Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие решений в стратегическом управлении






Характеристика среды принятия решений в стратегическом управлении. Стратеги­ческое управление — это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориен­тирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует на изменения среды и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяю­щие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, дос­тигая при этом своих целей.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых зап­росов и изменение позиции потребителей, ужесточение конкуренции, информатизация бизнеса, развитие технологий, изменение роли чело­веческих ресурсов — все эти факторы приводят к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Объект управления в стратегическом управлении — пять взаимосвя­занных управленческих процессов:

- определение миссии и целей;

- анализ среды;

- выбор стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль реализации стратегии.

Особенность объекта управления — в его сложности, вероятностном характере состояния объекта в будущем, огромных усилиях, больших затратах времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осу­ществляться процесс стратегического управления.

Субъект управления, т.е. лица, принимающие решения, — высшее руководство предприятия, сотрудники подразделения, занимающегося стратегическим управлением. Особенность субъектов стратегического управления — их высокий профессионализм, который проявляется не только в знании и умении применять методы научного управления, прогноза, но и в гибкости, способности быстрой адаптации к изменениям, нова­торстве, творческом подходе к делу.

К факторам, влияющим на принятие стратегических решений, мож­но отнести следующие:

- специализация (сфера деятельности) предприятия;

- организационно-правовая форма предприятия;

- политико-правовая среда;

- экономическая ситуация, в том числе конкуренция;

- уровень развития технологий;

- состояние рынка рабочей силы;

- отношения с поставщиками, потребителями и другими контр­агентами;

- сильные и слабые стороны организации;

- организационная структура предприятия;

- организационная культура предприятия;

- уровень профессионализма высшего звена управления и др.

Стратегические решения и их особенности. В рамках перечисленных выше процессов стратегического управления менеджерами высшего зве­на принимаются решения в области:

- определения миссии и целей организации;

- выбора, реализации, контроля реализации стратегии фирмы;

- выбора, реализации, контроля реализации стратегии продукта;

- выбора, реализации, контроля реализации стратегии использо­вания потенциала человеческих ресурсов.

В табл. 7 представлены характерные для каждого функционально­го блока стратегические решения.

Таблица 7

Типовые стратегические решения

Функциональный блок Стратегические решения
Определение миссии и целей организации - формулирование миссии в определенном утверждении; - определение степени отражения интересов собственников, сотрудников, покупателей, партнеров в миссии предприятия; - определение целей организации
Выбор, реализация, контроль реализации стратегии предприятия - определение бизнеса, который необходимо прекратить; - определение бизнеса, который необходимо продолжить; - определение бизнеса, в который нужно перейти; - оценка и выбор стратегии; - эффективное использование имеющихся у фирмы ресурсов; - выбор организационной структуры; - проведение изменений; - пересмотр плана выполнения стратегии
Выбор, реализация. контроль реализации стратегии продукта - определение портфеля продукции фирмы; - выбор конкурентной позиции; - включение маркетинга в стратегическое управление; - выбор средства реализации стратегии
Выбор, реализация, контроль реализации стратегии использования человеческого потенциала - назначение менеджеров высшего звена; - разработка кадровой политики организации; - формирование «корпоративного духа», «корпоративного потенциала»; - разработка стратегии мотивации персонала

 

Особенности стратегических решений:

- высокая степень неопределенности и риска;

- необходимость определения доверительного интервала;

- определяющая роль всей дальнейшей деятельности предприятия;

- оригинальность, уникальность процедур;

- активизация участия всех работников для реализации задач и по­иска наилучших путей достижения целей организации;

- значительные затраты времени и ресурсов для принятия и реа­лизации стратегических решений;

- принятие решений на высшем уровне управления;

- сложность автоматизации процесса принятия стратегических ре­шений;

- исключительная значимость участия служб маркетинга, связей с общественностью и др., требующих существенных дополнитель­ных затрат;

- наличие альтернативных путей функционирования предприятия и механизмов принципиальной корректировки стратегии;

- необходимость создания организационной культуры, позволя­ющей реализовать стратегию, а также систем мотивации и орга­низации труда.

Методы принятия стратегических решений. В табл. 8 представлены некоторые методы принятия стратегических решений, используемые при реализации базовых процессов.

Таблица 8

Методы принятия стратегических решений

Процесс Методы принятия стратегических решений
Анализ среды - метод анализа сильных и слабых сторон организа­ции; - SWOT-анализ; - метод построения матрицы возможностей; - метод построения матрицы угроз; - составление профиля среды;
Определение миссии и целей - метод дерева решений, дерева целей; - программно-целевой метод; - экспертные методы; - методы прогнозирования
Выбор стратегии - методы многокритериальной оценки альтернатив; - экспертные методы; - методы прогнозирования; - построение и анализ матриц портфеля бизнесов (стратегических единиц бизнеса); - методы принятия решений в условиях неопределенности и риска
Реализация стратегии - совокупность методов управления в области организации производства, маркетинга, финансовой деятельности
Контроль и оценка результатов реализации стратегии - использование матрицы «изменение — сопротивление»; - методы анализа управленческих решений; - методы причинно-следственного анализа

 

Таким образом, стратегические решения определяют общее направ­ление развития организации и ее главные цели. Они закладывают кон­цептуальную основу для принятия управленческих решений во всех сферах деятельности предприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.