Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические предрассудки






 

Еще одно важное в педагогическом отношении понятие – предрассудок. Что он представляет собой? Буквально «то, что перед рассудком», т. е. нерациональное, критически не рефлексируемое представление.

Словарь С. И. Ожегова определяет предрассудок как «ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-нибудь».

У В. И. Даля «предрассудок – предубеждение, твердое понятие, мнение; убеждение о деле, которое не довольно знаешь; мнение превратное или одностороннее, ложное».

Краткий психологический словарь (Ростов-н/Д., 1998): «Предрассудок – предубеждение – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предубеждение может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок)».

Обобщив приведенные определения, выделим основные признаки предрассудка:

неадекватность отражения реальности;

– иррациональность – предрассудок всегда иррационален (усвоен некритически);

– конкретность – предрассудок характерен для наглядно-действенного мышления;

устойчивость;

эмоциональная окрашенность.

С учетом названных признаков можно предложить следующее определение: педагогический предрассудок – устойчивая, некритически усвоенная, эмоционально окрашенная установка, препятствующая адекватному восприятию педагогической реальности.

Интересный анализ предрассудков массового педагогического сознания предложен в книге A. M. Сидоркина «Парад предрассудков». В работе обращается внимание на такой сущностный признак педагогических предрассудков, как иррациональность (педагогические предрассудки усваиваются подсознательно, некритически):

– суть предрассудка остается всегда необъяснимой, принимаемой на веру;

– предрассудки ведут скрытый образ жизни, редко всплывая на поверхность сознания;

– слепое следование любой идее есть предрассудок.

Автор подчеркивает, что предрассудки проявляются преимущественно в практической деятельности (наглядно-действенный вид мышления), что усложняет их выявление: «Человек мыслит не только словами. Существует еще и мышление в самой практической деятельности. Вот в этом-то втором виде мышления и проживает основная масса предрассудков и шаблонов». В этой связи обращается внимание, что предрассудок «достаточно осознать, увидеть в себе, чтобы убедиться в его ложности».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.