Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория и методика воспитания. Успех воспитания всегда зависит от участия воспитанника в формировании своей личности
Успех воспитания всегда зависит от участия воспитанника в формировании своей личности. Сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств называется самовоспитанием. Обычно такая работа становится возможной в подростковом возрасте. Однако следует помнить, что в формировании своей личности ребенок участвует всегда. Кратко последовательность и основные приемы самовоспитания можно представить как самопознание, определение идеала, самообязательство (программа достижения идеала), самоубеждение, самоорганизация и самоободрение, самоконтроль и самоанализ. Признано, что самовоспитание во много раз быстрее формирует качества личности, чем подражание и приспособление. Рассматривая «технологию», внутреннюю структуру самовоспитания, можно выделить в нем три этапа, каждый из которых, в свою очередь, разделяется на несколько звеньев. Их можно рассматривать и как способы воздействия на самого себя, способы работы личности по формированию и развитию у себя личностных качеств. Этапы самовоспитания: Первый этап – определение цели. На этом этапе можно выделить три элемента: – самопознание, т. е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих воспитанника качеств; именно здесь воспитатели (родители, учителя) могут и должны оказать подросткам крайне необходимую им помощь, которую из других источников воспитанникам получить во многих случаях просто невозможно; – определение идеала (нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); чаще всего в младшем возрасте главную роль в этом играют воспитатели, в подростковом же возрасте роль воспитателей в этом становится минимальной: подростки в большей мере ориентируются в определении идеала на сверстников, кумиров эстрады, привлекательные образцы внешнего по отношению к официальной системе воспитания плана действий; – самообязательство, т. е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования. Вот, например, какие обязательства ставил перед собой К. Д. Ушинский: «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. Второй этап – работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя: – самоубеждение и самовнушение: известный психиатр – самоободрение; самоприказ. Важно, чтобы воспитанник знал о возможности и высокой эффективности этих способов воздействия на себя. Они являются ключевыми, главными рабочими инструментами самовоспитания. Третий этап – подведение итогов работы, определение результатов приложенных усилий, эффективности работы над собой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как самоконтроль и самоанализ. В лучшем случае их выполнение подразумевает ведение дневника, в наиболее простом – вспоминание вечером всего, что сделано за день, осмысление своего поведения, его анализ в сравнении с принятыми обязательствами. Следует отметить, что для большинства детей и подростков участие в деятельности какой-либо детской общественной организации является самым сильным стимулом в самовоспитании. Сравнение себя с другими, стремление к самоутверждению в группе сверстников побуждает к работе над собой больше, чем уговоры воспитателей. Так, одной из заповедей скаутской организации является ежедневный самоотчет скаута о прожитом дне, что помогает скаутам самосовершенствоваться[46].
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 2 1. Попытайтесь оценить, какое влияние на вашу судьбу (формирование личности студента) оказывают внешние и внутренние объективные, а также субъективнее противоречия (см. текст § 2 «Движущие силы воспитания». 2. Охарактеризуйте эмоционально-мотивационный компонент организации воспитательной работе в вашем вузе. 3. Попытайтесь дать развернутую характеристику реализации основных принципов воспитания в системе воспитательной работы в вашем вузе. 4. Проанализируйте все предлагаемые авторами статей § 3 принципы воспитания и постройте свой вариант их классификации, включая те принципы, которые, по вашему мнению, безусловно важны, и игнорируя то, что авторы именуют принципами, но что вы таковыми не считаете. 5. Н. А. Морева, предлагает следующий вариант классификации видов и типов воспитания:
|