Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учитель – субъект воспитательных отношений






Учитель оказывает большое влияние на формирование некоторых важных сторон личности ребенка: невротизм, тревожность, развитие социально-моральных качеств, ответственность, освоение социальных норм, интеллектуальное развитие, поэтому отношения учителя и учащихся составляют одну из важнейших проблем педагогической практики. Учитель довольно сильно влияет на уровень личностного и социального приспособления в целом. Возникающие в школе из-за острой неудовлетворенности потребностей детей в позитивных отношениях с взрослыми конфликты играют значительную роль в формировании черт характера ребенка и в перестройке его личности. А. С. Макаренко считал, что «они сеют разочарование, гибель характеров, подавленность, скрытые и открытые протесты, воровство, пьянство, хулиганство», то, что называют девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (на грани правонарушений и противоправным) поведением.

Стиль отношений между учителем и детьми – внутренний психологический фон, на котором развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей.

Проведенные и у нас, и за рубежом исследования показали, что у демократичного учителя дети ведут себя гораздо свободнее и активнее, чем у авторитарного. Их поведение чаще характеризуется непосредственностью, инициативой и включает предложения, обращенные к другим. Поведение детей в классах авторитарных педагогов более агрессивное, враждебное, дети в классе более разобщены.

Дети предпочитают учителей, обладающих следующими характеристиками:

· человеческие качества – доброта, уравновешенность, умение понять и доверять, уважение к человеческому достоинству, толерантность, тактичность, чувство юмора и т. п.;

· организационные качества – демократичность, сотрудничество, справедливость, последовательность, честность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность и т. п.;

· деловые качества – знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять;

· внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность...

У всех учеников с начальной школы до выпускных классов явственно стремление к кооперативности и личностному отношению с учителем. Неспособность педагога удовлетворить ожидания воспитанников и невнимание к этим ожиданиям порождают негативное отношение к самому учителю и его предмету, приводит к острым конфликтам.

Взаимоотношения учителя и учащихся никогда не остаются нейтральными к результатам воспитания и обучения. Так, характер взаимоотношений с учителем на уроке чутко воспринимается учениками, неуверенными в себе, застенчивыми, малообщительными, слабоуспевающими. Такие дети совсем по-иному чувствуют себя, когда замечают, что их суждениям учитель уделяет внимание, отдает должное их стараниям, радуется их успехам, огорчается неудачам. Поддерживая в учащихся чувство собственного достоинства, учитель скорее добивается от них прилежной и ответственной работы.

В работе с детьми учителю следует всегда помнить, что человека делают человеком светлые воспоминания детства, как считал
Ф. М. Достоевский.

Взаимоотношения учителя и учащихся оказывают разностороннее влияние и на самого учителя. От характера отношений с учащимися зависит степень удовлетворенности учителя своей работой, его стремление совершенствовать свое педагогическое мастерство[88].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.