя­тия. Человеческие ресурсы предприятия обладают важной особенно­стью. Это «живые» ресурсы, наделенные сознанием, результаты их ис­пользования носят вероятностный характер. Это означает, что зачастую не представляется возможным заранее оценить, какой будет отдача от каждого конкретного человека или рабочей группы. Наряду с профессионализмом в деятельности человека важную роль играет духовный, нематериальный аспект, поэтому здесь нужен индивидуальный подход. Кадровые решения должны приниматься с учетом необходимости под­держания хорошего физического и морально-психологического состо­яния сотрудников.

Субъект управления, т.е. лица, принимающие решения, — руковод­ство предприятия, специалисты кадровой службы. В состав кадровой службы могут входить:

- менеджеры по персоналу;

- специалисты-психологи;

- менеджеры по подготовке и обучению кадров;

- архивариусы;

- специалисты по внешним связям;

- специалисты по планированию потребности в кадрах;

- специалисты по планированию и развитию карьеры.

Особенность субъектов управления кадрами состоит в том, что оп­ределяющие характеристики профессионализма менеджера (наряду с владением методами управления) — психоаналитические способно­сти, опыт и знание сути деятельности работников.

К факторам, влияющим на принятие кадровых решений, можно отне­сти следующие:

- специализация (сфера деятельности) предприятия;

- цели деятельности предприятия;

- правовое регулирование трудовых отношений;

- наличие профсоюзов;

- экономические условия на рынке;

- состояние рынка труда;

- место расположения предприятия;

- организационно-правовая форма предприятия;

- степень централизации управления;

- корпоративная культура;

- организационная структура предприятия;

- уровень развития системы управления персоналом;

- особенности рабочих групп;

- стиль и опыт лидера, и т.д.

Кадровые решения и их особенности. Круг задач, которые решают менеджеры по персоналу, определяется с учетом функционального раз­деления труда. Среди основных функций кадрового менеджмента:

- определение потребности в персонале;

- обеспечение укомплектованности организации персоналом;

- использование персонала;

- развитие персонала;

- мотивация персонала;

- правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом.

В табл. 3 представлены характерные для каждого функционально­го блока кадровые решения.

Таблица 3

Типовые кадровые решения

Функциональный блок Решения в кадровом менеджменте
Определение потребности в персонале - планирование качественной и количественной потребности в персонале
Обеспечение укомплектован­ности организации персоналом - сбор и анализ маркетинговой информации о персонале; - выбор, разработка и использование методического обеспечения определения потребности в персонале; - вербовка, оценка и отбор персонала
Использование персонала - определение содержания труда (разработка должностных инструкций); - оценка результативности труда на рабочих мес­тах; - профориентация и адаптация персонала; - обеспечение безопасности и благоприятных условий труда; - служебные перемещения персонала (понижения / повышения по службе).
Развитие персонала - организация обучения и повышения квалифика­ции; - планирование и развитие карьеры; - формирование «корпоративного духа», «корпоративного потенциала»
Мотивация персонала - разработка структуры фонда оплаты труда и льгот; - нормирование и тарификация трудового процесса; - разработка систем оплаты труда; - мотивация трудового потенциала; - управление конфликтами
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом - правовое регулирование трудовых взаимоотношений; - формирование информационной базы кадровых сведений (учет и статистика данных)

 

Особенности кадровых решений проявляются в том, что они:

- носят индивидуальный, личностный характер, должны учиты­вать особенности личности субъекта управления;

- трудно поддаются стандартизации, поскольку проблемы, на ре­шение которых они направлены, нестандартны;

- должны приниматься с учетом выполнения требований психо­физиологии, эргономики, технической эстетики труда, техники безопасности, условий охраны окружающей среды;

- принимаются с учетом нормы управляемости, т.е. определения максимального количества работников, непосредственно подчи­ненных руководителю;

- в большинстве случаев должны быть документально оформлены (с учетом требований кадрового делопроизводства);

- должны приниматься в соответствии с нормами государственного права и нормативными актами предприятия (правилами внутрен­него трудового распорядка, должностными инструкциями и т.п.);

- направлены на повышение эффективности труда работников с учетом обеспечения удовлетворенности трудом для устойчивого; развития предприятия;

- часто носят интуитивный характер, строятся на логическом обо­сновании и опыте менеджера;

- характеризуются высокой степенью неопределенности и риска;

- оказывают значительное влияние на эффективность функциони­рования предприятия, играют определяющую роль в обеспече­нии его конкурентоспособности.

Методы принятия решений в кадровом менеджменте. Методы кадрово­го менеджмента применяются для решения конкретных задач в рамках перечисленных выше функциональных блоков. В табл. 4 представле­ны некоторые методы управления персоналом, используемые в процес­се реализации конкретных задач.

Таблица 4

Методы управления персоналом

Направления кадровых решений Некоторые методы и средства принятия кадровых решений
Планирование потребности в персонале: - общая потребность - потребность по категориям - дополнительная потребность - потребность в администра­тивно-управленческом персонале - методы планирования обшей потребности по объему продаж на одного работника, по прибыли до оплаты налогов, по добавленной стоимости (используется в производстве); - методы планирования потребности по категориям: по времени выполнения и объему работ (трудоемкости), по нормам обслуживания, по числу рабочих мест, по штатному расписанию; - методы планирования дополнительной потребности по приросту численности в связи с расширением производства, необходимостью возмещения выбывающих работников; - метод планирования потребности в административно-управленческом персонале по формуле Розенкранца
Вербовка (набор) кадров - обращение в биржи труда, центры трудоустройства, учебные учреждения, частные агентства, родственные предприятия, профсоюзы; - использование неформальных связей, презентации и PR  
Отбор кадров - анкетирование; - собеседование; - тестирование; - анализ резюме и рекомендательных писем; - экспертные методы оценки кандидатур
Аттестация и оценка персонала - установление стандартов и нормативов; - оценка на основании письменных характеристик; - использование шкал оценки; - методы ранжирования
Организация обучения и повышения квалификации - смена работы, рабочего места, ротация; - наставничество; - стажировки в других организациях; - использование рабочих инструкций для самоподготовки; - использование тренажеров, стендов, обучающих программ; - обучение на факультетах повышения квалификации
Мотивация персонала - методы материальной мотивации (вознагражде­ния, премии, повышение заработной платы); - методы нематериальной мотивации (должностное продвижение, признание успеха, благодарности, доски почета, знаки отличия)

 

Таким образом, управление персоналом занимает ключевое место в системе управления предприятием, а высокопрофессиональные кадро­вые решения создают условия для повышения эффективности его фун­кционирования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.