Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополия. Олигополией называют тип рыночной структуры, где на несколько крупных фирм приходится основной объем продаж рынка.




Что такое олигополия?

Олигополией называют тип рыночной структуры, где на несколько крупных фирм приходится основной объем продаж рынка.

Товары, выпускаемые олигополией могут быть как однородны (сталь, алюминий, цемент), так и дифференцированы (автомобили, сигареты, холодильники и т.д.).

Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба (выше говорилось о том, что существуют отрасли, где экономия от масштаба существует даже при очень крупных размерах предприятия, например в автомобильной или сталелитейной промышленности).

Вступление в отрасль может быть существенно ограничено путем выдачи лицензий (например, чтобы заниматься оптовой торговлей медицинскими препаратами в Москве, фирма должна иметь в штате фармацевта с высшим образованием, площадь под склад более 100 м2. и т.д., что ограничивает вступление в эту сферу деятельности мелких фирм).

Патентование изобретений является также определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длительного срока (так, в Америке - в течение 17 лет).

Важной особенностью рыночного поведения олигополий является взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов. Таким образом, действия фирм-конкурентов становятся для олигополии дополнительным условием при определении оптимальных объема производства и цен.

Фирмы в рыночной структуре олигополии боятся потерять часть потребителей не только в случае изменения цены фирмой-конкурентом, но и в случае проведения конкурентом успешной рекламной компании. В случае, если конкурент начинает рекламную компанию, остальные фирмы вынуждены также включаться в рекламную гонку. В результате все фирмы-конкуренты осуществляют избыточную рекламу. Примером этому может служить запрет на телевизионную рекламу сигарет в США в начале 70 годов. Тогда рекламные расходы отрасли значительно упали, а прибыли значительно возросли.

При олигополии, как и для чистой монополии возможна также нечестная конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами (например, силовым давлением).

Существует ряд моделей, описывающих поведение олигополий на рынке.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал