Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценовая дискриминация. Еще одной характерной особенностью рынков несовершенной конкуренции является возможность ценовой дискриминации.






Еще одной характерной особенностью рынков несовершенной конкуренции является возможность ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация - установление различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей.

Производя продукцию по более высокой цене фирма лишается части потенциальных покупателей. При повышении цены валовой доход может расти (если спрос на продукцию неэластичен по цене), или падать (если спрос на товар эластичен по цене). Но в условиях несовершенной конкуренции существует возможность повышения цены без отказа части потребителей от продукции, т.е. фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп потребителей.

Если одни потребители покупают продукцию по более низкой цене, чем все остальные, мы имеем дело с практикой ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация возможна при условиях, когда исключается практика перепродажи купленной продукции покупателем, приобретающим товар по более низкой цене, чем остальные. При перепродаже товара одним из покупателей продавец теряет часть рынка сбыта продукции. Поэтому предоставление кому-либо из покупателей льгот осуществляется при гарантиях того, что " счастливчик" не станет перепродавать купленную продукцию. Именно исходя из подобных соображений ценовой дискриминации подвержена прежде всего сфера услуг, где производство обычно совпадает с потреблением.

Различают три вида ценовой дискриминации:

· ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная цене его спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. На практике этот вид ценовой дискриминации встречается при производстве товара на заказ для каждого индивидуального потребителя;

· ценовая дискриминация второй степени, которая выражается в установлении разных цен на определенные партии товара в соответствии с функцией спроса. На практике этот вид ценовой дискриминации часто принимает форму различного рода скидок на объем (чем больше объем партии, тем относительно ниже цена единицы товара). В этом случае продавец увеличивает объем реализованной продукции, а потребитель может достичь определенной экономии при увеличении разового объема покупки;

· ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка), в ходе которой осуществляется дифференциация покупателей на группы с различными функциями спроса, с последующим установлением цен для каждой такой группы в отдельности.

Существует возможность выделить из всех покупателей группы, готовые купить товар только по более низкой цене. Исходя из реальных бюджетных ограничений потенциальных покупателей проводится их классификация:

· по социальному статусу (например, льготные проездные билеты для студентов);

· по возрасту (например, туристическая фирма может предоставлять скидки детям);

· по полу (например, плата за вход на дискотеку может быть разным для мужчин и женщин);

· по месту жительства (например, парикмахерская может обслуживать жителей близлежащего района по льготной цене);

· по времени (например, цена железнодорожных билетов в летний период может быть снижена).

Ценовая дискриминация распространена в медицине (за ту же самую услугу богатый человек может заплатить больше, чем человек с меньшим достатком).

Телефонные услуги также подвержены ценовой дискриминации (это связано с тем, что деловой человек будет звонить в то время, когда ему необходимо, пенсионер же или студент, возможно, отложат свой звонок на вечернее время или выходной день, когда установлен льготный тариф).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.